ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-650/20 от 10.12.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-650/2020

8а-28613/2020

г. Краснодар 10 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Монмаря Д.В.,

судей Шелудько В.В. и Капункина Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности Лапишко И.И. на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 июня 2020 года по административному делу по административному иску Хомяковой Е.В. к Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Симферополя Республики Крым № 336 от 23 января 2020 года и обязании совершить определенные действия,

заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В.,

установила:

Хомякова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя, в котором просила признать незаконным и отменить постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 23 января 2020 года № 336 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Хомяковой Е.В.» и возложить на Администрацию города Симферополя Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление от 29 ноября 2019 года.

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого дома, сарая лит. «Ж» с хозяйственными постройками и сооружениями, находящимся по адресу: г. Симферополь, <адрес>. Согласно выпискам из ЕГРН право собственности на жилой дом, нежилое здание (сарай) зарегистрировано 20.06.2020, в подтверждении права собственности на вышеуказанный дом, сарай лиг. «Ж», хозяйственные постройки и сооружения, выдано свидетельство о праве на наследство по закону, удостоверенное нотариусом от 06.06.2018.

Административный истец, считает, что оспариваемое постановление нарушает её право приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании.

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 марта 2020 года требования административного иска удовлетворены частично.

Признано незаконным постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 23 января 2020 года № 336 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Хомяковой Е.В.». На Администрацию города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Хомяковой Е.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании земельного участка площадью 645 кв.м., по адресу: г. Симферополь, переулок Ухтомского, 34, с учетом установленных по делу обстоятельств.

Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 июня 2020 года решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 марта 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13.10.2020, представитель Администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности Лапишко И.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм процессуального и материального права. По ее мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение представителя Хомяковой Е.В. по доверенности Мороза А., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Хомякова Е.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Симферополь, переулок Ухтомского, 34, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 06.06.2018, выданного нотариусом.

29.11.2019 Мороз А., действующий в интересах Хомяковой Е.В., обратился в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Симферополь, <адрес>, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

К данному заявлению приложены: копия паспорта заявителя, копия документа, удостоверяющего личность представителя, копия доверенности, схема расположения земельного участка, копия решения Железнодорожного районного суда города Симферополя от 01.10.2013, копия свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом от 26.01.2016, копия свидетельства о государственной регистрации права на сарай от 26.01.2016, копия свидетельства о праве на наследство по закону от 06.06.2018.

Согласно пункту 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

В силу части 5 статьи 13 названного Закона порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом Министров Республики Крым.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года №313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики (далее – Порядок).

В пунктах 6 и 7 названного Порядка изложены содержание заявления о предоставлении земельного участка и перечень необходимых прилагаемых к заявлению документов.

Постановлением Администрации города Симферополя №5199 от 19.10.2018 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

Подпункт 2 пункта 2.6.1 Административного Регламента содержит в себе список документов, прилагаемых к заявлению.

Пунктом 2.11 указанного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Отказывая административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории администрация в оспариваемом постановлении указала в качестве оснований отказа подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, по мнению Администрации г. Симферополя предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, так как согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости право собственности на жилой дом, нежилое здание зарегистрированы 20.06.2018 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 06.06.2018, зарегистрированного в реестре №50/211-н/50-2019-19-13, при этом за наследодателем право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано 26.01.2016. При том, что правом на получение земельного участка в собственность наделены лица, оформившие право на недвижимое имущество не позднее 10.03.2014 (п.7 ст. 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК).

Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Административный истец Хомякова Е.В. является собственником жилого дома и нежилого здания, общей площадью 19.8 кв.м., расположенных по адресу: г. Симферополь, переулок Ухтомского, 34, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрированы на основании свидетельства о праве на наследство по закону 16.06.2018, выданного нотариусом, согласно которого Хомякова Е.В. является наследницей имущества Хомяковой А.В., умершей 07.07.2017, которое состоит из жилого дома, сарая лит. «Ж» с хозяйственными постройками и сооружениями, находящихся по адресу: г. Симферополь, переулок Ухтомского, 34, которые принадлежали наследодателю на праве собственности на основании решения Железнодорожного районного суда города Симферополя АРК дело № от 01 октября 2013 года.

Указанным решением за Хомяковой А.В. признано право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом с надворными строениями, расположенными по адресу: г. Симферополь, переулок Ухтомского, 34.

На основании указанного решения Хомякова А.В. 26 января 2016 года зарегистрировала право собственности на жилой дом, площадью 35,50 кв.м., а также на сарай, площадью 19,80 кв.м., расположенные по адресу: г. Симферополь, переулок Ухтомского, 34 о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 26 января 2016 года.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что право собственности истца на жилой дом возникло у административного истца до 18.03.2014, поскольку юридически значимым обстоятельством для предоставления данной муниципальной услуги является момент возникновения права собственности заявителя, а такое право возникло до 18.03.2014 на основании решения суда от 01 октября 2013 года.

С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.

Юридически значимым обстоятельством для предоставления государственной услуги в данном случае, как верно указал суд первой интонации, является момент возникновения права собственности, а именно возникновение права на основании решения суда от 01 октября 2013 года.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и второй инстанции и им дана надлежащая оценка.

Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Монмарь

Судьи В.В. Шелудько

Ю.Б. Капункин