ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-5238/19 от 25.06.2020 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 88А-3930/2020

№ 2а- 5238/2019

г. Пятигорск

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Зайнуллиной Г.К., Белоусовой Ю.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бамбатова Г.З.

на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 30.09.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09.01.2020

по административному делу по административную исковому заявлению Бамбатова Гаджикиши 3айналутдиновича к администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконным отказа, выраженного в письме за исходящим от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанность принять соответствующее решение.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К., судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Бамбатов Г.3., действуя от имени и в интересах Некоммерской организации территориально-соседской общины коренного малочисленного кумыкского народа Дагестана «Атлыбоюнская» (тропа всадника) обратился в Советский районный суд г. Махачкалы с требованием к администрации г. Махачкалы с требованием о признании отказа об образовании территории традиционного проживания и традиционной деятельности общины «Алтынбоюнская», выраженного в письме за исходящим от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал, что от имени общины первоначально он обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой принять решение об образовании территории традиционного проживания и традиционной деятельности общины «Атлыбоюнская» (тропой всадника) коренного малочисленного кумыкского народа Дагестана, расположенного на этнотерритории кумыкского народа в п. Ленинкент Кировского района г. Махачкалы Республики Дагестан, согласно государственному акту на вечное пользование землей с прилегающим к данной территории на границе Ж-3 территории лесного фонда Федерального значения и включить в распоряжение Правительства Российской Федерации -р.

Министерством по национальной политике Республики Дагестан ему дан ответ, что полномочия по испрашиваемому вопросу находятся в компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований.

20.05.2019 он обратился в администрацию г. Махачкалы об образовании территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности общины «Атлыбоюнская» (тропой всадника) коренного малочисленного кумыкского народа Дагестана.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Махачкалы, со ссылкой на часть 1 статьи 8, пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального Закона № 82-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, часть 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в удовлетворении обращения отказано.

Полагает отказ незаконным, поскольку он не основан на нормах законодательства, действующих на территории Российской Федерации, нарушает права малочисленного народа, гарантированные ему федеральным законодательством.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований Бамбатова Г.З. отказано. Суды пришли к выводу, что оспариваемым отказом права и законные интересы административного истца не нарушены.

Не согласившись с поставленными судебными актами Бамбатов Г.З. обратился в Пятый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных постановлений, просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства /Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, от административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (статья 69 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ) к коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе принимать участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; осуществлять контроль за предоставлением, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов.

Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан № 191 от 18.10.2000 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан» на основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 30.04.1999 № 82-ФЗ установлен перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, которыми признаны, в том числе кумыки.

Указанным Постановлением постановлено представить в Правительство Российской Федерации перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан для включения его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 236 от 28.03.2001 постановлено считать указанный перечень частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Законом Республики Дагестан «О территории компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Дагестан» от 12.02.2003 территория Республики Дагестан признана территорией компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Дагестан.

В Российском законодательстве под понятием коренных народов понимаются особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

На основании частей 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право: безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право:

безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Установление особого правового режима использования земли подразумевает установление каких-либо особенностей разрешенного использования земли исходя из ее целевого назначения и принадлежности к одной из перечисленных в статье 7 Земельного кодекса РФ категорий.

В оспариваемом отказе административному истцу разъяснено, что для реализации его права необходимо включение мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности кумыкского народа по представлению органов государственной власти Республики Дагестан в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ Правительство Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов утверждает Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы (далее – Перечень).

Тогда как, исходя из требований административного иска, административный истец, как руководитель некоммерческой организации территориально соседской общины коренного малочисленного кумыкского народа Дагестана «Атлыбоюнская» обратился в орган местного самоуправления с просьбой принять решение об образовании территорий традиционного проживания и традиционной деятельности общины «Атлыбоюнская» (тропой всадника) коренного малочисленного кумыкского народа Дагестана, расположенного на этно-территории кумыкского народа в п. Ленинкент, Кировского района г. Махачкалы РД, согласно государственного акта на вечное пользование землей № 305888 с прилегающим к данной территории на границе Ж-3 территории лесного фонда Федерального значения, и включить его в Распоряжение Правительства Российской Федерации № 631-р, которым и утверждается Перечень мест традиционного проживания коренных малочисленных народов.

Однако данное обстоятельство надлежащей судебной оценки не получило, порядок включения мест традиционного проживания коренных малочисленных народов в Перечень судами не установлен, суждения относительно обоснованности сути заявленных административным истцом требований в судебных актах отсутствуют.

Из оспариваемого отказа следует, что в обращении ставился вопрос об установлении особого правового режима использования земель в местах традиционного проживания, тогда как в административном иске об этом не указанно, судами данное обстоятельство также не выяснялось.

Кроме того, в материалах дела отсутствует обращение Бамбатова Г.З. в администрацию г. Махачкалы об установлении особого правового режима использования земель в местах традиционного проживания коренного малочисленного кумыкского народа, судебными инстанциями этому обстоятельству оценка не дана. Установить является ли отказ администрации г. Махачакалы административному истцу законным либо незаконным не представляется возможным, поскольку без этого документа невозможно определить, входило ли разрешение поставленных в обращении вопросов в компетенцию администрации г. Махачкалы, следовательно выводы судебных инстанций о том, что обжалуемым ответом права административного истца не нарушены являются преждевременными.

Доказательств полномочий административного истца действовать в интересах некоммерческой организации территориально-соседской общины коренного малочисленного кумыкского народа Дагестана «Атлыбоюнская» (тропа всадника), а также правоустанавливающих документов данной организации, позволяющих определить обоснованность заявленных требований по их субъекту, в материалах дела не имеется.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» предусмотрено, что доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда.

Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).

Эти требования процессуального закона судами первой и апелляционной инстанций выполнены не были.

Поскольку суды не установил все фактически значимые для дела обстоятельства, не истребовали по собственной инициативе доказательства в целях правильного разрешения дела, не дали им оценку, тем самым допустили существенное нарушение процессуального закона, которое могло повлечь за собой принятие неправильного судебного решения, постольку принятые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.

При новом рассмотрении административного дела суду следует проверить законность оспариваемого отказа, полномочия административного истца, порядок разрешения поставленных административным истцом вопросом органом местного самоуправления, обоснованность заявленных административным истцом требований с учетом приведенных норм материального и процессуального права и разрешить данный спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 30.09.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09.01.2020 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Махачкалы.

Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова

Судьи Г.К. Зайнуллина

Ю.К. Белоусова