ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья А.Н. Патшина Дело№33-3747
Учет № 35
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 марта 2011 года гор. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего – судьи Н.А. Губаевой,
судей И.И. Багаутдинова, Е.А. Чекалкиной,
при секретаре судебного заседания А.М. Газтдинова,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Е.А. Чекалкиной гражданское дело по кассационной жалобе ФИО1 – представителя ФИО2 на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2011 года, которым постановлено:
Установить действительность завещания ФИО, удостоверенного специалистом администрации Староборискинского сельского совета Северного района Оренбургской области ФИО 20 июля 2000 года по реестру № 15.
Установить факт завещательного распоряжения ФИО, умершей 25 августа 2008 года, своим имуществом в виде доли в квартире, расположенной по адресу: Республика Татарстан, , , дочери ФИО.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы ФИО1 – представителя ФИО2, заслушав возражения представителя ФИО3 – ФИО4, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО, ФИО об установлении факта распоряжения наследодателем наследственным имуществом, об установлении действительности завещания.
В обоснование требований указано, что 25 августа 2008 года умерла мать истицы ФИО, после смерти которой открылось наследство в виде 1/3 доли четырехкомнатной квартиры по адресу: . При жизни ФИО составила завещание на вышеуказанное наследство на ФИО. Указанное завещание было удостоверено специалистом администрации Староборискинского сельсовета Северного района Оренбургской области ФИО 20.07.2000 года и зарегистрировано в реестре за № 15. Полномочия ФИО по совершению нотариальных действий подтверждается распоряжением администрации Староборискинского сельсовета от 10.03.1997 года за № 2 «О возложении обязанностей по совершению нотариальных действий на территории сельсовета». ФИО подтвердила своей удостоверительной надписью, что завещание собственноручно подписано завещателем в ее присутствии. Личность ФИО была установлена, ее дееспособность проверена. На момент смерти ФИО указанное завещание оставлено в силе, оно не отменялось и не изменялось. 17.01.2009 года ее представитель по доверенности обратился к нотариусу Лениногорского нотариального округа РТ с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, предоставив завещание. Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию было отказано по причине отсутствия в удостоверительной надписи реквизитов должностного лица, удостоверявшего завещание, и выдано Постановление об отказе в совершении нотариального действия от 04.03.2009 года. Установление действительности завещания и установление факта распоряжения ФИО своим имуществом имеет для истца юридическое значение, поскольку позволит реализовать свои наследственные права. При жизни ФИО говорила, что свою долю квартиры после смерти оставит только истцу и составит завещание на имя ФИО. Таким образом, в своем завещании, составленном 20.07.2000 года, ФИО выразила свою волю и реализовала свое право, предусмотренное законом, а именно, распорядиться по своему усмотрению принадлежащим ей имуществом после своей смерти. В связи с чем,ФИО просила установить действительность завещания ФИО, удостоверенного специалистом администрации Староборискинского Сельского совета Северного района Оренбургской области 20 июля 2000 года по реестру №15, установить факт завещательного распоряжения ФИО, умершей 25.08.2008 года, своим имуществом в виде доли квартиры, расположенной по адресу : , в пользу дочери ФИО.
В судебной заседании истец ФИО не явилась, извещена надлежащим образом. Ее интересы представляла представитель по доверенности ФИО, требования поддержала.
Ответчик ФИО П. в судебном заседании исковые требования не признал.
Ответчик ФИО в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности ФИО суде иск не признал.
Представитель ответчиков ФИО, третьего лица ФИО по доверенности ФИО П. в судебном заседании исковые требования ФИО не признал.
Третье лицо ФИО в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо ФИО в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В своем письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо нотариус Лениногорского нотариального округа ФИО в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд удовлетворил заявленные требования и вынес решение в вышеуказанной формулировке.
В кассационной жалобе представителем ответчика ставится вопрос об отмене решения суда. Указано, что имеются свидетельские показания и документы, подтверждающие, что подпись на завещании не соответствует обычной подписи ФИО. Указано, что в удостоверительной надписи на завещании ФИО отсутствуют реквизиты должностного лица, удостоверившего завещание, а также отсутствует гербовая печать Российской Федерации.Выражается не согласие с заключением эксперта.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно п.1,пп.10 п.2 ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении: других имеющих юридическое значение фактов.
В силу ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 - в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местной самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправлении относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке установленном настоящим Федеральным законом.
В ст. 19 этого же Закона указано, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иным нормативными правовыми актами не допускается.
Статьей 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» совершение нотариальных действий не отнесено к ведению местного самоуправления.
Часть 2 статьи 132 Конституции РФ, а также пункт 4 статьи 6 вышеуказанного федерального закона предусматривают возможность наделения органов местного самоуправления законами РФ и субъекта РФ отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В силу положений статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, бегающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют завещания; удостоверяют доверенности; принимают меры к охране наследственного имущества; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; свидетельствуют подлинность подписи на документах; законодательными актами Российской Федерации на указанных в настоящей статье должностных лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.
В ч. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых 11 февраля 1993 г., закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Статья 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами.
Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных, действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации (ст. 39 Основ). Нотариальные действия, определенные перечнем (ст. 37 Основ), согласно п. 7 Инструкции, утвержденной 19 марта 1993 г, могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий. Таким образом, Инструкция уточняет, что нотариальные действия совершаются должностным лицами органа государственной власти. Вместе с тем на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти. Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в п. 10 ст. 54 Федерального закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации", где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий. В п. 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 г. N 394, устанавливался перечень должностных лиц исполнительных комитетов районных, городских, поселковых, сельских Советов народных
депутатов, уполномоченных совершать нотариальные действия. Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов. Статья 12 Конституции РФ провозгласила самостоятельность органов местной самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти. Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, п. 2 ст. 3 Конституции РФ закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. С целью реализации данного конституционного принципа в п. 5 ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации. На основании изложенного следует, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в Федеральном законе. Эта же позиция применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления нашла свое отражение в ст. 1125 ГК РФ, согласно которой это право должно быть предоставлено данным лицам на основании закона. В настоящее время на территории Российской Федерации продолжают действовать указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий. В части названных норм данные акты не претерпели изменений после вступления в силу Конституции РФ. Более того, 31 декабря 1995 г. была принята новая редакция Федерального закона "О государственной пошлине", п. 10 ст. 5 которого закрепляет полномочия местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий, что подтверждает наличие у тих органов полномочий по их совершению.
Из материалов дела видно, что 25 августа 2008 года умерла мать истицы ФИО, после смерти которой открылось наследство в виде 1/3 доли четырехкомнатной квартиры по адресу: . При жизни ФИО составила завещание на вышеуказанное наследство на ФИО Указанное завещание было удостоверено специалистом администрации Староборискинского сельсовета Северного района Оренбургской области ФИО. 20.07.2000 года и зарегистрировано в реестре за № 15. Полномочия ФИО по совершению нотариальных действий подтверждается распоряжением администрации Староборискинского сельсовета от 10.03.1997 года за № 2 «О возложении обязанностей по совершению нотариальных действий на территории сельсовета».
Удовлетворяя требования истца об установлении действительности завещания ФИО, удостоверенного специалистом администрации Староборискинского сельского совета Северного района Оренбургской области ФИО 20 июля 2000 года по реестру № 15 и установлении факта завещательного распоряжения ФИО, умершей 25 августа 2008года, своим имуществом, дочери ФИО, суд исходил из того, что в настоящее время право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия предоставлено им на основании федеральных законов. Полномочием на совершение нотариальных действий в органах местного самоуправления наделены должностные лица данных органов, занимающие должности, которые в настоящее время соответствуют должностям, указанным в п. Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 г.N 394. Хотя в настоящее время органы местного самоуправления и не входят в систему органов государственной власти, это не свидетельствует об отсутствии у должностных лиц органов местного самоуправления права на совершение отдельных нотариальных действий, которые они вправе были совершать, поскольку в связи с изменениями законодательства о местном самоуправлении федерального закона по данному вопросу до настоящего времени не принято.
С таким выводом суда следует согласиться, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены, судебная коллегия с ними согласна.
Согласно заключению эксперта от от 14.12.2010г. установить кем- самой ФИО или другим лицом выполнена подпись от имени ФИО в завещании от 20 июля 2000 года удостовереном специалистом сельсовета администрации Староборискинского сельсовета Северного района Оренбургской области и зарегистрированном в реестре № 1, расположенная на строке « подпись» не представляется возможным.
При наличии таких данных суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Исходя из изложенного, решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы не влияют на правильность вынесенного по делу решения и не могут повлечь его отмену.
Ссылка в кассационной жалобе ответчика на то, что судом необоснованно принято за основу заключение экспертизы Средне-Волжского регионального центра судебной экспертизы от 16.12.2010г. и незаконно отклонены доводы ответчиков и пояснения сторон о том, что подпись на завещании не принадлежит ФИО, так как она была безграмотной и не могла расписываться, проверена, она не может послужить основанием для пересмотра дела.
Так, почерковедческая экспертиза в отношении подписи, расположенной в строке « подпись», сделанной в завещании от 20 июля 2000года проведена экспертом ФИО5, предупрежденной об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.
При проведении экспертизы, экспертом было исследовано все гражданское дело и образцы подписей ФИО на документах, представленных в качестве сравнительного материала. В силу чего, доводы кассационной жалобы о том, что экспертное заключение не соответствует ФЗ « О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Кроме того, 25.10.2010года было заявлено ходатайство о предоставлении большего количества образцов подписей ФИО выполненные в близкий период выполнения исследуемой подписи, однако стороны запрашиваемые образцы не предоставили.
Доводы кассационной жалобы о том, что в удостоверительной надписи на завещании ФИО отсутствуют реквизиты должностного лица, удостоверившего завещание, а также отсутствует гербовая печать Российской Федерации, не могут являться основанием для отмены решения, поскольку обязанности по совершению нотариальных действий возложены на ФИО распоряжением главы администрации Староборискинского сельсовета от 10.03.1997г. №2 « О возложении обязанностей по совершению нотариальных действий на территории сельсовета». При этом гербовая печать на удостоверительной надписи на завещании присутствует. Отсутствие расшифровки фамилии, имени и отчества лица, удостоверившего завещание не могут служить основанием недействительности завещания, поскольку данное обстоятельство не влияет на понимание волеизъявления завещателя.
Согласно показанием ФИО, допрошенной в порядке судебного поручения, ФИО умела писать и читать, завещание подписала собственноручно. Дееспособность ФИО ею была установлена.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Все имеющие значение для дела обстоятельства установлены судом полно и всесторонне, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 199, 350, 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО – представителя ФИО – без удовлетворения
Председательствующий –
Судьи –