Орловский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Орловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 33- 1499
Докладчик: Угланова М.А. Федеральный судья: Щербаков А.В.
К А С С А Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Углановой М.А.
и судей Капустянской М.М., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Алдошиной М.Ю.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ОГОСО «Титан» на решение Заводского районного суда г. Орла от 22 августа 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области к Орловской городской общественной спортивной организации «Титан», Головину А.А., Головиной М.И., Гжендинскому Р.С. ликвидации юридического лица и обязании учредителей обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица - удовлетворить.
Обязать Головина А.А., Головину М.И., Гжендинского Р.С. в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу осуществить ликвидацию Орловской городской общественной спортивной организации «Титан».»
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Министерства Юстиции по Орловской области обратилось в суд с иском к Орловской городской общественной спортивной организации «Титан», Головину А.А., Головиной М.И., Гжендинскому Р.С. о ликвидации юридического лица и возложении на учредителей обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В обоснование требований указало, что ответчик был зарегистрирован Управлением министерства юстиции в
При проведении выездной проверки было установлено нарушение ответчиком ст. 15 Конституции РФ, абз. 1 п. 1 ст. 160 ГК РФ, п. 1 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 5 ст. 14, абз. 5 ч. 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об общественных объединениях» выразившиеся в том, что: допускалось осуществление предпринимательской деятельности, не отвечающей уставным целям, являясь местной организацией, допускалась предпринимательская деятельность на территории иных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, не предоставлялись в сроки установленные законом «Об общественных объединениях» сведения, не вносились соответствующие деятельности сведения в ЕГРЮЛ и коды в ОКВЭД, а кроме того, не выполнялись в полном объеме предписания Управления об устранении допущенных нарушений.
По указанным основаниям, на основании ст. 44 Закона «Об общественных объединениях», Управление просило ликвидировать ОГОЛСО «Титан» и возложить на ее учредителей обязанность по осуществлению ее ликвидации.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В кассационной жалобе ОГОСО «Титан» просит отменить решение суда, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.
Полагает, что нарушения, послужившие основанием для ликвидации общества, не являются неустранимыми и существенными, в связи с чем выводы суда о необходимости ликвидации Организации являются необоснованными.
Считает, что осуществление организацией в проверяемый период предпринимательской деятельности не может служить основанием для ликвидации организации, поскольку ОГОСО «Титан» осуществляло предпринимательскую деятельность в целях достижения целей, ради которых создано.
Кроме того, ссылается на то, что законодательство не ограничивает виды деятельности, которыми вправе заниматься общественная организация, за исключением видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию.
Указывает, что поскольку в настоящее время с ОГОСО «Титан» в судебном порядке взыскивается дебиторская задолженность, ликвидация организации на основании судебного решения без установления правопреемства по сложившимся правоотношениям будет нарушать законные права и интересы, в том числе третьих лиц.
Полагает, что поскольку Федеральным законом «О некоммерческих организациях» допускается реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования, а также ст.17 приведенного выше Закона не устанавливает ограничений на преобразование в определенные организационно-правовые формы, в том числе и коммерческую организацию, то в целях урегулирования настоящего спора, возможно, осуществить реорганизацию ОГОСО «Титан» в форме преобразования в хозяйственное общество с переходом, в порядке, установленном ст.58 ГК РФ, к вновь возникшему юридическому лицу прав и обязанностей реорганизованного юридического лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения на жалобу представителя Управления Министерства Юстиции РФ по Орловской области по доверенности Кондратова Р.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда
Согласно положениям абз. 3, 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, а также неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения
Согласно пунктам 1,3,7,10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", (содержащихся в ЕГРЮЛ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещённых законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены её учредительными документами.
В силу положений ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии с п.2 ч.3 ст. 61 ГК РФ решением суда может быть возложена обязанность о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, Орловская городская общественная спортивная организация «Титан» (далее ОГОСО «Титан») была зарегистрирована Управлением министерства юстиции в
Место нахождения постоянно действующего руководящего органа: г. Орёл, .
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, председателем организации (лицом, действующим без доверенности от имени юридического лица) является - Головин А.А., учредителями - Гжендинский Р.С., Головин А.А., Головина М.И. (л.д.31-36).
В соответствии с п. 2.1. Устава ОГОСО «Титан» основными целями деятельности организации являются: создание условий для осуществления спортивно-оздоровительных мероприятий; содействие членам Организации в получении медицинской и социальной помощи; содействие членам Организации в трудоустройстве, развитии творческих способностей, занятиях физической культурой и спортом (л.д. 21-30).
Для достижения уставных целей в соответствии с уставом проводит спортивно-оздоровительные мероприятия, соревнования, организует туристические поездки (п. 2.2. Устава).
Из материалов дела видно, что в период с по Управлением Министерства юстиции РФ по была проведена выездная проверка соответствия деятельности ОГОСО «Титан», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с по , в ходе которой были установлены неоднократные нарушения ОГОСО «Титан» действующего законодательства.
По результатам проверки ОГОСО «Титан» было направлено представление № об устранении выявленных нарушений с предписанием их устранения в срок до Данное представление было получено ответчиком
Однако, нарушения устранены не были.
Также не было устранено и нарушение вышеприведенного подпункта «п» п. 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», выразившееся в отсутствии в ЕГРЮЛ кодов по ОКВЭД видов экономической деятельности организации-ответчика.
В связи с неустранением нарушений, указанных в представлении, деятельность ОГОСО «Титан» была приостановлена на два месяца с . по (л.д.63)
Решение о приостановлении деятельности организации - в вышестоящий орган или в суд обжалованы не были.
За период приостановления деятельности председателем организации представлялась информация об устранении выявленных нарушений.
Однако, Управление указывало ответчику на необходимость устранения всех нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности ОГОСО, что подтверждается письмами Управления № от и № от
Также из материалов дела следует, что нарушения действующего законодательства ОГОСО «Титан» допускались и ранее. В период с по Управлением Федеральной регистрационной службы по планировалась проверка ОГОСО, в связи с чем, в ее адрес: , было направлено письмо с указанием о подготовке необходимых для проведения проверки документов. Данное письмо вернулось в УФРС с отметкой о том, что организации не существует.
В нарушение абз.2 ч.1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» и пункта 4.5, 5.1 Устава организации в 2008-2010году не переизбирались на новый срок члены Правления и Ревизор ОГОСО «Титан».
В отношении ответчика составлялись протоколы об административных правонарушениях: по КоАП РФ и по ст. КоАП РФ (л.д. 47-49, 50-55).
Кроме того, при разрешении спора судом установлено, что ОГОСО «Титан» осуществляла коммерческую деятельность по строительству и ремонту объектов недвижимости на основании договоров подряда. Монтажные работы осуществлялись организацией на территории , что подтверждается договорами подряда на выполнение комплекса строительных (монтажных) работ.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.8. Устава ОГОСО «Титан» является местным общественным объединением, осуществляющим свою деятельность, в силу положений ч. 5 ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях», на территории Муниципального образования «Город Орел».
Таким образом, ОГОСО «Титан» в нарушение положений устава и норм действующего законодательства осуществляла деятельность за пределами территории Муниципального образования «Город Орел».
При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что выполнение подрядных работ не служит достижению уставных целей ОГОСО «Титан», указанных в п. 2.1. его Устава. Доказательств того, что доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой ОГОСО «Титан», направлялись на достижение уставных целей, представителем ответчика представлено не было ни в суд первой инстанции, ни в заседание судебной коллегии.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оказание спонсорской помощи, а также участие в благотворительности является правом общественного объединения, а систематическое направление денежных средств от коммерческой деятельности общественного объединения на оказание благотворительной помощи, является предпринимательской деятельностью, которая была направлена не на достижение уставных целей, ради которых объединение было создано.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчик неоднократно нарушал требования действующего законодательства по предоставлению в уполномоченный орган документов, предусмотренных ст. 32 ФЗ от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также осуществлял предпринимательскую деятельность, не направленную на достижение уставных целей, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области о ликвидации Орловской городской общественной спортивной организации «Титан» и возложил в соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей.
Довод кассационной жалобы ответчика о том, что ОГОСО «Титан» имеет дебиторскую задолженность, в связи с чем ее ликвидация в настоящее время не возможна, и приведет к нарушению прав третьих лиц не влечет отмену принятого решения, поскольку не имеет правового значения для разрешения дела.
Не может служить основанием для отмены решения суда и довод кассационной жалобы ОГОСО «Титан» в той части, что нарушения, послужившие основанием для ликвидации общества, не являются неустранимыми и существенными, поскольку по делу установлено, что ответчик допустил неоднократное нарушение норм Закона РФ от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что в соответствии со ст.44 ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации общественного объединения.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что ОГОСО «Титан» осуществляло предпринимательскую деятельность в целях достижения целей, ради которых создано, также является несостоятельной, поскольку опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Заводского районного суда г. Орла от 22 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОГОСО «Титан» – без удовлетворения.
Председательствующий: судья
Судьи: