ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-750/2021 от 11.05.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-750/2021,

№ 88а-3851/2022

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 11 мая 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 мая 2022 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Боровского П.Ю. на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Главы городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Боровского П.Ю. к Совету депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании решения незаконным.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 июля 2021 года, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Главы города Советская Гавань Боровского П.Ю. к Совету депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее – Совет депутатов) о признании незаконным решения Совета депутатов от 29 апреля 2021 года № 15 «О ежегодном отчёте Главы муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о своей деятельности и о результатах деятельности администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования за 2020 год» (далее – Решение от 29 апреля 2021 года № 15), которым дана неудовлетворительную оценку деятельности Главы городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 июля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, депутатами Совета депутатов на заседании, которое состоялось 29 апреля 2021 года и на котором присутствовало более 50% от числа избранных депутатов, рассмотрен ежегодный отчёт Главы города Советская Гавань о своей деятельности и о результатах деятельности администрации города Советская Гавань, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования за 2020 год.

По результатам рассмотрения данного вопроса, включавшего доклад Главы города Советская Гавань Боровского П.Ю., ответы на вопросы депутатов и проведение по нему тайного голосования, большинством голосов депутатов (девять против шести) принято решение, которым дана неудовлетворительная оценка деятельности Главы города Советская Гавань. За утверждение результатов тайного голосования проголосовали все 15 депутатов, присутствовавших на заседании Совета депутатов.

Считая данное решение представительного органа муниципального образования незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, Главы города Советская Гавань Боровский П.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением.

Разрешая административный спор, Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), Устава городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов от 16 ноября 2005 года № 65 (далее – Устав), Регламента Совета депутатов, утверждённого решением Совета депутатов от 28 июня 2005 года № 1 (далее – Регламент), пришёл к выводу, что обжалуемое решение принято Советом депутатов в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры и порядка; нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, Решение от 29 апреля 2021 года № 15 не противоречит.

Приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, соответствующими обстоятельствам административного дела и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчёты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Из содержания статей 20, 22, 23 Устава, следует, что Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления городского поселения; численность Совета депутатов составляет 19 депутатов; заседание Совета депутатов считается неправомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов; решение Совета депутатов, носящее нормативный правовой характер, считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от установленного числа депутатов Совета депутатов, иные решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов.

В силу части 10 статьи 31 Устава Глава городского поселения представляет Совету депутатов ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов.

Такой ежегодный отчёт заслушивается на заседании Совета депутатов в апреле года, следующего за отчётным; по итогам заслушивания ежегодного отчёта Главы города Совет депутатов принимает решение (части 1 и 6 статьи 31.1 Устава).

Порядок заслушивания ежегодных отчётов Главы городского поселения о результатах своей деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов, определён главой 5.1 Регламента.

Статьёй 75 Регламента установлено, что на заседании Совета депутатов решения Совета депутатов могут приниматься: открытым голосованием; поименным голосованием; тайным голосованием.

Статья 77 Регламента определяет порядок тайного голосования депутатов, которое проводится, если за его проведение проголосовало более половины присутствующих на заседании депутатов.

Решение от 29 апреля 2021 года № 15 по своей правовой природе нормативным правовым актом не является, следовательно оно могло быть принято по результатам проведённого тайного голосования большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов.

Из системного анализа приведённых положений статей 35, 36, 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статей 20, 22, 23, 31, 31.1 Устава, главы 5.1 и статей 75, 77 Регламента следует, что Совет депутатов, имея кворум на заседании от 29 апреля 2021 года, большинством голосов от числа депутатов, присутствовавших на заседании, по результатам рассмотрения отчёта Главы города Советская Гавань о его деятельности и о результатах деятельности администрации городского поселения был вправе принять решение о признании деятельности Главы города Советская Гавань неудовлетворительной.

Основные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к позиции административного истца о том, что результаты социально-экономического развития территории, реализованные местной администрацией программы и мероприятия, награждения Главы города Советская Гавань не свидетельствуют о том, что его деятельность могла быть признана Советом депутатов неудовлетворительной, однако соответствующая позиция не содержит каких-либо правовых доводов, которые свидетельствовали бы о незаконности принятого представительным органом муниципального образования решения.

Со своей стороны суд не вправе обязать Совет депутатов принять конкретное решение по вопросу, разрешение которого находится в компетенции представительного органа муниципального образования, тогда как само по себе несогласие Главы города Советская Гавань поселения с неудовлетворительной оценкой его деятельности в 2020 году, данной представительным органом муниципального образования, не свидетельствует о незаконности такого решения.

Иные доводы кассационной жалобы заявлялись административным истцом при рассмотрении административного дела, они были полно и всесторонне исследованы, проверены судами первой и апелляционной инстанций. По существу эти доводы направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем они не могут являться предусмотренными частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Боровского Павла Юрьевича – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи