Дело № 2а-4509/2022
№ 88а-9726/2023
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 1 ноября 2023 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13.11.2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В., Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Чернова Кирилла Станиславовича в лице представителя на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года, принятые по административному делу № 2а-4509/2022, по административному иску Чернова Кирилла Станиславовича к администрации Уссурийского городского округа Приморского края о признании незаконным решения и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя административного истца Подвалова С.Н., представителя администрации Уссурийского городского округа Приморского края Кляченко А.В., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Чернов К.С. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации Уссурийского городского округа Приморского края (далее – администрация), в котором с учетом уточнений просил признать незаконным решение администрации № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 700 кв.м., с кадастровым номером №, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населённых пунктов, расположенного по адресу примерно в 20 метрах по направлению на Восток от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>; возложить обязанность на администрацию устранить допущенные нарушения его прав путем повторного рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду указанного земельного участка с учетом результата опубликованного ДД.ММ.ГГГГ извещения о предоставлении спорного земельного участка в аренду, а именно с учетом отсутствия встречных заявлений от других лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка, поданных в десятидневный срок с момента опубликования извещения.
В обоснование иска административный истец указал, что в апреле 2022 года обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ему отказано в предоставлении муниципальной услуги, поскольку поступило встречное заявление и администрацией принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Административный истец считает указанный отказ незаконным, полагая, что в силу подпункта «д» пункта 1 постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 года № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» встречное заявление иного лица о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка может быть подано в срок не более 10 календарных дней, поскольку встречное заявление подано по истечении 10 календарных дней администрация не должна была его учитывать и проводить аукцион.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 21 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года удовлетворении требований Чернова К.С. отказано.
7 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Чернова К.С. – Подвалова С.Н., поданная через Уссурийский районный суд Приморского края 18 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлении и принятии нового решения об удовлетворении требований административного истца.
В обоснование кассационной жалобы административный истец ссылается на незаконность оспариваемого решения администрации, настаивает, что подпунктом «д» пункта 1 постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 года № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» предусмотрено изменение сроков подачи гражданами заявлений о намерении участвовать в аукционе и указанный срок составляет 10 дней. Поскольку соответствующее заявление третьего лица поступило за пределами десятидневного срока такое заявление не должно учитываться, в связи с чем администрация обязана повторно рассмотреть заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Определением председателя судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2023 года кассационная жалоба представителя Чернова К.С. – Подвалова С.Н. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо представителей административного истца и ответчика не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца, представителя администрации Уссурийского городского округа Приморского края, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ Чернов К.С. обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства площадью 700 кв.м., кадастровый №, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населённых пунктов, расположенный примерно в 20 метрах по направлению на восток от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.
Решением администрации Уссурийского городского округа Приморского края № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в данной муниципальной услуге в связи с тем, что по публикации, размещенной в средствах массовой информации от ДД.ММ.ГГГГ, поступили встречные заявления, в связи чем земельный участок будет реализован с аукциона.
Отказывая в удовлетворении требований Чернова К.С., суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрацией Уссурийского городского округа правомерно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в установленный законом срок в адрес административного ответчика поступило встречное заявление от другого лица о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 названного кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В силу пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
либо решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка).
Таким образом, пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрены правовые последствия поступления в уполномоченный орган заявления о намерении участвовать в аукционе, которые сводятся к невозможности предоставления земельного участка (предварительному согласованию его предоставления) без проведения торгов при поступлении хотя бы одного такого заявления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ на сайте администрации Уссурийского городского округа Приморского края было размещено извещение о предоставлении спорного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации УГО подано встречное заявление от другого лица о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2022 и 2023 годах Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (далее - Постановление № 629) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В частности подпунктами "в" - "д" пункта 1 Постановления № 629 установлены сокращенные сроки осуществления в 2022 и 2023 годах отдельных процедур, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 постановления № 629 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) процедура, предусмотренная абзацем первым пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, осуществляется в срок не более десяти календарных дней.
Учитывая изложенное, установив, что в адрес администрации поступило встречное заявление от другого лица о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о законности оспариваемого решения органа местного самоуправления.
При этом, отказывая в удовлетворении требований, суды верно исходили из того, что процедура, предусмотренная абзацем первым пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, срок которой сокращен до десяти дней, заключается в осуществлении одного из действий, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, то есть подготовке проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка либо принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Эти процедуры следуют за опубликованием извещения и истечением тридцати дней, отведенных законом для подачи заявок. Указанный срок, в течение которого граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право подавать заявления о намерении участвовать в аукционе в 2022 и 2023 годах не сокращается. Данный срок закреплен и подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
Учитывая, что подпунктом "д" пункта 1 Постановления № 629, как следует из его буквального содержания, сокращен срок осуществляемой уполномоченным органом административной процедуры, связанной с предоставлением земельных участков, а не срок поступления от гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства заявления о намерении участвовать в аукционе, доводы кассационной жалобы административного истца об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска судами первой и апелляционной инстанции обоснованно отказано.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы нижестоящих судов, не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чернова Кирилла Станиславовича – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи