ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-11795 от 28.10.2010 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Князева Ю.А. Дело № 33-11795/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«28» октября 2010 года г.Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего – Мороха Е.А.,

судей: Малышевой И.А., Самойловой Н.Г.,

при секретаре – Ивановой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е. к Домоуправлению № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района, Федеральному государственному учреждению «» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, Администрации Волгоградской области о признании действий Домоуправления № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района в понуждении внесения платы за жилье (техническое обслуживание), коммунальные услуги (отопление и освещение) незаконными, понуждении Домоуправления № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района в предоставлении мер социальной поддержки в виде возмещения расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья с января 2009 года до принятия Правительством Российской Федерации правового акта, определяющего порядок предоставления мер социальной поддержки, взыскании незаконно удержанного долга по оплате коммунальных услуг и судебных расходов,

по кассационной жалобе представителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области – Ч.

на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 27 апреля 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Е. к Домоуправлению № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района, Федеральному государственному учреждению «» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, Администрации Волгоградской области о признании действий Домоуправления № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района в понуждении внесения платы за жилье (техническое обслуживание), коммунальные услуги (отопление и освещение) незаконными, понуждении Домоуправления № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района в предоставлении мер социальной поддержки в виде возмещения расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья с января 2009 года до принятия Правительством Российской Федерации правового акта, определяющего порядок предоставления мер социальной поддержки, взыскании незаконно удержанного долга и судебных расходов, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Е. в счет возмещения расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья за период с мая 2007 года по декабрь 2008 года денежную сумму в размере 16 839 (Шестнадцать тысяч восемьсот тридцать девять) рублей 37 копеек, в остальной части данных исковых требований отказать.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Е. в счет возмещения расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья за период с января 2009 года по декабрь 2009 года включительно денежную сумму в размере 18 000 (Восемнадцать тысяч) рублей 06 копеек.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Е. в счет возмещения судебных расходов при подаче искового заявления сумму государственной пошлины в размере 1 427 (Одна тысяча четыреста двадцать семь) рублей.

В удовлетворении заявленных исковых требований Е. к Домоуправлению № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района, Федеральному государственному учреждению «» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по  о признании действий Домоуправления № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района в понуждении внесения платы за жилье (техническое обслуживание), коммунальные услуги (отопление и освещение) незаконными, понуждении Домоуправления № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района в предоставлении мер социальной поддержки в виде возмещения расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья с января 2009 до принятия Правительством Российской Федерации правового акта, определяющего порядок предоставления мер социальной поддержки -отказать.

В удовлетворении заявленных исковых требований Е. к Домоуправлению № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района, Федеральному государственному учреждению «» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации,  о взыскании незаконно удержанного долга по оплате коммунальных услуг за период с мая 2007 года по декабрь 2009 года включительно в размере 34 839 рублей 57 копеек, отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Малышевой И.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Е. обратилась в суд с иском к Домоуправлению № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района, Федеральному государственному учреждению «» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, Администрации Волгоградской области о признании действий Домоуправления № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района в понуждении внесения платы за жилье (техническое обслуживание), коммунальные услуги (отопление и освещение) незаконными, понуждении Домоуправления № Второй Волгоградской КЭЧ района, Второй Волгоградской КЭЧ района в предоставлении мер социальной поддержки в виде возмещения расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья с января 2009 года до принятия Правительством Российской Федерации правового акта, определяющего порядок предоставления мер социальной поддержки, взыскании незаконно удержанного долга по оплате коммунальных услуг и судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указала, что ответчики не предоставляют ей в полном объеме льготы, как медицинскому работнику ФГУ «» Министерства обороны Российской Федерации, проживающему и работающему в сельской местности. Вместе с тем, она пользуется правом на возмещение расходов по оплате жилья, электроэнергии и отопления, однако с введением в действие Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ она была незаконно лишена права на предоставление жилищно-коммунальных льгот, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам государственной системы здравоохранения, финансируемым из федерального бюджета не определен.

Судом в качестве соответчиков по данному делу привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение «» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, Администрация Волгоградской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Управления Федерального казначейства по Волгоградской области - Ч. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами.

Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что Е. работает медицинской сестрой в ФГУ «» Министерства обороны Российской Федерации и проживает в жилом помещении, закреплённом на праве оперативного управления за Второй Волгоградской КЭЧ района Министерства обороны Российской Федерации по адресу: .

На основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в прежней редакции истец, как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которая предоставлялась ей Домоуправлением № Второй Волгоградской КЭЧ района до 1 января 2005 года.

С 01 июня 2005 года возмещение указанных расходов Е. не производилось, в связи с чем истец лишена возможности пользоваться правом на установленные меры социальной поддержки, поскольку Правительством Российской Федерации меры социальной поддержки, включая льготы в виде скидки в оплате жилищно-коммунальных услуг, медицинским работникам федеральных государственных учреждений здравоохранения не установлены и, следовательно, порядок их применения отсутствует.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, истец Е. в феврале 2008 года оплатила образовавшуюся задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 17 557 рублей 06 копеек за период с мая 2007 года по декабрь 2008 года включительно, а так же ею оплачены коммунальные платежи за период с 01.01.2009 года по декабрь 2009 года в размере 18 000 рублей 20 копеек.

Согласно пункту 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках» квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно - бюджетным учреждениям) или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением

Данная льгота гарантирована государством.

В соответствии с пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан, направлено на совершенствование механизма формирования бюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.

Таким образом, Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме работникам сельской местности, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

Согласно статьи 1 Закона Волгоградской области от 4 марта 2005 года № 1019-ОД «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области», правом на возмещение расходов пользуются граждане, работающие в учреждениях, финансируемых за счет средств областного и местного бюджетов.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 31 Бюджетного кодекса РФ устанавливает принципы самостоятельности бюджетов, в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ущемление социальных прав истицы, работающей и проживающей в сельской местности на территории Волгоградской области, но не имеющей права на возмещение расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления по Закону Волгоградской области от 4 марта 2005 года № 1019 - ОД, противоречит действующему законодательству.

Право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться в порядке, установленном законодательством.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 160 ЖК РФ, ст.ст. 31, 65 Бюджетного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на Российской Федерации лежит обязанность по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг до урегулирования порядка предоставления мер социальной поддержки указанной категории медицинских работников, а права истицы как работника сферы здравоохранения, проживающего в сельской местности и работающего в учреждении, финансируемом из федерального бюджета не должны ущемляться в отличии от прав работников этой же категории работающих в учреждениях, финансируемых из бюджетов иных уровней, в связи с чем постановили законное решение об удовлетворении заявленных Е. требований о возмещении расходов по оплате жилья и коммунальных услуг с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о том, что суд неправомерно возложил на Министерство финансов РФ обязанность по возмещению истцу понесенных расходов по оплате жилья и коммунальных услуг являются ошибочными, поскольку Е. является работником ФГУ «76 поликлиника СКВО», находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и финансируемой из средств федерального бюджета, выделяемых Минобороны России на содержание медицинских учреждений, в связи с чем Закон Волгоградской области от 04.03.2005 г. за № 1019-ОД «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области», не может быть применен к данным правоотношениям.

В остальной части указанные в кассационной жалобе доводы были предметом судебного разбирательства, что нашло отражение в мотивировочной части решения.

Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и выводов суда и иное толкование правовых норм, регулирующих спорные отношения, отличное от примененного судом.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 27 апреля 2010 года - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области – Ч. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: