Дело № 2а-916/2020
№ 88а-5394/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 21 июля 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 02.08.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г., Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 12 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с названным административным исковым заявлением к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, просил взыскать в его пользу денежную компенсацию в размере 200 000 рублей за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившееся в отказе в восстановлении права на получение посылки за 2017 год в 2018 году.
В обоснование иска ФИО1 указал, что 18 июня 2018 года решением Кировского районного суда города Хабаровска, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2018 года, ему отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в восстановлении права на получение посылки за 2017 год в 2018 году. 6 февраля 2019 года им подана жалоба в ЕСПЧ, на основании чего, ссылаясь на статью 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", просит взыскать с ответчиков компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 12 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2021 года. в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
25 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска 17 мая 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
В обоснование своей позиции административный истец указал, что решения судов вынесены с нарушением норм процессуального права. Судами не учтено, что компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит ОТ наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2021 года кассационная жалоба ФИО1 передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения ФИО1, изучив письменные возражения УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения могут быть применены к лицам, совершившим преступления и отбывающим наказание в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт «б» пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В силу частей 2, 3 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Статьями 90 и 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы гарантируется право на получение писем, почтовых карточек и телеграмм без ограничения их количества; посылок, передач и бандеролей в количестве, определяемом в зависимости от вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания. Без ограничения количества указанные почтовые отправления получают только женщины и лица, содержащиеся в воспитательных колониях.
Данные ограничения предусмотрены национальным законодательством Российской Федерации, обусловлены необходимостью обеспечения порядка в исправительных учреждениях и различных условий отбывания наказания, то есть соответствуют тем целям, которые названы в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и отвечают критерию необходимости в демократическом обществе.
Частью 3 статьи 127 УИК РФ предусмотрено, что в строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются все осужденные. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания по основаниям, указанным в части шестой статьи 124 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 6 статьи 127 УИК РФ, регулирующей условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, порядок отбывания наказания осужденных в обычных, облегченных и строгих условиях в части, касающейся расходования средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, количества и вида свиданий, количества посылок, передач и бандеролей, определяется статьей 125 настоящего Кодекса.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осуждённого, его отношений с окружающими и оказание на него определённого морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осуждённых и включающий, помимо прочего, ограничение количества посылок, бандеролей и передач, различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осуждённого в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20 марта 2008 года № 162-О-О и от 23 марта 2010 года № 369-О-О).
Как установлено ч.3 ст.125 УИК РФ осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях разрешается получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года.
Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии с п.95 Правил посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать сразу же по прибытии в ИУ. При их поступлении в адрес лиц, не имеющих на то права, а также освобожденных либо умерших, возвращаются отправителям наложенным платежом с указанием причин возврата. Посылки и бандероли, адресованные осужденным, переведенным в другие ИУ, пересылаются по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 103 Правил установлено, что между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения).
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, ФИО1 отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
С 10 января 2010 года по 9 декабря 2017 года ФИО1 отбывал наказание в ФКУ ИК-56 по Свердловской области, а 9 декабря 2017 года этапирован для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, куда прибыл 9 января 2018 года.
Согласно карточке учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей в ФКУ ИК-56 по Свердловской области последнюю посылку ФИО1 получил 22 декабря 2016 года.
5 февраля 2018 года ФИО1 обратился с заявлением на имя начальника ФСИН РФ о восстановлении права на получение посылки за 2017 год в 2018 году, так как посылку он не получил в связи с переводом в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
15 марта 2018 года ФИО1 было отказано в получении посылки за 2017 год в 2018 году.
Согласно карточке учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю последнюю посылку ФИО1 получил 8 февраля 2018 года.
В 2018 году ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в восстановлении права на получение посылки за 2017 год в 2018 году.
Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обжаловал его в суд.
18 июня 2018 года решением Кировского районного суда города Хабаровска, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2018 года, ФИО1 отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в восстановлении права на получение посылки за 2017 год в 2018 году на том основании, что получение посылок является правом, а не обязанностью осужденного; посылки и передачи, которые осужденный не получил сразу после наступления права на их получение, не имеют свойства накапливаться, а этапирование не является препятствием для их получения, в связи с чем нарушений прав административного истца обжалуемым ответом от 15 марта 2018 года не усматривается. Данные судебные акты вступили в законную силу.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований по настоящему делу, суд первой инстанции, с позицией которой согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, сослался на преюдициальное значение вступивших в законную силу решения Кировского районного суда города Хабаровска от 18 июня 2018 года и апелляционного определения Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2018 года, которыми установлены юридически значимые для настоящего дела обстоятельства, получившие правовую оценку и не подлежащие доказыванию вновь и оспариванию.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
В своей кассационной жалобе административный истец указывает на нарушение судами норм процессуального права, поскольку компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Вместе с тем, данный довод основан на ошибочном толковании правовых норм, поскольку судебными инстанциями тщательно проверялись доводы ФИО1 относительно нарушений его прав действиями сотрудников исправительного учреждения и были отклонены в связи с их необоснованностью.
Само по себе несогласие ФИО1 с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
В свою очередь, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 12 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи