Дело № 2а-4864/2019
№ 88а-6597/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 9 сентября 2020 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.09.2020
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Долинского городского суда Сахалинской области от 16 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 26 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию муниципального образования городской округ «Долинский», заинтересованное лицо Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области о признании незаконным решения от 13 октября 2019 года № 171/15.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Долинский городской суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать недействующим полностью со дня принятия решение Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области (далее – Собрание МО ГО «Долинский») от 31 октября 2019 года № 171/15 «О досрочном сложении полномочий депутата Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации».
В обоснование заявленных требований указал, что с 24 сентября 2018 года он является депутатом Собрания МО ГО «Далинский». Оспариваемым решением досрочно прекращены его полномочия депутата представительного органа местного самоуправления, в связи с несоблюдением им требований федерального законодательства о противодействии коррупции, выразившихся в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года. Не оспаривая факт непредставления указанных сведений, он (ФИО1) полагает, что досрочное прекращение его полномочий является незаконным, ссылаясь на несоответствие наименования оспариваемого решения его содержанию, на отсутствие в решении нормативного обоснования. Также считает, что представительный орган местного самоуправления должен был оставить без рассмотрения письмо Губернатора Сахалинской области о несоблюдении обязанности по представлению сведений о доходах из-за отсутствия обоснования и несоответствия требуемой формы обращения. Кроме того полагает, что у представительного органа местного самоуправления отсутствует право досрочно прекращать полномочия депутата без предварительного подтверждения в судебном порядке факта несоблюдения им требований законодательства. Нарушен порядок и процедура принятия решения о досрочном прекращении его полномочий.
Определением суда от 27 ноября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области.
Решением Долинского городского суда Сахалинской области от 16 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 26 марта 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Так, им (ФИО1) не оспаривалось, что за нарушение законодательства в антикоррупционной сфере должно следовать досрочное сложение полномочий. Однако, действующим законодательством не урегулирован порядок (процедура) действий представительного органа местного самоуправления по вопросу досрочного прекращения полномочий депутата, нарушившего антикоррупционные требования. Деятельность Собрания МО ГО «Долинский» урегулирована Уставом МО, Регламентом Собрания МО ГО «Долинский» и иными муниципальными нормативными правовыми актами. В тоже время, данные акты не содержат нормы, регулирующие досрочное прекращение полномочий депутата. При этом, в нарушение подпункта 21.5.6 Регламента ему за пять дней не был вручен проект решения по его персональному вопросу. Данный вопрос не был рассмотрен на постоянной комиссии по местному самоуправлению и депутатской этике, в проекте повестки дня сессии не были персонифицированы три вопроса о досрочном сложении полномочий депутатов. Полагает, что в данном случае должен быть применен принцип «аналогии закона», и представительный орган должен досрочно прекращать полномочия депутата в порядке, установленном статьёй 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 августа 2020 года кассационная жалоба ФИО1 передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения Собрания МО ГО «Долинский», судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающем голоса. Депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Аналогичные основания для досрочного прекращения полномочий депутата Собрания МО ГО «Долинский» приведены в части 6.1 статьи 32 Устава муниципального образования городской округ «Долинский», в части 2 статьи 4 Положения о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, депутатов и выборного должностного лица, утверждённого решением Собрания МО ГО «Долинский» от 28 июля 2016 года № 455/38.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года №104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 42 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ).
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Решением Собрания МО ГО «Долинский» от 25 февраля 2016 года №387/33 (в редакции решения от 14 января 2018 года № 758/65) утверждено Положение о порядке предоставления депутатами Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, обязывающее депутатов Собрания ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять такие сведения Губернатору Сахалинской области по форме, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460, путём их подачи или направления в уполномоченный орган государственной власти Сахалинской области, ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений лично или посредством почтовой связи (статьи 2 и 3).
Согласно статье 3 Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года № 106-ЗО «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений», по итогам проверки сведений Губернатор Сахалинской области при выявлении фактов несоблюдения лицом, замещающим отдельную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» принимает решение об обращении в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего отдельную должность, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания.
Из указанных положений закона следует, что представительный орган муниципального образования наделен правом на принятие решений о досрочном прекращении полномочий депутата на основании полученных сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Аналогичное положение содержится и в части 3 статьи 33 Устава муниципального образования городской округ «Долинский».
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Долинской территориальной избирательной комиссии от 24 сентября 2018 года № 121/565 ФИО1 зарегистрирован депутатом Собрания МО ГО «Долинский» шестого созыва.
Таким образом, депутат ФИО1 обязан был в срок до 30 апреля 2019 года предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год.
Письмом Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области от 13 мая 2019 года за № 2.24-303/19-ВН в Собрание МО ГО «Долинский» направлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, представленные депутатами данного представительного органа, в которых отсутствовали сведения депутата ФИО1
Председатель Собрания МО ГО «Долинский» телефонограммой 18 июня 2019 года за № 30 известил депутата ФИО1 о неподаче им справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год.
На основании постановления Собрания МО ГО «Долинский» от 4 октября 2019 года № 1 создана комиссия по проверке фактов и обстоятельств непредставления депутатами сведений о доходах.
На очередной 15 сессии Собрания МО ГО «Долинский», состоявшейся 31 октября 2019 года, участие в которой принимал ФИО1, большинством голосов принято решение № 171/15 «О досрочном сложении полномочий депутата Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации» согласно которому прекращены досрочно полномочия депутата Собрания МО ГО «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации ФИО1, в связи с несоблюдением им требований федерального законодательства о противодействии коррупции, выразившемся в не представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с момента вступления в силу настоящего решения.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Положение о порядке предоставления депутатами Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей», утверждённое решением Собрания МО ГО «Долинский» от 25 февраля 2016 года № 387/33, Положение о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, депутатов и выборного должностного лица, утверждённое решением Собрания МО ГО «Долинский» от 28 июля 2016 года № 455/38, Устав муниципального образования городской округ «Долинский», и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, принято в установленном порядке, в пределах полномочий представительного органа, с соблюдением процедуры его принятия.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что ему за пять дней не был вручен проект решения о досрочном сложении полномочий его как депутата, и что данный вопрос не был рассмотрен на постоянной комиссии по местному самоуправлению и депутатской этике, является необоснованными, поскольку проект данного решения ФИО1 был вручён 25 октября 2019 года, а поскольку оспариваемое решение носит индивидуальный характер, его проект не выносился на обсуждение заседания постоянных депутатских комиссий.
Вопреки доводам кассационной жалобы, действующим законодательством урегулирован порядок (процедура) действий представительного органа местного самоуправления по вопросу досрочного прекращения полномочий депутата, нарушившего антикоррупционные требования.
Судебная коллегия по административным дела Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ФИО1 в суде первой и апелляционной инстанций, несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Долинского городского суда Сахалинской области от 16 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 26 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи