ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-4125/2021 от 12.09.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-4125/2021

88а-24166/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 12 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Найденовой О.Н., Шароновой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Московской области к Дацюк Д. А. о взыскании задолженности по платежам в бюджет.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Московской области (далее Межрайонная ИФНС России № 6 по Московской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дацюк Д.А. о взыскании налога на доходы физических лиц за 2019 год в размере рублей, пени по нему в размере рублей.

Решением Ногинского городского суда Московской области от 18 ноября 2021 года административные исковые требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 мая 2022 года решение Ногинского городского суда Московской области от 18 ноября 2021 года отменено, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 6 по Московской области отказано.

В кассационной жалобе, поданной 26 июля 2022 года через Ногинский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 5 августа 2022 года, налоговый орган ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на существенное нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В обоснование доводов жалобы административный истец выражает несогласие с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств по делу, считает, что материалами дела достоверно подтвержден факт представления налоговым агентом ООО «Северное» в налоговый орган справки формы 2-НДФЛ, согласно которой сумма дохода Дацюк Д.А. за 2019 год по коду «» (иные доходы) составила рублей, неудержанная сумма налога составила рублей. Обязанность по уплате налога на доходы физических лиц административный ответчик в установленный срок не исполнил. Сумма задолженности в срок, установленный в требовании, уплачена не была.

В возражениях на кассационную жалобу Дацюк Д.А. указывает, что при вынесении судебного акта судом апелляционной инстанции нарушений не допущено. Решением арбитражного суда Московской области от 09 августа 2019 года по делу № были установлены обстоятельства, подтверждающие невиновность административного ответчика в присвоении (получении) товарно-материальных ценностей налогового агента - ООО «Северное», который подал в налоговый орган недостоверные сведения о доходе административного ответчика на сумму рублей. Налоговым органом принято решение о взыскании с административного ответчика налога на доходы физического лица, которые им не получались.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований к отмене судебного акта суда апелляционной инстанции не находит.

Как следует из материалов дела, ООО «Северное» представило в налоговый орган справку № 1 от 22 сентября 2019 года о доходе Дацюк Д.А. за 2019 год, согласно которой последний получил облагаемый налогом доход в размере рублей, а начисленный налог на доход физических лиц в размере рублей удержан не был.

Налоговым органом сформировано и направлено Дацюк Д.А. налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года № об оплате налога на доходы физических лиц за 2019 год, не удержанного налоговым агентом, в размере рублей.

По состоянию на 24 декабря 2020 года в адрес административного ответчика направлено требование № об оплате в срок до 26 января 2021 года налога на доходы физических лиц в размере рублей, пени в размере рублей.

В связи с неисполнением требования об уплате налога на доходы физических лиц налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № 143 Ногинского судебного района Московской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 151 Ногинского судебного района Московской области, выдан судебный приказ о взыскании с Дацюк Д.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Московской области недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическим лицом в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2019 год, в размере рублей, пени в размере рублей за период со 2 декабря по 23 декабря 2020 года, который отменен определением этого же мирового судьи от 11 мая 2021 года в связи с поступившими возражениями Дацюк Д.А.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, указав, что Дацюк Д.А. являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, который не был удержан налоговым агентом, а административным истцом соблюдены установленные законом требования к процедуре взимания налога, в том числе, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Проверяя законность и обоснованность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО «Северное» в 2019 году обращалось в арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о взыскании с административного ответчика убытков в размере рублей, причиненных обществу при исполнении административным ответчиком обязанностей директора, и решением арбитражного суда Московской области от 9 августа 2019 года в удовлетворении иска было отказано.

Указав на то, что вступившим в законную силу судебным решением был установлен факт неполучения административным ответчиком дохода в размере, указанном в справке ООО «Северное» по форме 2-НДФЛ от 22 сентября 2019 года № , суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что указанная справка по форме 2-НДФЛ не соответствует действительности и выдана в результате недобросовестных действий юридического лица, в связи с чем не может служить основанием для взыскания с административного ответчика налога на доходы физических лиц за 2019 год в размере рублей.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.

Согласно пункту 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Достижение задач административного судопроизводства невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия его сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных упомянутым кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу в целях правильного разрешения административного дела.

Согласно пункту 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов, что предполагает необходимость гармонизации правоприменительной деятельности налоговых органов и законных интересов налогоплательщиков.

Таким образом, вытекающий из указанной нормы принцип добросовестности налогового администрирования не допускает создание формальных условий для взимания налогов и предписывает установить действительный размер налоговой обязанности, в том числе при разумном содействии налогоплательщика.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие суммы налога.

В пункте 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций».

В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Пунктом 1 статьи 226 указанного кодекса обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые данным налогом. Названные организации в Российской Федерации признаются налоговыми агентами.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (пункт 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для установления фактов исполнения налоговым агентом обязанности по перечислению исчисленного и удержанного НДФЛ необходимо наличие документов, подтверждающих факты выплаты физическим лицам дохода и удержания из него исчисленных сумм налога.

По настоящему делу единственным основанием для обращения налогового органа в суд с административным иском явилась справка по форме 2-НДФЛ за 2019 год, представленная налоговым агентом.

Суд апелляционной инстанции констатировал, что доход в размере, указанном в справке ООО «Северное» по форме 2-НДФЛ от 22 сентября 2019 года № 1, административным ответчиком получен не был, что установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда Московской области, при ее выдаче юридическое лицо злоупотребило правом, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имелось.

Выводы суда апелляционной инстанции отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, обеспечены точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением норм, регулирующих спорное правоотношение и подлежащих применению в настоящем деле.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.

Кассационная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или свидетельствовали бы о необоснованности выводов суда.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Московской области - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи