ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-11326/2021 от 19.05.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-11326/2021

г. Москва 19 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Склярука С.А.,

судей Репиной Е.В., Смирновой Е.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лахарева Александра Анатольевича на определение Ленинского районного суда города Тамбова от 22 сентября 2020 г., (дело № 2а-1434/2020), апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 14 декабря 2020 г. (дело № 33а -3746/2020), вынесенные по административному делу по административному иску Лахарева Александра Анатольевича к Тамбовскому межрайонному следственному отделу следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области, следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области о признании незаконным отказа в предоставлении информации и перенаправлении запросов,

заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения Лахарева А.А., участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Лахарев А.А. обратился с административным иском в суд, в котором просит признать незаконными действия руководителя Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО5 по отказу в предоставлении информации по запросам от 04.06.2020 и 10.06.2020 и перенаправлению данных запросов в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области; обязать предоставить указанную информацию.

В административном иске Лахарев А.А. указал, что для проверки в судебном порядке допустимости доказательств, а также формулировки ходатайств о допросе свидетелей, Лахаревым А.А. направлены адвокатские запросы о предоставлении информации, связанной с уголовно - процессуальным действием – осмотром места происшествия в Тамбовский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области на основании п. 1 ст. 6.1. Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Определением Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 сентября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 14 декабря 2020 г., производство по административному делу прекращено.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 марта 2021 г., Лахарев А.А. просит об отмене определения суда и апелляционного определения, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В пункте 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления если: заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

В силу пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено названным Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного Кодекса.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что Лахарев А.А. на момент направления запросов являлся участником уголовного судопроизводства – защитником обвиняемого Шутилина В.Ю. в рамках уголовного дела № 11802680012000002 и действовал в его интересах, в связи с чем решения, а также действия, связанные с рассмотрением адвокатских запросов о получении информации относительно производства по уголовному делу, не могут быть обжалованы в рамках административного судопроизводства.

Оставляя определение судьи первой инстанции без изменения, судья апелляционной инстанции отметил, что оспаривание действий должностного лица не влечет нарушения прав и законных интересов Лахарева А.А., поскольку он не лишен возможности воспользоваться иным порядком сбора доказательств, при этом указав, что обжалование действий должностного лица, связанных с рассмотрением адвокатских запросов, в порядке 125 УПК РФ не возможно, поскольку досудебный порядок по уголовному делу завершён приговором.

Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанции ошибочными по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 1 и 2 статьи 1 Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» установлено, что настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).

Из материалов дела усматривается, что Лахаревым А.А., в порядке положений Кодекса административного судопроизводства РФ оспариваются действия руководителя Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области по отказу в предоставлении информации по запросам от 04.06.2020 и 10.06.2020, и перенаправлению данных запросов в следственное управление.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» право обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в досудебном производстве как гарантия судебной защиты прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» помимо постановлений дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела судебному обжалованию в соответствии с частью 1 статьи 125 УПК РФ подлежат иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

Предметом поданного Лахаревым А.А. в суд административного искового заявления является обжалование действий (бездействия) действия руководителя Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области, не связанных с производством по уголовному делу, в связи с чем, оно подлежит разрешению в порядке административного судопроизводства.

С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по делу на основании по п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, вывод суда первой инстанции о необходимости рассмотрения заявленных Лахаревым А.А. требований в порядке УПК РФ не соответствует предмету заявленного спора.

Судом апелляционной инстанции допущенные нарушения закона не были устранены.

При таких обстоятельствах определение Ленинского районного суда г. Тамбова о прекращении производства по делу, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, как постановленные с существенным нарушением норм процессуального права, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

определение Ленинского районного суда города Тамбова от 22 сентября 2020 г., апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 14 декабря 2020 г. - отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Тамбова.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 мая 2021 г.

Председательствующий

Судьи