ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-1709 от 28.06.2011 Пензенского областного суда (Пензенская область)

                                                                                    Пензенский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Пензенский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Петровская С.Д. Дело № 33-1709

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Елагиной Т.В.,

и судей Макаровой С.А., Моисеевой Л.Т.,

при секретаре Дурманове М.С.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Макаровой С.А. дело по кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России №3 по Пензенской области на решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 31 мая 2011 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении заявления межрайонной инспекции налоговой службы №3 по Пензенской области УФНС России по Пензенской области ФНС Минфина РФ об отказе в совершении нотариального действия нотариусом Мокшанского нотариального округа Шишовым С.Ю. - об отказе в выдаче свидетельства о праве собственности на наследство по закону на выморочное имущество.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя по доверенности Межрайонной ИФНС России №3 по Пензенской области Кузенной Э.А., представителя по доверенности Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области Догужиеву Л.А., нотариуса Мокшанского нотариального округа Шишова С.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная ИФНС России №3 по Пензенской области обратилась в суд с заявлением об отмене постановления нотариуса Мокшанского нотариального округа Шишова С.Ю. от 25 апреля 2011 года об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество после умершей ДД.ММ.ГГГГ П., состоящее из  коп., находящихся на лицевом счете № на депозитном счете  и понуждении нотариуса к выдаче свидетельства.

В его обоснование указала, что Межрайонная ИФНС России №3 по Пензенской области не согласна с указанным постановлением нотариуса, поскольку до настоящего времени соответствующий закон, регулирующий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, на который имеется ссылка в ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, не принят. В связи с этим согласно ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", Инструкции Министерства финансов СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Согласно письму Федеральной налоговой службы России от 19 февраля 2007 года N 02-3-04/3@ «О выморочном имуществе» до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года N 683, и Инструкцией Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года N 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов».

В силу п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Письмом Федеральной налоговой службы России от 04 декабря 2008 года N ШС-6-3/892 «О выморочном имуществе» разъяснено, что в настоящее время функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 возложены на Росимущество. В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству,Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 340 закреплена за налоговыми органами. Таким образом, свидетельства о праве государства на наследство получают налоговые органы и передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.

Мокшанский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России №3 по Пензенской области, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просит решение суда отменить. Указывает, что суд не учел неправомерность отказа нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество представителю ИФНС, так как с просьбой о совершении нотариального действия обратился представитель органа, имеющего на это законные полномочия. Закон, регулирующий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации в соответствие со ст. 1151 ГК РФ до настоящего времени не принят.

Исходя из норм статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" и Положения "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года N 683 учет, принятие мер по охране и оценке имущества, перешедшего в порядке наследования к государству, возлагается на налоговые органы.

В силу п.5.35 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

То есть функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены на ИФНС России и на Росимущество.

Пунктом 5 Инструкции Министерства Финансов СССР от 19.12.1984 №185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" предусмотрено, что свидетельство о праве государства на наследство получают налоговые органы. После чего налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу, которое принимает его в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432. Таким образом, нотариус неправомерно отказал представителю налогового органа в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество.

В возражениях нотариус Мокшанского нотариального округа Шишов С.Ю. просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения

Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд признал установленным и исходил из того, что действующим законодательством функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.

В соответствие со ст. 1151 ГК РФ п.п. 1 и 2 выморочное имущество, за исключением расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Согласно п.3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

На основании ст. 125 ГК РФ ч 1 от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, основным признаком, позволяющим решить вопрос о том, какой орган должен представлять Российскую Федерацию при получении выморочного имущества, является наличие таких полномочий у государственного органа и закрепление их актами, определяющими его статус.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Из пункта 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, следует, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

Согласно п.п.5.7, 5.11 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, организует оценку имущества в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации…

Из указанных норм действующего законодательства следует, что органом, представляющим Российскую Федерацию в наследственных правоотношениях, в частности в процедуре принятия наследства (получение свидетельства о праве на наследство и оформления права собственности на выморочное имущество) и осуществление учета принятого имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Тогда как органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации в соответствие с Налоговым Кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" полномочиями по представлению интересов Российской Федерации в отношении выморочного имущества, как того требуют положения ст.125 ГК РФ, не наделены.

Следовательно, вывод суд о том, что действия нотариуса по отказу в выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество представителю налогового органа соответствуют действующему законодательству, является правильным.

Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Так кассатор ссылается на то, что поскольку закон, регулирующий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации в соответствие со ст. 1151 ГК РФ до настоящего времени не принят, в силу ст.4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" действуют Положение "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года N 683, которым обязанность по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы и Инструкция Министерства Финансов СССР от 19.12.1984 №185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", определяющая порядок такой передачи налоговым органам.

Действительно, предусмотренные ст.1151 ГК РФ нормативные акты до настоящего времени не приняты, однако орган, правомочный совершать действия по принятию в собственность Российской Федерации выморочного имущества, законодательством в соответствие с положениями ст.125 ГК РФ определен. Таковым является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Поэтому ссылка кассатора на ст.4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" является не состоятельной, поскольку она подлежала бы применению в случае отсутствия законодательно наделенного подобными правомочиями органа.

Кроме того, Инструкция Министерства Финансов СССР от 19.12.1984 №185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" не относится к документам, перечисленным в п.2 ст.4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".

Ссылка ИФНС №3 по Пензенской области на Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 340 «Об утверждении Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации» не состоятельна, поскольку указанным актом за налоговыми органами закреплены лишь учет, оценка и реализация имущества, перешедшего по праву наследования к государству.

Согласование порядка работы с выморочным имуществом между соответствующими ведомствами (Федеральной налоговой службой и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом), а также письма Федеральной налоговой службы России от 19 февраля 2007 года N 02-3-04/3@ и от 04 декабря 2008 года N ШС-6-3/892 "О выморочном имуществе", на которые указывает кассатор, не могут рассматриваться как основания наделения полномочиями по получению свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество органов Федеральной налоговой службы, поскольку таковое противоречит ст. 125 ГК РФ, предусматривающий порядок наделения полномочиями органов государственной власти от имени Российской Федерации приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права актами, определяющими статус этих органов.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе аналогичны мотивам обращения в суд. Они исследовались судом первой инстанции и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.

С учетом изложенного, не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 31 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России №3 по Пензенской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи