Дело № 2а-4694/2019
№ 88а-7771/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 21 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зиганшина И.К.,
судей Римского Я.А., Зайцевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы административного ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определённые действия.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., выслушав объяснения представителя административного ответчика Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «АМУРСТАЛЬ» (до смены наименования общество с ограниченной ответственностью «Торэкс-Хабаровск»), прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., полагавших необходимым оставить оспариваемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Амурский бассейновый природоохранный прокурор обратился в Центральный районный суд города Хабаровска с административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее – МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области), Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом») о признании незаконным бездействия, обязании совершить определённые действия. В обоснование заявленных требований указал, что Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с радиоактивными отходами, входе которой установлено следующее. Согласно договору купли-продажи от 6 февраля 2017 года общество с ограниченной ответственностью «АМУРСТАЛЬ» (далее - ООО «АМУРСТАЛЬ») (до смены наименования общество с ограниченной ответственностью «Торэкс-Хабаровск» (далее – ООО «Торэкс-Хабаровск»)) приобрело у открытого акционерного общества «Амурметалл» (далее – ОАО «Амурметалл») недвижимое имущество, включённое в конкурсную массу при осуществлении процедуры банкротства ОАО «Амурметалл». В составе приобретённого имущества находится здание дробильного отделения (литер 138, кадастровый №), расположенное на промышленной площадке по адресу: <адрес>. В ходе эксплуатации новым собственником установлен факт нахождения в здании дробильного отделения радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности ОАО «Амурметалл». 11 января 2019 года в ходе осмотра здания дробильного отделения, проведённого Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что здание имеет размеры 85x12 метров, оборудовано бункерами, выполненными из железобетона с толщиной стен и пола 300 мм, обшитых стальными листами толщиной 10 мм. Бункеры заглублены в землю. В 11 бункерах хранятся радиоактивные отходы (колошниковая пыль) в общем объёме 1 580 куб.м, массой 2 050 тонн. ООО «АМУРСТАЛЬ» (до смены наименования ООО «Торэкс-Хабаровск») направлено обращение в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области о необходимости принятия в собственность радиоактивных отходов, находящихся в здании дробильного отделения, расположенного на территории предприятия. Согласно ответу МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области на указанное обращение от 23 января 2019 года, в полномочия МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области не входит обращение с радиоактивными отходами. Данные документы получены Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой 28 января 2019 года. Первым заместителем Амурского бассейнового природоохранного прокурора руководителю МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области внесено представление об устранении нарушений закона, которое 10 апреля 2019 года рассмотрено и отклонено. Обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ), радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иные радиоактивные отходы находятся в федеральной собственности. Радиоактивные отходы, образовавшиеся со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (за исключением радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности), находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались. В силу прямого указания в законе радиоактивные отходы, находящиеся в здании дробильного отделения и образованные до вступления в законную силу Федерального закона от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ, являются федеральной собственностью. При приобретении права собственности на объект недвижимости - дробильное отделение ООО «АМУРСТАЛЬ» (до смены наименования ООО «Торэкс-Хабаровск») не приобрело право собственности на данные радиоактивные отходы. Таким образом, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, не обладая лицензией на обращение радиоактивными отходами, как собственник обязано обеспечить безопасное обращение с ними, включая их безопасное хранение, в том числе посредством передачи организации, имеющей соответствующую лицензию. Указанные требования к хранению собственником в лице МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области не обеспечены (уровень физической защиты не определён, перечисленные мероприятия физической защиты не исполняются), что свидетельствует о возможности совершения диверсий, хищения радиоактивных отходов, несанкционированного прохода (проезда) в защищённую зону и на радиационный объект, способных привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды. Просил суд, с учётом уточнённых административных исковых требований, признать незаконным бездействие МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области и Госкорпорации «Росатом» (орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами), выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасного обращения с радиоактивными отходами (колошниковой пылью) в общем объёме 1 730 куб.м, массой 2 250 тонн, находящимися в здании дробильного отделения (литер 138, кадастровый №) на промышленной площадке по адресу: <адрес>), в том числе путём непринятия указанных отходов в государственное управление и последующей передачей их в специализированную организацию, уполномоченную на осуществление деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, либо национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами. Обязать МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области принять радиоактивные отходы (колошниковая пыль) в общем объёме 1 730 куб.м, массой 2 250 тонн, расположенные в здании дробильного отделения (литер 138, кадастровый №) на промышленной площадке по адресу: <адрес> государственную собственность с последующей передачей указанных радиоактивных отходов органу государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, либо в специализированную организацию, уполномоченную на осуществление деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, либо национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами. Возложить на Госкорпорацию «Росатом» обязанность по управлению и безопасному обращению с радиоактивными отходами (колошниковая пыль) в общем объёме 1 730 куб.м, массой 2 250 тонн, расположенными в здании дробильного отделения (литер 138, кадастровый №) на промышленной площадке по адресу: <адрес>.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 7 июня 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Госкорпорация «Росатом».
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 1 июня 2020 года, административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора, - удовлетворено.
Бездействие МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами), выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасного обращения с радиоактивными отходами (колошниковой пылью) в общем объёме 1 730 куб.м, массой 2 250 тонн, находящимися в здании дробильного отделения (литер 138, кадастровый №), расположенном на промышленной площадке по адресу: <адрес>, в том числе путём непринятия указанных отходов в государственное управление и последующей передачей их в специализированную организацию, уполномоченную на осуществление деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, либо национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами признано незаконным.
На МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области возложена обязанность принять радиоактивные отходы (колошниковая пыль) в общем объёме 1 730 куб.м, массой 2 250 тонн, расположенные в здании дробильного отделения (литер 138, кадастровый №) на промышленной площадке по адресу: <адрес> государственную собственность с последующей передачей указанных радиоактивных отходов органу государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, либо в специализированную организацию, уполномоченную на осуществление деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, либо национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами.
На Госкорпорацию «Росатом» возложена обязанность по управлению и безопасному обращению с радиоактивными отходами (колошниковая пыль) в общем объёме 1 730 куб.м, массой 2 250 тонн, расположенными в здании дробильного отделения (литер 138, кадастровый №) на промышленной площадке по адресу: <адрес>.
В кассационной жалобе, поданной административным ответчиком МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области 11 сентября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, через Центральный районный суд города Хабаровска 24 августа 2020 года и в кассационной жалобе, поданной административным ответчиком Госкорпорацией «Росатом» 8 октября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, через Центральный районный суд города Хабаровска 21 сентября 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности и направлении административного дела на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с радиоактивными отходами. В ходе проверки установлено, что согласно договору купли-продажи от 6 февраля 2017 года ООО «АМУРСТАЛЬ» (до смены наименования ООО «Торэкс-Хабаровск») приобрело у ОАО «Амурметалл» недвижимое имущество, включённое в конкурсную массу при осуществлении процедуры банкротства ОАО «Амурметалл». В составе приобретённого имущества находится здание дробильного отделения (литер 138, кадастровый №), расположенное на промышленной площадке по адресу: <адрес>.
В ходе эксплуатации новым собственником установлен факт нахождения в здании дробильного отделения радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности ОАО «Амурметалл».
В ходе осмотра здания дробильного отделения, проведённого Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой 8 ноября 2018 года, установлено, что здание имеет размеры 85x12 метров, оборудовано бункерами, выполненными из железобетона с толщиной стен и пола 300 мм, обшитых стальными листами толщиной 10 мм. Бункеры заглублены в землю. В 11 бункерах хранятся радиоактивные отходы (колошниковая пыль) в общем объёме 1 580 куб.м, массой 2 250 тонн. Согласно справке директора Хабаровского отделения филиала «Сибирского территориального округа» федерального государственного унитарного предприятия «РосРАО» ФИО2 отходы, находящиеся в дробильном отделении, образовались по причине попадания радионуклидных источников в электросталеплавильную печь в период 2001-2008 годов представлены колошниковой пылью из системы газоочистки электроплавильной печи, загрязнённой радионуклидом цезия-137. Средняя удельная активность отходов составляет 63,4 кБк/кг. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 года № 1069 «О критериях отнесения твёрдых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов» данные отходы относятся к удаляемым радиоактивным отходам 4 класса.
ООО «АМУРСТАЛЬ» (до смены наименования ООО «Торэкс-Хабаровск») направило обращение в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области о необходимости принятия в собственность радиоактивных отходов, находящихся в здании дробильного отделения, расположенного на территории предприятия (письмо от 11 января 2019 года). Согласно ответу МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области на указанное обращение от 23 января 2019 года, в полномочия МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области не входит обращение с радиоактивными отходами.
Удовлетворяя административные требования, оценивая представленные доказательства, Центральный районный суд города Хабаровска, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, ссылаясь, в том числе, на статью 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статью 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и часть 1 статьи 9 Федерального закона от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ, пришёл к обоснованному выводу о том, что радиоактивные отходы, находящиеся в здании дробильного отделения ООО «АМУРСТАЛЬ» (до смены наименования ООО «Торэкс-Хабаровск») и образованные до вступления в законную силу Федерального закона от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ, являются федеральной собственностью. При приобретении права собственности на объект недвижимости - дробильное отделение ООО «АМУРСТАЛЬ» (до смены наименования ООО «Торэкс-Хабаровск») не приобрело право собственности на данные радиоактивные отходы. Радиоактивные отходы - колошниковая пыль в общем объёме 1 730 куб.м и массой 2 250 тонн, хранящиеся в здании дробильного отделения, принадлежащего ООО «АМУРСТАЛЬ» (до смены наименования ООО «Торэкс-Хабаровск») на праве собственности, и относящиеся к удаляемым радиоактивным отходам 4 класса, согласно Федеральному закону от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ являются федеральной собственностью. При приобретении права собственности на объект недвижимости - дробильное отделение ООО «АМУРСТАЛЬ» (до смены наименования ООО «Торэкс-Хабаровск») не приобрело право собственности на данные радиоактивные отходы. Данное дробильное отделение не является пунктом долговременного хранения радиоактивных отходов. ООО «АМУРСТАЛЬ» (до смены наименования ООО «Торэкс-Хабаровск») не приобрело спорные объекты; не является эксплуатирующей организацией, не выполняет работы и не предоставляет услуги в области использования атомной энергии. Указанные радиоактивные отходы расположены на территории Хабаровского края, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области осуществляет полномочия собственника федерального имущества в Хабаровском крае, именно оно обязано принять спорное имущество – в виде радиоактивных отходов (колошниковая пыль) в федеральную собственность – которое не могло быть реализовано в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов. Таким образом, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области осуществляет полномочия собственника федерального имущества в Хабаровском крае, не обладая лицензией на обращение с радиоактивными отходами, как собственник обязано обеспечить безопасное обращение с ними, включая их безопасное хранение, в том числе посредством передачи организации, имеющей соответствующую лицензию.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационных жалоб. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационных жалоб основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административных ответчиков в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационные жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
Принятые судом кассационной инстанции по ходатайству МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области в соответствии с частью 1 статьи 322 КАС РФ меры по приостановлению исполнения обжалуемых судебных актов в связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 июня 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы административных ответчиков Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 июня 2020 года отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи