ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 2а-685/2021
№ 88а-14956/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 17 мая 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К.,
судей Капункина Ю.Б., Карасовой Н.Х.,
рассмотрела кассационную жалобу администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 24 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Харабалинского района Астраханской области к администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия
установила:
прокурор Харабалинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ««Харабалинский район» Астраханской области (далее – администрация) по непринятию мер по обеспечению несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием и осуществлению выплат денежной компенсации за обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Харабалинский район». Также просил обязать администрацию обеспечить бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выплату денежной компенсации за обеспечение двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Харабалинский район».
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 2 сентября 2021 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 24 ноября 2021 года решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 2 сентября 2021 года изменено. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области, выразившееся в неорганизации обеспечения за счёт средств бюджета муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательным учреждениях муниципального образования «Харабалинский район». На администрацию муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 февраля 2022 года, администрация ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Указывает, что действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по обеспечению бесплатным питанием детей с ограниченными возможностями, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в связи с чем выводы судов об обратном основаны на ненеправильном толковании норм материального права.
Определением судьи от 28 февраля 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, выслушав прокурора Фролову Е.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Удовлетворяя требования административного иска, руководствуясь положениями пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), статей 37, 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об обоснованности заявленных требований административного иска, поскольку бездействие администрации по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по обеспечению бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, нарушает права неопределенного круга лиц.
При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для изменения решения суда в части признания незаконным бездействия администрации по осуществлению выплат денежной компенсации за обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Харабалинский район» и возложения на администрацию обязанности обеспечить выплату денежной компенсации за обеспечение двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Харабалинский район».
Изменяя решение суда первой инстанции в данной части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 18 Закона № 131-ФЗ и статьи 37 Закона № 273-ФЗ, пришел к выводу о том, что на уровне муниципалитета должен быть разработан порядок и случаи обеспечения питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за счет ассигнований местных бюджетов. Уполномоченный орган компетентен самостоятельно принять решение и осуществить свою деятельность в рамках предоставленных ему полномочий. При этом в силу части 1 статьи 37 Закона № 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций. Оснований не соглашаться с данными выводами суда не имеется, так как выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Утверждение администрации в кассационной жалобе об отсутствии у административного ответчика полномочий по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основаны на субъективном толковании закона и подлежат отклонению.
К вопросам местного значения муниципального района, как определено пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ, относится, в частности, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Частью 7 статьи 79 Закона № 273-ФЗ установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии частью 4 статьи 37 Закона № 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления.
Принимая во внимание приведенные положения норм права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения, предусмотренным федеральным законодательством, и исполнение обязанности по обеспечению бесплатным двухразовым питанием соответствующей категории детей.
Вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, среднего, общего образования, включающего в себя обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Организация питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья непосредственно связана с организацией предоставления образования в образовательных учреждениях Харабалинского района Астраханской области, учредителем которых является муниципальное образование «Харабалинский район», в связи с чем, финансирование должно осуществляться муниципальным образованием «Харабалинский район», функции и полномочия которого осуществляет администрация МО «Харабалинский район».
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований административного иска, признав незаконным бездействие администрации, выразившееся в неорганизации обеспечения, за счёт средств бюджета муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области, двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательным учреждениях муниципального образования «Харабалинский район».
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 – 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 31 мая 2022 года.