ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-7083/19 от 23.09.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-7083/2019

№ 88а-6418/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 23 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Зайцевой О.А.,

судей Римского Я.А., Ровенко П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Полушко Татьяны Владимировны на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 12 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Полушко Татьяны Владимировны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным решения о её дисквалификации включении в реестр дисквалифицированных лиц на период со 2 июля 2018 года до 2 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Полушко Т.В. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России) о признании незаконным решения о её дисквалификации и включении в реестр дисквалифицированных лиц на период со 2 июля 2018 года до 2 июля 2021 года. В обоснование заявленных требований указала, что 5 февраля 2019 года Минстрой России включил её в реестр дисквалифицированных лиц. Просила суд признать указанное решение о дисквалификации и о включении её в реестр дисквалифицированных лиц на период со 2 июля 2018 года до 2 июля 2021 года незаконным, поскольку основанием для включения в реестр дисквалифицированных лиц является вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. В отношении административного истца такое постановление не выносилось. Решение о её дисквалификации и включении в реестр дисквалифицированных лиц нарушает её право на труд, на управление многоквартирными жилыми домами.

Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечена Государственная жилищная инспекция Камчатского края (далее – Госжилинспекция Камчатского края).

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 12 марта 2020 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Полушко Т.В.

В кассационной жалобе, поданной административным истцом Полушко Т.В. 28 июля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 17 июля 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

В направленных административным ответчиком Минстроем России и заинтересованным лицом Госжилинспекцией Камчатского края возражениях относительно кассационной жалобы указано о необоснованности изложенных в ней доводов и законности принятых судебных актов.

Лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Согласно пункту 51 части 2 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 1 статьи 202 ЖК РФ должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

В силу пункта 2 части 7 статьи 202 ЖК РФ квалификационный аттестат аннулируется в случае внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц.

В силу положений статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - Положение о ведении реестра), которым установлено следующее:

реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведётся Минстроем России на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 мая 2015 года - в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2);

основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. Основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций является истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания (пункт 3);

в целях ведения реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций Минстрой России получает сведения о вступивших в законную силу решениях суда об аннулировании лицензии и о постановлениях о дисквалификации, указанные в пункте 9 настоящего Положения, у органов государственного жилищного надзора. Указанные сведения представляются органом государственного жилищного надзора не позднее 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) постановления о дисквалификации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного уведомления, подписанного уполномоченными на подписание таких уведомлений лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 5);

Минстрой России вносит запись в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днём представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии (постановления о дисквалификации) или подтверждения органом государственного жилищного надзора сведений, содержащихся в запросе, направленном ему в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения (пункт 8).

Как следует из материалов дела и установлено судами, 31 мая 2018 года решением Арбитражного суда Камчатского края аннулирована лицензия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дом Петра и Павла» (далее - ООО «УК «Дом Петра и Павла») на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Камчатского края, генеральным директором которого являлась Полушко Т.В.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, оценивая представленные доказательства, Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, пришёл к обоснованному выводу о том, что решение о включении Полушко Т.В. в реестр дисквалифицированных лиц принято уполномоченным органом при наличии к тому правовых оснований.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.

Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 12 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Полушко Татьяны Владимировны - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи