ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-75/2022 от 13.09.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-75/2022

88а-23096/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 13 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Кривенкова О.В., Найденовой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пахомовой Л.Н. на решение Вачского районного суда Нижегородской области от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Пахомовой Л.Н. к главе местного самоуправления администрации Вачского муниципального района Нижегородской области Лисину С.В., администрации Вачского муниципального района Нижегородской области об оспаривании постановления.

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения Пахомовой Л.Н., ее представителя Соколова А.П., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пахомова Л.Н. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными постановления главы местного самоуправления администрации Вачского района Нижегородской области от 26 ноября 2021 года: №№ 1042, 1043 об отказе в назначении Пахомовой Л.Н. опекуном несовершеннолетних ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и №№ 1037, 1039 о назначении Шутовой А.И. опекуном несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, соответственно; возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о назначении административного истца опекуном несовершеннолетних детей.

В обоснование заявленных требований указала, что постановлениями главы местного самоуправления администрации Вачского муниципального района Нижегородской области Лисина С.В. от 30 сентября 2021 года № 842, 844 административный истец была назначена опекуном несовершеннолетних внуков ФИО6 и ФИО7, исполняющей обязанности опекуна безвозмездно с 30 сентября 2021 года по 25 ноября 2021 года (предварительная опека).

Постановлениями главы местного самоуправления администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от 26 ноября 2021 года № 1042, 1043 административному истцу отказано в назначении опекуном в отношении ФИО6 и ФИО7 в связи с назначением им опекуна - Шутовой А.И.

Административный истец считал, что оснований для отказа ей в назначении опекуном над малолетними внуками не имелось.

Решением Вачского районного суда Нижегородской области от 21 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 июня 2022 года, в удовлетворении административных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной 12 июля 2022 года через Вачский районный суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 28 июля 2022 года, Пахомова Л.Н. просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт, которым удовлетворить административные требования в полном объеме. В доводах кассационной жалобы ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций части 5 статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», отсутствии в оспариваемых постановлениях юридически значимых причин отказа в назначении ее опекуном внуков. Полагает, что имеет преимущественное право быть опекуном несовершеннолетних внуков перед опекуном Шутовой А.И., медицинских противопоказаний не установлено, жилищные условия для воспитания предпочтительней. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных обстоятельств.

Иные лица, участвующие по делу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений не допущено.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласилась судебная коллегия апелляционной инстанции, что оспариваемые постановления приняты органом местного самоуправления в пределах полномочий, порядок принятия решений не нарушен, постановления соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Согласно пункту 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей возлагается на органы опеки и попечительства.

Частями 1, 1.1, 1.2 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» определено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, порядок установления опеки определяются Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ 2Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Одной из форм обеспечения и защиты интересов несовершеннолетних детей является установление при необходимости над ними опеки или попечительства.

В силу пункта 1 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

На основании пункта 2 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Согласно пункту 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание.

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (пункт 5 статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации и предусматривают, в том числе способность лица к выполнению родительских обязанностей опекуна, его нравственные и иные личные качества, при этом конкретные критерии, по которым должны оцениваться эти качества, законодательно не определены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств различного характера (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан установлен Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее - Правила), в пункте 4 которых указаны требования к заявлению гражданина, выразившего желание стать опекуном, и список необходимых документом.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 Правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (пунктом 8 Правил).

В соответствии с пунктом 9 Правил орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 Правил, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела и установлено судами, несовершеннолетние ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеют статус детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать несовершеннолетних детей ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец .

Административный истец является родной бабушкой детей по материнской линии.

Постановлениями главы местного самоуправления администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от 30 сентября 2021 года №№ 842, 844 Пахомова Л.Н., 20 октября 1956 года рождения, была назначена опекуном несовершеннолетних внуков безвозмездно, с 30 сентября 2021 года по 25 ноября 2021 года (предварительная опека).

Для установления опеки над несовершеннолетними ФИО7 и ФИО6 в орган опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района Нижегородской области с заявлением обратились Шутова А.И. и Пахомова Л.Н., предоставив необходимый пакет документов.

При проведении обследования условий проживания Пахомовой Л.Н. и Шутовой А.И. 25 ноября 2021 года были составлены акты, согласно которым условия жизни заявителей удовлетворительные, позволяют им быть опекунами несовершеннолетних детей.

Спорный вопрос о выборе одного из кандидатов в опекуны несовершеннолетних детей был передан на рассмотрение комиссии по рассмотрению спорных вопросов по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Вачского муниципального района Нижегородской области (далее – Комиссия).

Решением комиссии по рассмотрению заявлений обоих кандидатов в опекуны, оформленным протоколом от 26 ноября 2021 года № 1 опекуном несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7 назначена Шутова А.И. Пахомовой Л.Н. в назначении опекуном отказано.

На основании решения комиссии главой местного самоуправления Вачского муниципального района Нижегородской области Лисиным С.В. 26 ноября 2021 года были вынесены оспариваемые постановления № 1037, № 1039, № 1042, № 1043.

Пахомова Л.Н. полагает, что оспариваемые постановления противоречат части 5 статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в соответствии с которой бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

Как следует из решения Комиссии от 26 ноября 2021 года передача детей под опеку Пахомовой Л.Н. не будет соответствовать их интересам. Комиссией приняты во внимание жилищные условия Пахомовой Л.Н., уровень ее материальной обеспеченности, намерение Шутовой А.И. усыновить несовершеннолетних детей, возрастной критерий заявителей в опекуны, психоэмоциональная обстановка для несовершеннолетних детей в семье Шутовой А.И.

Поскольку Пахомова Л.Н., хотя и является бабушкой несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, но не имеет достаточной жилой площади, в которой могла бы проживать с детьми, источников дохода, позволяющих обеспечить детям надлежащее содержание, а в силу преклонного возраста не сможет обеспечить надлежащий уход и контроль за поведением детей, суды пришли к выводу об обоснованности заключения органа опеки и попечительства и невозможности установления опеки Пахомовой Л.Н. в отношении несовершеннолетних внуков.

Убедительных доказательств того, что Пахомова Л.Н. имеет возможность обеспечить своим внукам необходимые условия для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития, суду не представлено.

Установленные судами нижестоящих инстанций обстоятельства объективно препятствуют административному истцу претендовать на назначение ее опекуном несовершеннолетних детей, и данный вопрос разрешен исключительно из интересов несовершеннолетних.

Из акта оказания срочной психологической помощи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что опекун Шутова А.И. для ФИО6 является значимой и главной; в семье Шутовой А.И. несовершеннолетние ФИО18 чувствуют себя спокойно и комфортно, признают Шутову А.И. и её супруга родителями, называют мамой и папой. Опекуны имеют желание усыновить несовершеннолетних детей.

При таких обстоятельствах, постановленные судебные акты являются обоснованными.

Доводы жалобы повторяют позицию, изложенную в суде апелляционной инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка и не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

Безусловные основания для отмены или изменения судебных актов, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Вачского районного суда Нижегородской области от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пахомовой Л.Н. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено13 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи