ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-6289/2021 от 30.03.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-6289/2021

№ 88а-2958/2022

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 30 марта 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.04.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Туктамышевой О.В., Королевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Мыколаенко Е.Н. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мыколаенко Е.Н. к Окружной администрации города Якутска о признании недействительным протокола очередного заседания Комиссии по обеспечению поступления доходов от арендной платы за земли на территории городского округа «город Якутск» от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Мыколаенко Е.Н. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеуказанным административным исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска, в котором просил признать протокол очередного заседания Комиссии по обеспечению поступления доходов от арендной платы за земли на территории городского округа «город «Якутск» от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в связи с незаконностью и обязать ответчика устранить нарушение прав и законных интересов административного истца.

В обоснование иска административный истец указал, что договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ним и Окружной Администрацией г.Якутска, расчет оплаты за землю определен с применением базовой ставки арендной платы, утвержденной решением Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года № 157-НПА «Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск» (далее – решение от 20 ноября 2013 года № 157-НПА). В связи с тем, что решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 2020 года пункт 5.1 раздела 5 Приложения 2 решения от 20 ноября 2013 года № 157-НПА признан не действующим, он 15 апреля 2021 года обратился в Окружную администрацию г.Якутска с заявлением о перерасчете арендных платежей с применением арендной ставки в размере 2 % от кадастровой стоимости согласно постановления Правительства РФ № 582 от 16 июля 2009 года. Комиссия по обеспечению поступления доходов от арендной платы за земли на территории городского округа «город Якутск» (далее – Комиссия) ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о применении базовой ставки арендной платы земельного участка в размере 8%, утвержденной решением Якутской городской думы от 20 декабря 2012 года № 101-НПА. Считает указанное решение незаконным, поскольку оно не соответствует принципу экономической обоснованности, принципу предсказуемости расчета арендной платы. Кроме того полагает, что оспариваемое решение принято неуполномоченным органом.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республика Саха (Якутия) от 29 ноября 2021 года, административное исковое заявление Мыколаенко Е.Н. оставлено без удовлетворения.

4 февраля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца Мыколаенко Е.Н., поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 24 января 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республика Саха (Якутия) от 29 ноября 2021 года, по мотиву их незаконности и необоснованности, и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы административный истец ссылается на то, что примененная ответчиком к административному истцу ставка арендной платы 8%, является экономически необоснованной, установлена неуполномоченным на то органом, поскольку установление ставки относится к полномочиям Якутской городской Думы и в отношении неограниченного круга лиц. Поскольку на указанный период не установлена экономически обоснованная ставка, следовательно, необходимо по аналогии применять Постановление Правительства Российской Федерации №582. Кроме того, его доводы о необходимости применения положений статьи 216 КАС РФ после признания незаконным нормативного правового акта не рассмотрены судом.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2022 года кассационная жалоба Мыколаенко Е.Н. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судами ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска и Мыколаенко Е.Н. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1168 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. под объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)) сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приложению к указанному договору размер арендной платы за 2019 год определен по базовой ставке, установленной решением Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года № 157-НПА «Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск», в размере 10% от кадастровой стоимости земельного участка (пункт 5.1 раздела 5 Приложения 2 к нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года № 157-НПА).

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 2020 года признан недействующим и не подлежащим применению пункт 5.1 раздела 5 Приложения 2 к нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года № 157-НПА «Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск», с даты заключения договора аренды между Мыколаенко Е.Н. и Окружной администрацией г.Якутска – ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общего юрисдикции от 18 марта 2021 года решение суда первой инстанции изменено в части даты признания указанной части нормативного правового акта недействующим, а именно, со дня вступления решения суда в законную силу, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

6 апреля 2021 года Мыколаенко Е.Н. обратился в Окружную Администрацию г.Якутска с заявлением о перерасчете арендной платы по договору от ДД.ММ.ГГГГ за 2019 год и заключении дополнительного соглашения по размеру арендной платы, рассчитанной с применением ставки 2 % от кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Правительства РФ № 582.

С учетом апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Комиссия по обеспечению поступления доходов от арендной платы за земли на территории городского округа приняла ДД.ММ.ГГГГ решение об отмене базовой ставки арендной платы, установленной решением Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года № 157-НПА в размере 10 %, и о применении в отношении указанного земельного участка базовой ставки в размере 8%, установленной решением Якутской городской Думы от 20 декабря 2012 года № 101-НПА (с ДД.ММ.ГГГГ).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения и отсутствия доказательств нарушения прав, свобод или охраняемых законом интересов административного истца.

При этом суды исходили из того, что поскольку судебным решением на орган местного самоуправления не была возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим, и такой нормативный правовой акт в отношении земельных участков, расположенных в городском округе под объекты торговли, не был принят, административный ответчик в рамках своих полномочий принял решение о применении в отношении конкретного земельного участка с кадастровым номером базовой ставки, установленной ранее принятым нормативным актом, регулировавшим аналогичные отношения - нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 20 декабря 2012 года № 101-НПА «Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск», на 2013 год» (8%).

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 3 статьи 3 ЗК РФ, части 2 статьи 6 ГК РФ, также учитывал, что пунктом 5 Приложения к НПА №157 определен такой вид разрешенного использования как «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» в состав которого отнесены в том числе земельные участки магазинов, универмагов, универсамов, гастрономов, торговых центров, торговых галерей, торговых комплексов и других объектов торговли (п.5.1). При этом пунктом 5 раздела 5 Приложения 2 к нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года № 157-НПА утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В частности, за земельные участки бытового обслуживания (земельные участки химчисток, мастерских по ремонту часов, мастерских по ремонту обуви, ателье, пунктов проката, парикмахерских, ювелирных мастерских, похоронных бюро, поминальных залов и других объектов бытового обслуживания населения) в городском округе «город Якутск» ставка определена в размере 8%.

Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из абзаца второго пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением от 26 января 2008 года N 26 Правительство Республики Саха (Якутия) утвердило Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1 Постановления от 26 января 2008 года N 26), а также Порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 1.1 Постановления от 26 января 2008 года N 26).

Согласно Постановлению Правительства РС (Я) от 26 января 2008 года № 26 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления (пункт 1.1).

Пунктом 2 Постановления от 26 января 2008 года N 26 органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) рекомендовано утверждать в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно настоящему постановлению.

20 ноября 2013 года Якутской городской Думой принят и утвержден нормативный правовой акт № 157-НПА «Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск», пунктом 5.1 раздела 5 Приложения 2 которого была установлена базовая ставка арендной платы за земельные участки магазинов, универмагов, универсамов, других объектов торговли (10 %).

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 2020 года, вступившим в законную силу, вышеуказанный пункт признан недействующим и не подлежащим применению с даты принятия решения суда.

В силу части 1 статьи 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Согласно части 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

До принятия Якутской городской Думой решения от 22 декабря 2014 года N 221-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт от 20 ноября 2013 года N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" размер базовой ставки арендной платы за указанные земельные участки составлял 8%.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Такой совокупности условий по настоящему делу не установлено.

Доводы кассационной жалобы о том, что примененная к земельному участку истца ставка арендной платы в размере 8% является экономически необоснованной, о необходимости в данном случае применять по аналогии положения Постановления Правительства РФ №582, доводы о том, что указанная ставка в 8% принята неуполномоченным органом, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, обоснованно мотивированно отклонены судами.

Учитывая, что согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к нему, расчет арендной платы производится Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, учитывая полномочия комиссии по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю на территории городского округа «город Якутск», определенные в Положении об указанной комиссии, в том числе по урегулированию арендной платы, утвержденном распоряжением Окружной администрации города Якутск р от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемое решение – протокол от ДД.ММ.ГГГГ о применении в данном случае ставки арендной платы за конкретный земельный участок, собственность на который не разграничена, с кадастровым номером по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, принято Комиссией в пределах своих полномочий.

Обращаясь в Комиссию по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю на территории городского округа «город Якутск», Мыколаенко Е.И. просил применить арендную ставку с учетом Постановления Правительства №582 от 16 июля 2009 года в размере 2% от кадастровой стоимости.

Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов.

Вместе с тем, подпункт «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в рассматриваемом случае не применим, поскольку в силу пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правила определения размера арендной платы, установленные Постановлением N 582, подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, и не подлежит применению к договору аренды земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Тогда как, пункт 1.7 Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 26 января 2008 года № 8, предусматривает определение размера годовой арендной платы в пределах 2 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.

Учитывая, что п.5.2 раздела 5 Приложения 2 к нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 №157-НПА, устанавливающий базовую ставку арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск» под объекты торговли в размере 10%, не может применяться с ДД.ММ.ГГГГ, иной нормативный правовой акт, регулирующий спорные правоотношения, не принят, Комиссия по обеспечению поступления доходов от арендной платы за земли на территории городского округа с учетом своих полномочий приняла оспариваемое решение об установлении ставки с учетом нормативного акта, которым определялись ставки арендной платы за использование земельных участков до принятия постановления №157-НПА.

Доводы кассационной жалобы со ссылкой на положения пункта 4 статьи 216 КАС РФ не влекут отмену судебных актов и не свидетельствуют о наличии в данном случае основания для установления ставки размера годовой арендной платы в пределах 2 % кадастровой стоимости в порядке подпункта «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582,.

Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку доказательств по делу, что в суде кассационной инстанции не допускается.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Мыколаенко Е.Н. - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи