ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-3734/2023 от 29.11.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-3734/2023,

№ 88а-11398/2023

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 29 ноября 2023 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 декабря 2023 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Королевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Жиганского района Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царёвой М.Г., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

прокурор Жиганского района Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (далее – ФБУ «Администрация Ленского бассейна»), в котором просил возложить на ответчика обязать в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу поднять, удалить и утилизировать затонувшие суда: «Плавкран», расположенное на 624 км правого берега реки Лена на береговой полосе у устья реки Джарджан в координатах N 68°43?53,01?, Е 124°00?25,72?; «Шаланда», расположенное на 868 км левого берега реки Лена на незатопленном месте под бровкой в координатах N 66°49?23,85?, Е 123°23?22,96?; теплоход «Уклон», расположенный в 200 м от устья реки Стрекаловка на правом берегу в русле реки Лена на 873 км в координатах N 66°46?22,46?, Е 123°22?28,46?.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что указанные затонувшие суда, которые не имеют владельцев, представляют угрозу окружающей среде, препятствуют судоходству и осуществлению любительского рыболовства в русле реки Лена.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2022 года, в удовлетворении искового заявления прокурора Жиганского района Республики Саха (Якутия) было отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года кассационное представление прокурора Республики Саха (Якутия) вместе с делом переданы для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 марта 2023 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в порядке административного судопроизводства в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в ином составе суда.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) административное исковое заявление прокурора Жиганского района Республики Саха (Якутия) удовлетворено. На ФБУ «Администрация Ленского бассейна» возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу поднять, удалить и утилизировать затонувшие суда:

- «Плавкран», расположенное на 624 км правого берега на береговой полосе у устья реки Джарджан в координатах N 68°43?53,01?, Е 124°00?25,72?;

- «Шаланда», расположенное на 868 км левого берега на незатопленном месте под бровкой в координатах N 66°49?23,85?, Е 123°23?22,96?;

- теплоход «Уклон», расположенный в 200 м от устья реки Стрекаловка на правом берегу в русле реки Лена на 873 км в координатах N 66°46?22,46?, Е 123°22?28,46?.

12 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФБУ «Администрация Ленского бассейна», поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 28 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения, которым административные исковые требования прокурора удовлетворить в только в части судна «Шаланда», тогда как в отношении судна «Плавкран» и теплохода «Уклон» – отказать, поскольку они расположены за пределами внутренних водных путей Ленского бассейна.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 октября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

К числу основных принципов охраны окружающей среды статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ относит принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

Согласно части 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

В силу статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации администрация бассейна внутренних водных путей – организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определённые в соответствии с настоящим Кодексом. Бассейн внутренних водных путей – часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия.

Правила, регулирующие порядок подъёма, удаления и уничтожения имущества, затонувшего на внутренних водных путях, установлены главой 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Так, статьёй 45 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определено, что действие правил, установленных главой 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, распространяется на владельца затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов, на собственников иного затонувшего имущества (пункт 1).

К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 данного Кодекса, и такое имущество создаёт серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.

Пунктом 6 статьи 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определены обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества по подъёму затонувшего судна и иного затонувшего имущества, при этом указано, что в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъёма затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создаёт угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъём затонувшего судна или иного затонувшего имущества по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество не создает угрозу безопасности судоходства либо не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъём затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, в соответствии с Перечнем затонувших судов на внутренних вводных путях Ленского бассейна на территории Жиганского района Республики Саха (Якутия) находятся затонувшие суда: «Плавкран» – 624 км правового берега реки Лена на береговой полосе у устья реки Джарджан»; «Шаланда» – 868 км левого берега реки Лена на незатопляемом месте под бровкой; теплоход «Уклон» – 200 м от устья реки Стрекаловка на правом берегу 873 км русла реки Лена.

В соответствии с письменными информациями Якутского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» от 21 марта 2022 года № 01-01-356 и Жиганской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2022 года № 32 указанные затонувшие суда и их фрагменты, окисляясь, загрязняют окружающую среду, кроме того, они препятствуют судоходству по реке в летнее время.

Владельцы судов «Плавкран», «Шаланда» и теплохода «Уклон» не установлены.

Разрешая заявленные прокурором административные исковые требования, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Вводного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, Устава ФБУ «Администрация Ленского бассейна», утверждённого распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 20 февраля 2013 года № АД-52-Р, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что поскольку затонувшие суда «Плавкран», «Шаланда» и теплоход «Уклон» находятся в пределах внутренних вводных путей Ленского бассейна и их владельцы не установлены, обязанность по подъёму, удалению, утилизации данных затонувших судов (их фрагментов) необходимо возложить на ФБУ «Администрация Ленского бассейна», целями деятельности которого является эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений Ленского бассейна, обеспечение безопасного судоходства на внутренних водных путях.

Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов, изложенными в решении и апелляционном определении, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права приведены в обжалуемых судебных актах.

В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 августа 2012 года № 316 «Об определении бассейнов водных путей Российской Федерации» к Ленскому бассейну внутренних водных путей отнесён участок реки Лена: верхняя граница по течению – пос. Качуг, нижняя граница – Быков Мыс.

Вопреки доводам кассационной жалобы, определение месторасположения затопленных судна «Плавкран» и теплохода «Уклон» соответственно у устья реки Джаржан и в 200 м от устья реки Стрекаловка по правому берегу реки Лены, не свидетельствуют о том, что они располагаются за пределами указанных выше границ Ленского бассейна внутренних водных путей, следовательно обязанность по их подъёму, удалению, утилизации в целях воспрепятствования негативному воздействию на окружающую природную среду и в целях обеспечения безопасного судоходства обоснованно возложена на ФБУ «Администрация Ленского бассейна».

Доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов, изложенных в решении и апелляционном определении; по существу эти доводы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и представленных в материалах дела доказательств, а также основаны на неверном субъективном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем они не могут служить предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, определённой положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи