ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-10580/2022 от 01.06.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-10580/2022

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 1 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,

судей Войты И.В., Жудова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Сумановой Алины – Решетилович Кристины Леонидовны на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07 февраля 2022 года по административному делу по административному иску Сумановой Алины к УВМ ГУ МВД России по г. Москве, инспектору Маркову А.А. о признании действий незаконными, обязании принять заявление в комиссию по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка (дело № 2а-939/2021),

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П., объяснения представителя ГУ МВД России п г. Москве на основании доверенности Бондаренко Н.В., возражавшей против доводов жалобы,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Суманова А. обратилась в суд с административным иском к УВМ ГУ МВД России по г. Москве, инспектору Маркову А.А. о признании незаконными действия по отказу в приеме заявления в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее- Комиссия), обязании принять заявление в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее- заявление).

В обоснование требований указала на то, что ей было в принятии заявления отказано со ссылкой на то, что срок регистрации составил менее 15 суток, не представлено документа, подтверждающего проживание отца на территории Российской Федерации.

Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 28 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07 февраля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Сумановой А. отказано.

В поданной в суд первой инстанции 14 марта 2022 года кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований по мотиву неправильного применения судами норм материального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель ГУ МВД России по г. Москве возражал против доводов жалобы, считает состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, поверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении дела такие нарушения судами допущены.

Согласно ст. 33.1 Федерального закона N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации (ч. 1).

Граждане Республики Белоруссия и граждане Украины, свободно владеющие русским языком, при подаче лично заявления о признании их носителями русского языка и при наличии оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, могут быть признаны комиссией носителями русского языка без прохождения собеседования, указанного в части первой настоящей статьи. Порядок подачи таких заявлений определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1.1).

Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (ч. 2).

Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации(ч.3).

В силу части 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации и признанные носителями русского языка, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

В соответствии с пунктом 16.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, временно пребывающие или проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с заявлением о признании их носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона N 62-ФЗ от 31 мая 2002 года.

Пунктом 16.4 Положения предусмотрено, что указанные в пункте 16.1 настоящего Положения, имеющие (имевшие) родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживающих или ранее постоянно проживавших на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации, дополнительно представляют один из документов (документы), подтверждающих (подтверждающие) наличие указанных родственников, а также факт их постоянного проживания на соответствующей территории (свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении, свидетельство о смерти родственника, вид на жительство, выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ (документы).

В случае отсутствия документов, указанных в пункте 16.4 настоящего Положения, заявители согласно пункту 16.5 Положения представляют архивные справки, выписки из архивных документов, копии документов Архивного фонда Российской Федерации и (или) иных архивных документов.

Приказом № 227 от 16 апреля 2020 года утвержден Порядок подачи гражданами Республики Белоруссия и гражданам Украины, свободно владеющими русским языком заявлений о признании их носителями русского языка. Данным порядком регламентирована процедура подачи указанного заявления. Так заявление подается по месту пребывания (проживания) заявителя в Комиссию МВД России или территориальную комиссию МВД России.

Заявление составляется и подается в порядке, предусмотренном Требованиями к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 6 к приказу).

При приеме заявления у граждан Республики Белоруссия и граждан Украины, свободно владеющих русским языком, уполномоченными должностными лицами ГУВМ МВД России, подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России, обеспечивающего деятельность соответствующей территориальной комиссии МВД России, с заявителем проводится беседа.

Беседа проводится с применением технических средств видеофиксации или без такового при невозможности применения технических средств видеофиксации или нежелании заявителя.

При невозможности применения технических средств видеофиксации или нежелании заявителя беседа проводится уполномоченным должностным лицом в присутствии двух должностных лиц ГУВМ МВД России или подразделения по вопросам миграции соответственно.

Результаты беседы оформляются актом в письменном виде с указанием фамилии и инициалов, должности лиц, проводивших беседу, а также присутствующих при проведении беседы (в случае отсутствия технических средств видеофиксации беседы); гражданства, фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя; выводов о владении заявителем русским языком; применения (неприменения) технических средств видеофиксации; документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) изучение русского языка и (или) владение им (при наличии) (вид, серия, номер, дата выдачи, наименование организации, выдавшей документ) (рекомендуемый образец акта - приложение к настоящему Порядку).

Заявление, акт и видеозапись (при наличии) в день приема заявления передаются (направляются) в соответствующую комиссию.

На заявлении проставляется:

-отметка о проверке заявления, об удостоверении подлинности подписи заявителя, регистрационный номер, должность, фамилия и инициалы, подпись секретаря комиссии.

-дата принятия заявления к рассмотрению, должность, фамилия и инициалы, подпись председателя комиссии, принявшего заявление к рассмотрению.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 27 мая 2021 г. ГУ МВД России по г. Москве Сумановой А. отказано в принятии заявления со ссылкой на ст. 33.1 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №1325, поскольку заявителем не представлено документа, подтверждающего проживание отца на территории Российской Федерации, на момент подачи заявления срок регистрации иностранной гражданки составил менее 15 суток.

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции (с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции) со ссылкой на положения статьи 33.1 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», пункта ё16.1, 16.4 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку решение УМВ ГУ МВД России по г. Москве является законным и обоснованным.

При этом суды, признавая обоснованным оспариваемое решение об отказе в приеме заявления, не сослались на конкретную норму, которой данный отказ регламентирован. Отсутствует такая ссылка и в выданном административному истцу ответе.

Указанным обстоятельствам, судами оценки не дано.

Заслуживают внимание и доводы административного истца о соблюдении ей установленного законом срока на обращение с данным заявлением. Так из материалов дела следует, что с указанным заявлением административный истец обратилась 27 мая 2021 года, срок ее миграционного учета истекал 15 июня 2021 года, т.е. более чем через 15 дней.

Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда данный акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

При этом правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 КАС РФ), не позволяет судам принимать произвольные и немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.

Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ), выражающегося, в том числе, в принятии судом предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления наличия или отсутствия обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Однако вопреки требованиям данных норм процессуального права судами не было дано полной правовой оценки доводам административного истца.

В этой связи, обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку они приняты при неправильном применении судами указанных выше норм материального и процессуального права, в силу чего подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07 февраля 2022 года отменить. Административное дело направить на новое рассмотрение в Замоскворецкий районный суд города Москвы.

Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.

Председательствующий:

Судьи: