ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-613/19 от 22.01.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-613/2019

№ 88а-792/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 22 января 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Римского Я.А. и Тымченко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дында Дмитрия Александровича на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 2 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 10 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Дында Дмитрия Александровича к администрации Корсаковского городского округа, Департаменту имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа о признании незаконным постановления в части отказа в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отказа в предоставлении муниципальной услуги, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Дында Д.А. обратился в Корсаковский городской суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным постановление администрации Корсаковского городского округа от 7 мая 2019 года № 755 в части «Отказа в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно приложению №3», признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа от 14 мая 2019 года исх.№10-352 в предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», предусмотренной постановлением администрации Корсаковского городского округа от 27 сентября 2017 года №2522, обязать Департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа предоставить ему (Дында Д.А.) муниципальную услугу «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», предусмотренной постановлением администрации Корсаковского городского округа от 27 сентября 2017 года № 2522. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 31 мая 2018 года на основании договора купли-продажи он приобрел жилое помещение, расположенное по адресу: Сахалинская область, город Корсаков, улица Свердлова, <адрес>. После вступления в право собственности данной квартирой, он обратился в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о признании многоквартирного жилого дома по адресу: Сахалинская область, город Корсаков, улица Свердлова, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением мэра Корсаковского городского округа от 7 марта 2019 года № 29-р многоквартирный жилой дом по адресу: Сахалинская область, город Корсаков, улица Свердлова, <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 27 декабря 2018 года № 2163 он (Дында Д.А.) был признан малоимущим, в связи с чем, обратился в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и получении муниципальной услуги. В удовлетворении данного заявления ему было отказано. Считает данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, поскольку он не ухудшал свои жилищные условия и не предпринимал действий с целью признания его нуждающимся в жилых помещениях.

Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 2 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 10 октября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Дында Д.А. отказано.

В кассационной жалобе, поданной Дында Д.А. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и о принятии нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, на момент приобретения им жилого помещения, расположенного по адресу: город Корсаков, улица Свердлова, <адрес>, оно непригодным для проживания признано не было, каких либо ограничений или обременений при регистрации права собственности также установлено не было. В жилом помещении, расположенном по адресу: город Корсаков, улица Нагорная, <адрес>, предоставленном его семье взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: город Корсаков, улица Флотская, <адрес>, на его долю приходилось 12,37 кв.м, в то время как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет не менее 15 кв.м общей площади. При этом, он с заявлением о расторжении договора социального найма по жилому помещению, расположенному по адресу: город Корсаков, улица Нагорная, <адрес>, в администрацию Корсаковского городского округа не обращался, из квартиры не выезжал. Каких либо умышленных действий по ухудшению своих жилищных условий он не совершал, действовал исключительно с целью улучшения своих жилищных условий.

Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2019 года кассационная жалоба Дында Д.А. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно положениям статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Приведенные положения Жилищного кодекса РФ с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В силу подпункта 8 пункта 2.8.2. пункта 2.8. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлениям администрации Корсаковского городского округа от 27 сентября 2017 года № 2522 (в ред. от 31 июля 2018 года № 1220), основанием для отказа в предоставлении услуги является не истечение пятилетнего срока со дня совершения заявителем действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Как следует из материалов дела, на основании постановления и.о. мэра Корсаковского городского округа от 17 ноября 2015 года № 1858 ФИО8, Дында Д.А. (сын), ФИО9 (сын), проживавшим по адресу: город Корсаков, улица Флотская, <адрес>, общей площадью 24,6 кв.м (многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, на основании заключения межведомственной комиссии от 19 мая 2015 года №167) предоставлено по договору социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: город Корсаков, улица Нагорная, <адрес>, общей площадью 39,4 кв.м.

Согласно выписке из домовой книги от 29 апреля 2019 года, Дында Д.А. был зарегистрирован по адресу: город Корсаков, улица Нагорная, <адрес>, в период с 2 февраля 2016 года по 7 июня 2018 года.

На основании договора купли-продажи от 31 мая 2018 года Дында Д.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: Сахалинская область, Корсаковский район, город Корсаков, улица Свердлова, <адрес>, площадью 26,7 кв.м.

Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 141 от 3 июля 2018 года, на основании акта обследования помещения от 3 июля 2018 года, жилое помещение, расположенное по адресу: Сахалинская область, город Корсаков, улица Свердлова, <адрес>, признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации и непригодным для проживания.

Распоряжением администрации Корсаковского городского округа от 7 марта 2019 года № 29-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: Сахалинская область, город Корсаков, улица Свердлова, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Комиссией по жилищным вопросам при администрации Корсаковского городского округа 6 мая 2019 года принято решение рекомендовать администрации Корсаковского городского округа отказать Дында Д.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 7 мая 2019 года № 755 Дында Д.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса РФ.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу, что у административного ответчика не возникло права и обязанности по принятию Дында Д.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку его (административного истца) действия по снятию с регистрационного учета по месту жительства, где он был обеспечен жилым помещением, а так же его добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением и приобретение жилья, непригодного для проживания, привели к ухудшению им своих жилищных условий, то есть к искусственному созданию нуждаемости в жилье.

Доводы Дында Д.А. о том, что он был обеспечен общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной в Сахалинской области, а также, что он намеренно не ухудшал свои жилищные условия (на момент покупки квартиры по улице Свердлова, д.54 в г. Корсакове, она непригодной для проживания признана не была), являются не состоятельными.

В соответствии с решением районного собрания муниципального образования Корсаковского района от 10 августа 2006 года № 60 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании Корсаковского района» в муниципальном образовании Корсаковского района установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 кв.м общей площади на одного человека, а Дында Д.А. был обеспечен жилым помещением по адресу: город Корсаков, улица Нагорная, <адрес>, общей площадью 39,4 кв.м (по 12,37 на каждого члена семьи).

Кроме этого, заключив 31 мая 2018 года договор купли продажи жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, Корсаковский район, город Корсаков, улица Свердлова, <адрес>, он уже 15 июня 2018 года обращается с заявлением о признании данного жилого дома непригодным для проживания. При этом, из Акта обследования помещения, составленного 3 июля 2018 года, следует, что дом находится в полуразрушенном состоянии, отсутствуют стеклопакеты, крыша.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Дында Д.А. в суде первой и апелляционной инстанций, несогласие административного истца с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 2 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 10 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дында Дмитрия Александровича – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи