ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а-669/2019
8а-24381/2020
г. Краснодар 3 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В.,
судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Судака Республики Крым, заинтересованные лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Комиссия по вопросам постановки на очередь граждан льготных категорий, имеющих право на приобретение земельных участков на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В.,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Судака Республики Крым, в котором с учетом уточненного административного искового заявления просит признать незаконным решение № 15 от 25 мая 2018 года Комиссии «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории городского округа Судак» об отказе ФИО1 во включении в список на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать»; обязать Комиссию «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории городского округа Судак» при Администрации города Судак Республики Крым включить ФИО1 в списки на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать» и предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность в соответствии с датой и временем подачи заявления – 22.02.2017; отменить пункт 2 Постановления Администрации города Судака Республики Крым от 7.06.2018 № 2018 об отказе ФИО1 во включении в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка в границах муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, в связи с несоответствием требованиям статьи 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений»; обязать Администрацию города Судака Республики Крым поставить административного истца в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка в границах муниципального образования городской округ Судак Республики Крым.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что обжалуемы решением Комиссии «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории городского округа Судак» административному истцу отказано во включении в список на очередь на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать». ФИО1 считает данное решение необоснованным, не соответствующим требованиям действующего законодательства, грубо нарушающим права и охраняемые законом интересы административного истца.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 4 сентября 2019 года административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным решение № 15 от 25 мая 2018 года Комиссии «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории городского округа Судак» об отказе ФИО1 во включении в список на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать»
На Комиссию «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории городского округа Судак» возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о включении ФИО1 в список на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать» и предоставлении земельного участак для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность. В остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 июня 2020 года решение Судакского городского суда Республики Крым от 4 сентября 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28.08.2020, представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятых с нарушением норм материального права. По его мнению, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктов 9, 10 статьи 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся совершеннолетние граждане Российской Федерации из числа лиц, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет, а также лиц, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности обшей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Согласно статье 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 (по состоянию на момент вынесения оспариваемого постановления) предоставление земельных участков гражданам, указанным в статье 4 настоящего Закона, осуществляется при соблюдении следующих условий:
1) гражданин постоянно проживает на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка, а также дате предоставления земельного участка;
2) гражданин, его супруг (а) и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения подсобного хозяйства, в границах населенного пункта и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения подсобного хозяйства, в границах населенного пункта в соответствии с законодательством;
3) гражданин, его супруг (а) и несовершеннолетние дети не имеют в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома, либо не используют жилое помещение на условиях социального найма. Данное условие не распространяется на льготную категорию граждан, указанную в пунктах 10 и 11 статьи 4 настоящего Закона;
4) гражданин, его супруг (а) и несовершеннолетние дети не отчуждали недвижимое имущество, указанное в настоящей части.
Постановлением Совета министров Республики Крым №41 от 10 февраля 2015 года был утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее Порядок №).
Согласно пункту 2.1.2. Порядка №41 к заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта заявителя (всех его страниц) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; 2) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если Заявление предоставлено представителем заявителя; 3) копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к льготной категории граждан; 4) копия документа, подтверждающего факт постоянного проживания заявителя на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более 5 лет, предшествующих дате подачи Заявления.
В соответствии с пунктом 2.2.3. Порядка №41 основанием для отказа включения заявителя в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка является его несоответствие требованиям статей 4, 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015, а также включение его в Список ранее в другом или том же муниципальном районе или городском округе.
Из материалов дела следует, что ФИО1 имеет трех несовершеннолетних детей, зарегистрирована и постоянно проживает на территории Судакского городского округа Республики Крым.
11.06.2016 ФИО1 заключила брак с ФИО3
22.07.2017 ФИО1 обратилась с заявлением о постановке в очередь и предоставлении земельного участка в связи с тем, что имеет троих несовершеннолетних детей, а также имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения не более 10 квадратных метров в расчете на нее и каждого совместно проживающего с истцом члена ее семьи.
Постановлением №677 от 7 июля 2018 года ФИО1 было отказано во включении в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка в границах муниципального образования городской округ Судак Республики Крым в связи с несоответствием требованиям статьи 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК.
Письмом Администрации города Судака Республики Крым №В-9/999/2 от 22 мая 2019 года ФИО1 сообщено, что решением Комиссии по вопросам постановки на очередь граждан льготных категорий, имеющих право на приобретение земельных участков на территории муниципального образования городской округ Судак отказано во включение в список на основании пункта 4 статьи 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК (ред. от 4.05.2018) «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Обжалуя вынесенное решение, ФИО1 указывала, что относится к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, однако ей незаконно отказали во включение в список на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать».
ФИО1, ее супруг и ее несовершеннолетние дети не имеют в собственности земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, не используют жилое помещение на условиях социального найма.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что 17 августа
2016 года супруг заявителя ФИО3 заключил договор дарения, согласно которому безвозмездно передал в собственность ФИО4 квартиру, расположенную по адресу: <...>.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции законно и обоснованно пришел к выводу, о том, что оспариваемое решение административного органа является законным поскольку, в силу пункта 4 статьи 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 ФИО1 не имеет право на приобретение земельного участка, как лицо относящиеся к льготной категории граждан в соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене определения апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств.
С учетом изложенного, апелляционное определение второй инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин