ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-13274/2021 от 18.08.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-13274/2021

город Кемерово 18 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Мишиной И.В.,

судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Кызыла на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 20 мая 2021 года по делу № 2а-5396/2020 по административному исковому заявлению Хомушку Чыжыргана Дадар оловны, Ооржак Нелли Сергеевны к мэрии города Кызыла, департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла о признании несостоявшимися и недействительными публичных слушаний (общественных обсуждений) по проекту планировки территории.

Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Хомушку Ч.Д. и Ооржак Н.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к мэрии города Кызыла, департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла о признании несостоявшимися и недействительными публичных слушаний (общественных обсуждений) по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского круга «Город Кызыл Республики Тыва», назначенных распоряжением мэрии г. Кызыла № 557-р от 20 августа 2020 года, мотивируя тем, что мэрией нарушены сроки проведения публичных слушаний, результаты публичных слушаний не оглашены и не размещены на официальном сайте муниципалитета; при личном обращении в мэрию и департамент граждане не смогли получить от кого-либо из сотрудников конкретной информации о том, когда будет организовано собрание для представления предложений и замечаний, каким образом возможно их заявить; в материалах, опубликованных на официальном сайте, невозможно определить ни кадастровые номера участков, ни обозначить местонахождение участка , что планируется застраивать по плану муниципалитета. Также сослались на невозможность планирования объектов на спорной территории в связи с тем, что данные участки заняты, застроены еще с 2013 года и осваиваются по настоящее время; участки используются гражданами для садоводческой деятельности и индивидуального жилищного строительства.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены; признаны несостоявшимися и недействительными публичные слушания по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», назначенные распоряжением мэрии г. Кызыла от 20 августа 2020 года № 557-р.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 20 мая 2021 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года изменено, в абзаце втором резолютивной части решения слова: «публичные слушания» заменены на слова: «общественные обсуждения»; в остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 18 июня 2021 года, мэрией г. Кызыла ставится вопрос об отмене апелляционного определения, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. По доводам, положенным в обоснование заявленных по существу иска возражений, административный ответчик настаивает на том, что нарушения прав и охраняемых законом интересов истцов оспариваемыми общественными обсуждениями не допущены, ссылаясь на отсутствие в материалах административного дела, вопреки выводам суда апелляционно инстанции, доказательств того, что истцы постоянно проживают на спорной территории, а также указывая, что общественные обсуждения являются лишь составной частью порядка утверждения проекта планировки территории и их результаты носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии решения, но не являются обязательными.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Учитывая, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 20 мая 2021 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года изменено только в части замены в абзаце втором резолютивной части решения слов: «публичные слушания» на слова: «общественные обсуждения», а в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта, несмотря на указание кассатора в жалобе на незаконность только судебного акта суда апелляционной инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).

Согласно части 4 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 6 статьи 5.1 ГрК РФ).

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи (часть 11 статьи 5.1 ГрК РФ).

Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения, соответственно, о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства (часть 12 статьи 5.1 ГрК РФ).

Из материалов административного дела усматривается, что 20 августа 2020 года № 557-р мэрией г. Кызыла вынесено распоряжение «Об утверждении графика проведения общественных обсуждений по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «город Кызыл Республики Тыва», согласно приложению 1 к которому в указанные в нем сроки департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, информационный отдел мэрии г. Кызыла оповещают о начале общественных обсуждений на официальном сайте мэрии г. Кызыла, а также в иных средствах массовой информации; размещают проект планировки территории «Вавилинский затон» и информационных материалов к нему на официальном сайте мэрии г. Кызыла в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и в иных средствах массовой информации; департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла проводит экспозицию проекта планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «город Кызыл Республики Тыва», публикацию материала; осуществляет рассмотрение предложений и замечаний к проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «город Кызыл Республики Тыва» через электронную почту, а также с 08.30 по 17.30 часов ежедневно через ящик приема входящей корреспонденции; осуществляет подготовку и оформление протокола общественных обсуждений проекта планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «город Кызыл Республики Тыва».

6 сентября 2020 года на официальном сайте органов местного самоуправления размещена информация, озаглавленная «Публичные слушания», из содержания которой следует, что департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла объявляет о продлении сроков общественного обсуждения проекта планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «город Кызыл Республики Тыва» до 31 сентября 2020 года.

14 сентября 2020 года департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла утвержден и опубликован проект планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «город Кызыл Республики Тыва».

21 сентября 2020 года мэрией г. Кызыла вынесено и опубликовано распоряжение № 631-р «О внесении изменений в распоряжение мэрии г. Кызыл от 20 августа 2020 года №557-р», согласно которому внесено изменение в пункт 7 приложения, вместо: «14.09.2020» указана дата: «24.09.2020».

24 сентября 2020 года составлен протокол общественных слушаний, согласно которому в адрес мэрии г. Кызыла поступило 27 предложений, в том числе предложений с одинаковым содержанием, но от разных адресатов.

Заключение о результатах общественных обсуждений по Проекту планировки территории «Вавилинский затон» городской округ «город Кызыл» вынесено 24 сентября 2020 года.

Полагая нарушенной процедуру проведения общественных обсуждений, Хомушку Ч.Д. и Ооржак Н.С. обратились в суд с настоящим административным иском.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что организаторами при проведении публичных слушаний по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «город Кызыл Республики Тыва» нарушены нормы градостроительного законодательства, поскольку публичные слушания проведены без допуска и участия явившихся граждан, без учета их мнения, как заинтересованных лиц.

Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований согласилась, указав, что в установленном порядке и сроки не было опубликовано приложение № 2 к распоряжению мэрии г. Кызыла от 20 августа 2020 года №557-р, в связи с чем заинтересованные лица не имели возможности ознакомиться с указанным приложением; процедура обсуждений завершена 24 сентября 2020 года, т.е. ранее установленного срока (31 сентября 2020 года), чем нарушены права заинтересованных лиц на подачу предложений и замечаний, в том числе - права административных истцов Ооржак Н.С. и Хомушку Ч.Д., которые фактически проживают на территории «Вавилинский затон», подлежащей застройке согласно утвержденной планировке.

Между тем, из имеющихся в материалах дела документов с достоверностью установить наличие либо отсутствие у административных истцов права на участие в спорных общественных обсуждениях не представляется возможным, поскольку документы, подтверждающие постоянное проживание истцов на территории «Вавилинский затон», подлежащей застройке согласно утвержденной планировке, в деле отсутствуют; сведения о земельных участках, правообладателями которых являются истцы, об объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства, не представлены.

При этом административные ответчики последовательно настаивают на обратном, ссылаясь на то, что проведенные общественные обсуждения и их результаты права административных истцов не затрагивают.

Однако надлежащей оценки указанным доводам применительно к обстоятельствам, входящим в предмет доказывания по настоящему делу, судом апелляционной инстанции не дано.

Также судом апелляционной инстанции указано на отсутствие публикации приложения № 2 к распоряжению мэрии г. Кызыла от 20 августа 2020 года №557-р, однако текст данного распоряжения ссылок на приложение № 2 не содержит; к материалам дела приложение № 2 не приобщено, его содержание судами не устанавливалось.

Таким образом, обжалуемые судебные постановления не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрению в суд апелляционной инстанции, поскольку допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения судом апелляционной инстанции надлежащим образом и в полном объеме устранены не были, а оценка доказательств и установление фактических обстоятельств дела в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.

При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции следует учесть разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 24 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и положения статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 20 мая 2021 года отменить.

Направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Тыва.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 августа 2021 года.

Председательствующий

Судьи