ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-5222/2021 от 09.08.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 2а-5222/2021

№ 88а-23612/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 9 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мальмановой Э.К.,

судей Капункина Ю.Б., Русакова А.Е.

рассмотрела кассационную жалобу Хачатуряна А.С. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Хачатуряна А.С. к отделу полиции (Центрального района) УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю об оспаривании заключения об отсутствии гражданства Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия

установила:

Хачатурян А.С. обратился в Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить заключение от 13 апреля 2021 года начальника отдела полиции (Центральный район) УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, полковника полиции (далее – начальник) Пшидатока Ю.С. об отсутствии гражданства Российской Федерации у Хачатуряна А.С. по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии, либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Хачатуряна А.С.; признать неоспоримым факт наличия гражданства у Хачатуряна А.С. вследствие его неоднократного в течение длительного времени подтверждения органами государственной власти Российской Федерации; признать незаконным отказ отдела по вопросам миграции отдела полиции (Центральный район) Управления внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее – Отдел по вопросам миграции) в предоставлении государственной услуги Хачатуряну А.С. по замене паспорта гражданина Российской Федерации по достижении им 45 лет на обращение Хачатуряна А.С. от 27 ноября 2019 года; возложить на Отдел по вопросам миграции обязанность оказать государственную услугу по замене паспорта по достижении 45 лет и незамедлительно выдать Хачатуряну А.С., 25 ноября 1974 года рождения, новый паспорт гражданина Российской Федерации взамен паспорта с истекшим сроком; взыскать с ответчиков уплаченную истцом государственную пошлину на подачу административного иска в суд в размере 300 рублей в пользу истца Хачатуряна А.С.

В обоснование административного иска Хачатурян А.С. указал, что 27 ноября 2019 года обратился в Отдел по вопросам миграции с заявлением о замене ранее выданного паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением возраста 45 лет. В нарушение требований закона Отдел по вопросам миграции отказал в замене паспорта гражданина Российской Федерации без объяснения причин, после чего Хачатурян А.С. 30 ноября 2020 года обратился в ОВМ ОП (Хостинского р-на) УВД по г. Сочи ГУ России по Краснодарскому краю с заявлением о замене ранее выданного паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 45 лет. В нарушение требований закона ОВМ ОП (Хостинского р-на) УВД по ГУ МВД России по Краснодарскому краю отказал в замене паспорта гражданина Российской Федерации. Не согласившись с отказом в замене паспорта, Хачатурян А.С. обратился в суд.

Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 февраля 2022 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 сентября 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 мая 2022 года, Хачатурян А.С. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 февраля 2022 года. Указывает, что ранее неоднократно получал паспорт гражданина Российской Федерации, наличие гражданства у Хачатуряна А.С. подтверждалось и не вызывало сомнения. Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств (экспертизы, решения уполномоченного органа) о признании ранее выданных паспортов гражданина Российской Федерации административному истцу недействительными, то есть выданными с нарушением, с несоблюдением установленного порядка. Считает, что суд проигнорировал имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие законность приобретения гражданства Российской Федерации. Обращает внимание суда на то, что суд первой инстанции отказал ему в истребовании документов в Отделе по вопросам миграции, послуживших основанием замены паспорта гражданина Российской Федерации советского образца. По мнению заявителя, уполномоченные органы государственной власти неоднократно в течение продолжительного периода времени (с 1996 года по 2019 год) подтверждали принадлежность Хачатуряна А.С. к гражданству Российской Федерации посредством выдачи и замены паспортов гражданина Российской Федерации, постановки на воинский учет, выдачи военного билет, участия в приватизации, выдачи СНИЛС. Также ссылается на наличие кассационного определения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2022 года, которым отменены судебные акты нижестоящих инстанций об отказе Хачатуряну А.С. в удовлетворении требований о признании незаконной организации самой проверки, повлекшей вынесение оспариваемого в этом процессе заключения об отсутствии гражданства, а также незаконным отказа в замене паспорта гражданина Российской Федерации. Также просит взыскать с административных ответчиков государственную пошлину на подачу административного иска в суд, уплаченную Хачатуряном А.С., в размере 300 рублей.

Определением судьи от 1 июня 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Согласно статье 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Порядок приема в гражданство Российской Федерации определен Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон № 62-ФЗ), Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон № 1948-1), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 (далее – Положение № 1325), Инструкцией об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2019 года № 623 (далее – Инструкция № 623).

Согласно части 1 статьи 28 Закона № 62-ФЗ полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы.

В соответствии с пунктом «а» статьи 30 Закона № 62-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 7 Закона № 62-ФЗ наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской: Федерации. РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В соответствии с пунктами 51, 52 Положения № 1325 при отсутствии документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованное выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Хачатурян А.С., года рождения, обратился в Отдел по вопросам миграции с заявлением о замене ранее выданного паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением возраста 45 лет.

Начальник Пшидаток Ю.С. в соответствии с главой V Инструкции № 623, руководствуясь пунктами 51 – 52 Положения № 1325, провел проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у гражданина Хачатуряна А.С.

В Отдел по вопросам миграции 30 ноября 2019 года поступили документы на имя Хачатуряна А.С., года рождения, уроженца Грузинской ССР, на замену паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 45 лет.

Документы в установленном законом порядке были приняты в работу, но по личной просьбе гражданина Хачатуряна А.С. документы были ему возращены в связи с его выездом из г. Сочи по семейным обстоятельствам, о чем имеется собственноручная расписка Хачатуряна А.С. (копия расписки прилагается).

2 декабря 2019 года в МФЦ г. Сочи в установленном порядке направлено уведомление о прекращении оказания государственной услуги Хачатуряну А.С. по замене паспорта гражданина Российской Федерации.

2 февраля 2021 года в адрес Отдела по вопросам миграции из отдела по вопросам миграции ОП (Хостинский район) УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю поступил запрос на обоснованность документирования паспортом гражданина Российской Федерации в отношении Хачатуряна А.С., года рождения.

В ходе проверки, проведенной в соответствии с пунктами 51, 52 Положения № 1325, установлено, что 19 марта 2002 года УВД Центрального района г. Сочи административный истец документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии в связи с заменой на новый образец на основании паспорта бывшего СССР серии XX – АГ , выданного 30 октября 1996 года УВД Центрального района г. Сочи Краснодарского края.

В графе 8 заявления Хачатуряна А.С. о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации серии по форме 1 П внесена запись о принадлежности к гражданству Российской Федерации в соответствии с пунктом «г» статьи 18 Закона № 1948-1.

В графе 8 заявления Хачатуряна А.С. о выдаче (замене) паспорта гражданина бывшего СССР образца 1974 года серии по форме 1 внесена запись о принадлежности к гражданству Российской Федерации «гр-н РФ по ст. 18 п. «г» Посольство РФ в Грузии peг. № 8013».

Согласно сведениям, внесенным в карточку прописки формы № 16, Хачатурян А.С. прибыл на территорию Российской Федерации в 1994 году из города Тбилиси Грузинской ССР с паспортом бывшего СССР серии , выданным 30 января 1991 года.

30 октября 1996 года УВД Центрального района документировал Хачатуряна А.С. паспортом гражданина бывшего СССР образца 1974 года серии в связи с порчей вышеуказанного паспорта .

Согласно ответу Консульской службы Секции интересов Российской Федерации при Посольстве Швейцарии в Грузии (от 3 марта 2021 года ) сведения о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении Хачатуряна А.С. отсутствуют.

В связи с тем, что на 6 февраля 1992 года Хачатурян А.С. был несовершеннолетним, его гражданство на указанную дату могло следовать гражданству родителей: Мать, ФИО1, года рождения, уроженка села Грузии, по учетам УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю значится зарегистрированной по месту жительства с 29 сентября 2000 года по адресу:

26 марта 2002 года УВД Центрального района г. Сочи выдало Хачатурян Н.К. паспорт гражданина Российской Федерации серии в связи с заменой на новый образец на основании паспорта гражданина бывшего СССР образца 1974 года серии , выданного 30 октября 1996 года УВД Центрального района г. Сочи Краснодарского края. В графе 8 заявления ФИО1 о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации серии по форме 1 П внесена запись принадлежности к гражданству Российской Федерации в соответствии с пунктом «г» статьи 18 Закона № 1948-1.

Паспорт гражданина бывшего СССР образца 1974 года серии выдан в связи с порчей паспорта бывшего СССР серии , выданного 19 декабря 1991 года. В заявлении о выдаче паспорта серии по форме № 1 внесена запись о принадлежности к гражданству Российской Федерации «гр-ка РФ по ст. 18 п. «г» Посольство РФ в Грузии peг. ».

Отец, ФИО2, года рождения, уроженец Грузии, по учетам УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю значится зарегистрированным по месту жительства с 29 сентября 2000 года по адресу:

15 июля 2000 года УВД Центрального района г. Сочи выдало Хачатуряну С.А. паспорт гражданина Российской Федерации серии в связи с заменой на новый образец на основании паспорта гражданина бывшего СССР образца 1974 года серии , выданного 3 июня 1978 года ОВД РИК 26 комиссаров г. Тбилиси. В графе 8 заявления ФИО2 о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации серии внесена запись о принадлежности к гражданству Российской Федерации «гр-н РФ Посольство РФ в Грузии рег.№ 7204».

Сведений, подтверждающих приобретение гражданства Российской Федерации ФИО2., ФИО1. в БД КД МИД России не имеется, в связи с чем направлены запросы в Консульскую службу секции интересов Российской Федерации при Посольстве Швейцарии в Грузии. Согласно ответам (от 14 апреля 2021 года ) в электронной базе данных сведения о приобретении ФИО1ФИО2 гражданства Российской Федерации отсутствуют.

По учетам ГУ МВД России по Краснодарскому краю Хачатурян А.С., как приобретший гражданство Российской Федерации, не значится. Сведения о постоянном проживании Хачатуряна А.С. на территории Российской Федерации отсутствуют.

В силу пункта «г» статьи 18 Закона № 1948-1, в порядке регистрации гражданство РСФСР приобретают граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянии на 1 сентября 1991 года, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу данного Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РСФСР.

В соответствии с пунктом 2 раздела I Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года № 386 (далее – Положение № 386) оформление приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации начинается по месту жительства заявителя: для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, – в органах внутренних дел Российской Федерации, для лиц, проживающих за пределами России, – в соответствующих дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации.

Согласно пункту 4 раздела I Положения № 386 в случаях, когда приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации оформляется в порядке регистрации, подаются заявления.

На основании пункта 4 раздела II Положения № 386 лица, на которых распространяются положения статьи 18 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года № 1948-1, при приобретении гражданства Российской Федерации представляли заявления в органы внутренних дел или консульские учреждения по месту жительства.

Согласно пункту 5 раздела I Положения № 386 заявления об изменении гражданства в порядке регистрации (статья 18 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года № 1948-1) и приложенные к нему документы на территории России рассматриваются Министерством внутренних дел Российской Федерации, министерствами внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлениями (главными управлениями) внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а за пределами Российской Федерации – консульскими учреждениями. Эти органы правомочны принимать по заявлениям решения.

Приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с пунктом «г» статьи 18 Закона № 1948-1 осуществлялось на основании решения полномочного органа, в частности, консульскими учреждениями.

Вместе с тем в ходе проверки обстоятельств о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, а также обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, установлено, что среди лиц, приобретших российское гражданство, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации Хачатурян А.С. и его родители не значатся (ответы Консульской службы Секции интересов Российской Федерации при Посольстве Швейцарии в Грузии исх. № 390-КС от 03.03.2021, от 14.04.2021).

Также заключениями от 30 июня 2021 года по результатам проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации установлено, что у Хачатурян ФИО1 и ФИО2 отсутствует гражданство Российской Федерации.

Таким образом, поскольку Хачатурян А.С. гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке не приобретал и факт приобретения гражданства Российской Федерации за пределами Российской Федерации не нашел подтверждения, суды обоснованно пришли к выводу о том, что заключение по результатам проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации от 13 апреля 2021 года является законным и обоснованным, а требования административного иска не подлежат удовлетворению.

Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.

Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судами обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не усматривает.

Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хачатуряна А.С. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 – 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 11 августа 2022 года.