ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-3668/20 от 29.09.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-3668/2020,

№ 88а-7877/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 29 сентября 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 октября 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гридин А.Н. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Гридин С.А. к 3 отделу федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казённому учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» о признании действий (бездействия) незаконными и о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 марта 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Гридина С.А. к 3 отделу федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжильё»), ФГКУ «Востокрегионжильё» о признании незаконным действий (бездействия) выразившихся в непризнании его нуждающимся в получении жилых помещений, в неуказании его в решении от 30 марта 2015 года о принятии на учёт нуждающихся в получении жилых помещений Гридина А.Н., в непринятии решения о выплате жилищной субсидии Гридину А.Н. с учётом административного истца; а также о возложении на административных ответчиков обязанности пересмотреть заявление Гридина А.Н. от 9 декабря 2014 года, приняв по нему новое решение о включении в качестве нуждающегося в получении жилых помещений Гридина С.А., пересмотреть решение по заявлению Гридина А.Н. от 11 декабря 2014 года, приняв по нему новое решение о выплате жилищной субсидии в соответствии с нормами приказа Минобороны России от 21 июля 2014 года № 510 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы».

2 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба заинтересованного лица – Гридина А.Н., поданная им 2 июля 2021 года через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения.

Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 марта 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

Исходя из пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих – граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).

Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утверждённый приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 (далее – Порядок предоставления субсидии), регулирующий вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 1 Порядка предоставления субсидии), предусматривает, что решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается в порядке очерёдности уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учёта признанных нуждающимися в жилых помещениях (пункт 5 Порядка предоставления субсидии).

В целях реализации права на жилищное обеспечение в форме получения жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган уполномоченный орган либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счёта и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей; за несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи заявление подписывается их законным представителем (пункт 4 Порядка предоставления субсидии).

В свою очередь, Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 (далее – Правила).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Гридин А.Н., проходивший военную службу по контракту в течение более 10 лет, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 30 декабря 2014 года исключён из списков личного состава войсковой части <данные изъяты>.

Решением ФГКУ «Востокрегионжильё» от 25 апреля 2019 года Гридин А.Н. снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с выплатой ему денежных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

По делу также установлено, что вступившим в законную силу решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 марта 2020 года по делу гражданскому делу № 2-679/2020 отказано в удовлетворении иска Гридина А.Н. к ФГКУ «Востокрегионжильё» о понуждении произвести перерасчёт жилищной субсидии и её выплату в большем размере (с учётом Гридина С.А.).

Из содержания апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 14 сентября 2020 года, которым оставлено без изменения указанное выше решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 марта 2020 года, следует, что на момент принятия ФГКУ «Востокрегионжильё» решения от 8 апреля 2019 года о предоставлении Гридину А.Н. субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) других совместно проживающих с ним членов семьи не имелось, поскольку после расторжения брака с ФИО6 (ФИО7) И.В., бывшая супруга Гридина А.Н. и его несовершеннолетний сын (Гридин С.А.) выехали из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>-а, <адрес>. Доказательств того, что Гридин С.А. на момент принятия решения о предоставлении Гридину А.Н. жилищной субсидии проживал с отцом, являлся членом его семьи и нуждался в жилом помещении не представлено.

Отказывая в удовлетворении заявленных в рамках настоящего административного дела административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, проанализировав положения действующего законодательства, регламентирующего порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, а также оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, обоснованно указал в решении, что бывший военнослужащий Гридин А.Н. реализовал свое право на обеспечение жилым помещением в виде предоставления ему жилищной субсидии, при этом в заявлении о перечислении такой субсидии он сообщил сведения только в отношении себя в качестве единственного лица, которому она положена. Против получения жилищной субсидии из расчёта на одного человека (исходя из норматива общей площади жилого помещения 33 кв. м.) Гридин А.Н. не возражал. В то же время, право иных лиц на получение жилищной субсидии производно от прав самого военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) и оно не может быть реализовано ими самостоятельно. Лица, которые совместно не проживали с военнослужащим либо гражданином, уволенным с военной службы, не являлись членами их семей, исходя из положений Порядка предоставления субсидии, не могут претендовать на получение жилищной субсидии.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что изложенная позиция нижестоящих судов согласуется с приведёнными выше положениями статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, пунктов 1, 4, 5 Порядка предоставления субсидии и Правил.

В свою очередь содержание кассационной жалобы воспроизводит доводы Гридина С.А. и Гридина А.Н., изложенные ими ранее при рассмотрении административного дела в судах первой и апелляционной инстанций, эти доводы не опровергают верных выводов нижестоящих судов, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они сводятся к субъективной переоценке установленных по делу обстоятельств и неверному толкованию норм материального права, которые в силу положений частей 2 и 3 статьи 328, частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая заявленные административные исковые требования, нижестоящие суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на верной оценке исследованных судами доказательств, и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гридин А.Н. – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи