ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-4493/19 от 15.07.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-4493/2019

№ 88а-4534/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 15 июля 2020 года

Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 27.07.2020

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Ровенко П.А. и Тымченко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, начальника Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области и жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 30 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Бардина Владимира Владимировича к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, начальнику Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, заинтересованное лицо Бардина Анна Владимировича о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии Управления.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., объяснения представителя Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, начальника Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО13, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Бардина А.В. – ФИО14., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Бардин В.В. обратился в Центральный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением к начальнику Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, и просил признать незаконным и недействующим со дня принятия решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО от 16 октября 2019 года об отказе в постановке старшего мичмана Бардина В.В. составом семьи 2 человека на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в городе Хабаровске, и обязать принять решение о его постановке на соответствующий учет.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 29 марта 2018 года он (старший мичман) уволен с военной службы, и 16 июля 2018 года исключен из списков части. Календарная выслуга лет на момент увольнения составила 22 года 8 месяцев. Решением от 16 октября 2018 года (выписка из протокола № 14) жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО ему было отказано в принятии на учет его и членов его семьи (всего - 2 человека) в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в городе Хабаровске. Отказ мотивирован тем, что ему на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/4) принадлежало жилое помещение, общей площадью 97,7 кв.м (доля составляет 24,43 кв.м), расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 29 января 2003 года. Право пользования долей данного жилого помещения прекращено 19 октября 2012 года. Им (Бардиным В.В.) 19 октября 2012 года зарегистрировано право собственности на вышеназванное жилое помещение (доля в праве 1/8) на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 29 января 2003 года и соглашения от 2 октября 2012 года, право пользования долей жилого помещения прекращено 18 февраля 2015 года. Жилищной комиссией сделан вывод, что он (Бардин В.В.) ранее был обеспечен жилым помещением от государства, которое приватизировал и в последующем распорядился по своему усмотрению, с чем он не согласен, т.к. ни он, ни члены его семьи при прохождении военной службы жильем: не обеспечивались. Жилое помещение, которое учтено жилищной комиссией, является жилым домом, состоящим из четырех квартир, которые занимали разные семьи. Одна из квартир в этом многоквартирном доме была предоставлена, в связи с трудовыми отношениями ФИО15 на состав семьи из 3 человек, включая и сына ФИО16 Уровень обеспеченности жилым помещением, в целях принятия его (Бардина В.В.) и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, составляет 6,1 кв.м на 1 человека, что является менее учетной нормы в городе Хабаровске Хабаровского края.

Определением суда от 27 мая 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, в качестве заинтересованного лица – Бардина А.В.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 30 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2020 года, административные исковые требования Бардина В.В. удовлетворены частично: признано незаконным и отменено решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО от 16 октября 2018 года № 14 об отказе в постановке на учет Бардина В.В. составом семьи из 2-х человек в качестве нуждающихся в жилом помещении; на жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о постановке Бардина В.В. составом семьи из 2-х человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, с учетом установленных нарушений. В удовлетворении остальной части административного иска Бардину В.В. отказано.

В обоснование своей позиции заявители указали на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Так, Бардин В.В., обращаясь в жилищную комиссию Управления с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, указал, что ни он, ни члены его семьи от государства жилыми помещениями ранее не обеспечивались. Однако, согласно выписке из ЕГРН Бардин В.В. являлся собственником жилого помещения в размере 24,4 кв.м, которым он распорядился в последующем по своему усмотрению. Надлежащих доказательств, что площадь жилого помещения была ниже, в материалах дела не имеется. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основываются на недопустимых доказательства (соглашении и техническом паспорте). Соглашение – это волеизъявление сторон, которое не создает каких-либо правовых последствий для государства, а сведения из технического паспорта не соответствуют сведениям Росреестра. Кроме этого, судом к участию в деле не была привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, как орган, в обязанности которого входит обращение в суд с заявлением об исправлении технической ошибки (описки, опечатки и т.д.). Судами нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, не созданы все необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и предоставленных прав, в том числе по предоставлению доказательств.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 июня 2020 года кассационная жалоба Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, начальника Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административный истец, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, начальника Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО13, возражения представителя Бардина А.В. – ФИО14, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Так, порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) устанавливаются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацами 11 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Аналогичные отсылочные нормы о применении статьи 51 Жилищного кодекса РФ и учетной нормы площади жилого помещения содержатся в пункте 4 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года № 590.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Хабаровской городской Думы от 19 июля 2005 года № 109 «О муниципальном жилищном фонде городского округа «Город Хабаровск» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м и менее общей площади жилого помещения на 1 человека, для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Как следует из материалов дела, Бардин В.В. проходил военную службу: по призыву в период с 21 ноября 1995 года до 8 апреля 1997 года, по контракту с 8 апреля 1997 года (с 5 июля 2013 года в городе Хабаровске).

Приказом врио командира войсковой части 9783 от 29 марта 2018 года №132-ЛС старший мичман Бардин В.В. уволен с военной службы на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Приказом командира войсковой части 9783 от 16 июля 2018 года № 293-ЛС старший мичман Бардин В.В. исключен из списков личного состава и всех видов довольствия. Выслуга лет для назначения пенсии ан 20 июля 2018 года составляет: календарная 23 года 1 месяц 15 дней, в льготном исчислении 10 лет 7 месяцев 21 день, всего 33 года 9 месяцев 6 дней.

Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО от 16 октября 2018 года (выписка из протокола № 14) Бардину В.В. и членам его семьи отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в городе Хабаровске со ссылкой на то, что жилищные условия Бардина В.В. и членов его семьи не соответствуют основанию для признания их нуждающимися в жилом помещении, установленном пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку уровень обеспеченности жилым помещением составляет 12,22 кв.м на 1 человека, что является более учетной нормы в городе Хабаровска Хабаровского края. В обоснование решения указано, что согласно представленной выписке из ЕГРН от 23 июля 2018 года, Бардину В.В., на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 29 января 2003 года, на праве общей долевой собственности (1/4 доля в праве) принадлежало жилое помещение общей площадью 97,7 кв.м (доля составляет 24,43 кв.м), расположенное по адресу: <адрес>; право пользования долей жилого помещения Бардиным В.В. прекращено 18 февраля 2015 года.

Между тем, согласно имеющих в материалах дела доказательств, в том числе выписок из ЕГРН от 17 января 2019 года и от 11 июля 2019 года, право общей долевой собственности (доля в праве ?) Бардина В.В. на вышеуказанное жилое помещение было прекращено 19 октября 2012 года, и на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 29 января 2003 года и соглашения от 2 октября 2012 года, 19 октября 2012 года за Бардиным В.В. зарегистрировано право собственности на жилое помещение (1/8 доли в праве); право пользования долей жилого помещения прекращено 18 февраля 2015 года.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что уровень обеспеченности жилым помещением в целях принятия Бардина В.В. и членов его семьи (супруги Бардиной А.В.) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении составлял 1/8 доля – 12,21 кв.м на двух человек, что менее нормы в городе Хабаровске.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Жилищный кодекс РФ, Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, и пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение жилищной комиссии является незаконным, поскольку принято без учета обстоятельств, свидетельствующих о том, что уровень обеспеченности жилым помещением Бардина В.В. и членов его семьи в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении менее учетной нормы в городе Хабаровске Хабаровского края, а документы, имеющие значение для всестороннего рассмотрения заявления Бардина В.В. жилищной комиссией не запрашивались.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также доводы административного истца и административных ответчиков, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Несогласие заявителей кассационной жалобы с оценкой доказательств, данной судами первой и апелляционной инстанций, не свидетельствует о нарушении судами принципов состязательности и равноправия сторон.

В связи с чем и доводы кассационной жалобы, что Бардин В.В. являлся собственником жилого помещения именно в размере 24,43 кв.м, которым он распорядился в последующем по своему усмотрению, являются несостоятельными.

Не могут быть приняты во внимание и доводы кассаторов о том, что к участию в деле не была привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, выдавшая выписки из ЕГРН, поскольку принятые по делу судебные акты не влияют на права и обязанности этого органа.

Административными ответчиками ходатайство о допуске Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии к участию в административном деле не заявлялось, необходимость привлечения органа судом не признавалась.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие кассаторов с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 30 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, начальника Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи