ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-12051/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 28 июля 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В., Евтифеевой О.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, поданную через суд первой инстанции 18 мая 2021 г., на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 16 октября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 9 февраля 2021 г.,
по административному делу № 2а-2153/2020 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о возложении обязанности принять имущество, являющееся собственностью государства.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В., выслушав пояснения представителя Управления Росгвардии по Новосибирской области Волиной Л.Г., представителя Территориального управления Росимущества в Новосибирской области Илларионовой В.В., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Росгвардии по Новосибирской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Территориальному Управлению Росимущества в Новосибирской области, в котором просило обязать административного ответчика принять имущество, являющееся собственностью государства (огнестрельное оружие марки «№», калибр № № №, и марки №», калибр № Н №) для последующего распоряжения.
В обоснование требований указало, что 25 января 2014 г. у ФИО9. в связи с нарушением требований ст. 22 Федерального закона «Об оружии», выразившимся в нарушении правил хранения гражданского оружия, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, изъято указанное огнестрельное оружие, которое находится на складе хранения вооружения УМВД России по г. Новосибирску. Решением суда от 17 декабря 2018 г. право собственности ФИО10. на указанное оружие прекращено.
Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 16 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 9 февраля 2021 г., в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Росгвардии по Новосибирской области ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права. Ссылаясь на пункты 1, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432, пункты 2, 3 Порядка учета, оценки и распоряжения обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованного имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 г. № 311, ст. 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» настаивает, что реализация конфискованного оружия относится к полномочиям Росимущества. Считает, что гражданское оружие, изъятое по судебному решению, не является изъятым из гражданского оборота, его оборот не запрещен при наличии разрешения (лицензии). В Положении об Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, утвержденном приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 17 июля 2018 г. № 316, отсутствует полномочие по заключению договоров комиссии с целью реализации конфискованного имущества. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации не обладает полномочиями по организации проведения экспертиз имущества, обращенного в собственность государства. Суд не принял во внимание протокол межведомственного совещания, из которого следует, что территориальные органы МВД России и Росгвардии передают в Росимущество оружие для реализации. Кроме того, на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом имеется раздел о продаже арестованного, конфискованного и иного имущества, в котором предусмотрена отдельная категория «оружие, боеприпасы, находящиеся в гражданском обороте». Вопрос реализации конфискованного гражданского оружия рассмотрен Генеральной прокуратурой Российской Федерации, которой принято решение, согласно которому реализацией указанной категории оружия должно заниматься Росимущество, а не какая-либо другая структура государственной власти.
На кассационную жалобу Территориальным Управлением Росимущества в Новосибирской области представлены возражения.
По ходатайствам Территориального Управления Росимущества в Новосибирской области, Управления Росгвардии по Новосибирской области судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проведено с использованием систем видеоконференц-связи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска.
В судебном заседании представитель Управления Росгвардии по Новосибирской области Волина Л.Г. кассационную жалобу поддержала.
Представитель Территориального управления Росимущества в Новосибирской области Илларионова В.В. против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что нормативных правовых актов, которые возлагают на административного ответчика обязанность принять от административного истца спорное имущество не имеется.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными, при этом указал, что основным субъектом контроля за оборотом оружия в России на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом правом на реализацию оружия и патронов к нему не наделено, функция по уничтожению изъятого оружия на данный орган федеральным законодательством не возложена.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее также – Закон об оружии) оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) - это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.
В силу статьи 18 указанного закона торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Статьей 28 Закона об оружии установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии с пунктами 12, 16, 27 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Как установлено пунктом 6 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее также – Правила), торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность (пункт 9 Правил).
Пунктом 10 Правил установлено, что продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территория Российской Федерации могут осуществлять Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации); организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия (далее именуются - юридические лица с особыми уставными задачами); поставщики (продавцы); юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство; организации независимо от формы собственности, занимающиеся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел; образовательные организации; граждане Российской Федерации; подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия (п. 54 Правил).
Изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством (п. 78 Правил).
Согласно пункту 79 Правил оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в органы внутренних дел.
Пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. № 1238, (далее также – Положение), оно определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
При этом, на основании пункта 2 названного Положения, оно не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
На основании п. 3 Положения для распоряжения в порядке, установленном названным Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением перечисленного в указанном пункте имущества, в том числе имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пп. б).
Согласно пункту 11 Положения имущество, обращенное в собственность государства, подлежит распоряжению следующими способами: а) переработка (утилизация); б) уничтожение; в) реализация.
Реализацию движимого имущества, обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, осуществляет в соответствии с Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. № 1041, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы) (далее - продавец), которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица (далее - организатор торгов) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как установлено Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).
В силу п. 5.5 указанного Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Росимущество в установленной сфере деятельности организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества или его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией).
Проанализировав указанные правовые предписания, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом правом распоряжения оружием и патронами к нему не наделено, так как данное имущество имеет ограничения оборотоспособности.
Доводы кассационной жалобы о том, что гражданское оружие, изъятое по судебному решению, не является изъятым из гражданского оборота, на правильность выводов судов не влияют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным образом, если они не ограничены в обороте.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2 указанной статьи).
В силу статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 13, 18 Закона об оружии гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица только с соблюдением требований специального законодательства, в частности Закона об оружии и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, что исключает возможность его передачи для распоряжения административному ответчику.
Доводы административного истца о непринятии судом в качестве доказательства протокола межведомственного совещания обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку данный протокол, не являясь нормативным правовым актом, не возлагает на административного ответчика обязанность совершить определенные действия.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства, и не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Управления Росгвардии по Новосибирской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 16 октября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 9 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 августа 2021 г.
Председательствующий:
Судьи: