ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-5640/20 от 12.05.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-5640/2020

№ 88а-3766/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 12 мая 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.05.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края об оспаривании бездействия и решения.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее – Общественное объединение) обратилось в Центральный районный суд города Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края и просило признать незаконным бездействие органа исполнительной власти в нарушение сроков принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности в проведении профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков; признать незаконным решение органа исполнительной власти в уклонении от принятия решения в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности.

В обоснование заявленных требований Общественное объединение указало, что административным ответчиком нарушены права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев города Москвы. Патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие «Военный Заём 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета РФ в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона в рамках властно-административных отношений. Благотворители могут направлять пожертвования, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ. Благополучатели имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерективной форме в инклюзивном просветительском мероприятии «Военный Заём 1942-1945». Административный ответчик уклоняется от принятия решения о принятии либо в отказе принятия предложения организатора добровольческой деятельности в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 9 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» отказано.

В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права. Так, суд не выполнил положения процессуального закона (пункт 1 части 3 статьи 135 КАС РФ, пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производстве в суде апелляционной инстанции»). Административный истец не получил возражения административного ответчика на апелляционную жалобу. Судом апелляционной инстанции не установлен разумный срок для предоставления возражений на апелляционную жалобу; не исследованы обстоятельства, подлежащие проверке по настоящему административному делу. Таким образом, судом апелляционной инстанции нарушен принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Судом апелляционной инстанции применена к рассматриваемому правоотношению общая норма, вместо специальной. Указывает на необходимость при рассмотрении данного вопроса учитывать порядок рассмотрения предложений добровольческой организации, определённый Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 года № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 апреля 2021 года кассационная жалоба Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

При этом, в соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает необходимым проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции, которое оставлено в силе оспариваемым апелляционным определением.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Реализация гражданами данного права регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 5 июля 2020 года Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» направило в адрес Министерства социальной защиты населения Хабаровского края письмо за № 02724 «Военный заём 1942-1945», в котором предлагалось провести вебинар «Военный заём 1942-1945» для целей аудитории, определённый перечнем поручений Президента РФ, Постановлением Правительства РФ, на безвозмездной, благотворительной, анонимной основе, продолжительностью 2 академических часа, кандидатом наук, почётным работником общего образования РФ, автором изобретений, с опытом работы в сфере добровольчества более 20 лет.

Из представленного скриншота отчёта о доставке по электронной почте следует, что «сообщение было успешно доставлено в пункт назначения, указанный ниже (mszn@adm.khv.ru – поставлено в очередь). Если сообщение было доставлено в почтовый ящик, вы больше не будете получать никаких уведомлений. В противном случае вы все равно можете получить уведомление об ошибках доставки почты из других систем».

Согласно возражений Министерства социальной защиты населения Хабаровского края на апелляционную жалобу от 16 февраля 2021 года за №01-29-1923, поступивших в Хабаровский краевой суд, обращение административного истца от 5 июля 2020 года № 02724 на электронную почту Министерства не поступало. Единственное обращение административного истца от 29 ноября 2020 года № 08570 поступило в Министерство только 30 ноября 2020 года, на который был дан ответ.

Таким образом, в материалы настоящего административного дела не представлены доказательства получения обращения от 5 июля 2020 года Министерством социальной защиты населения Хабаровского края на электронную почту либо иным способом.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, сослались на положения Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», и пришли к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком не было совершено неправомерного бездействия, нарушающего права административного истца, поскольку отсутствуют надлежащие доказательства получения административным ответчиком обращения административного истца.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности» не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2018 года № 1425 не регулирует порядок рассмотрения обращений, и с учётом предмета регулирования указанного правового акта, оснований для его применения к рассматриваемым правоотношениям у суда апелляционной инстанции не имелось.

Ссылка Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на то, что оно не получило возражения на апелляционную жалобы отмену обжалуемого судебного акта не влечёт, поскольку как следует из материалов дела, возражения на апелляционную жалобу поступили в суд апелляционной инстанции в день рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в судах первой и апелляционной инстанции, и его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 9 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи