ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-13345/2021 от 25.08.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-13345/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Санкт-Петербург 25 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Кулешовой Е.А.,

судей Зеленского А.М., Широковой Е.А.,

с участием прокурора Леонтьева С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» на решение Калининградского областного суда от 25 декабря 2020 года (№ 3а-280/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2021 года (№ 66а-1631/2021) по административному исковому заявлению по административным искам Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» об оспаривании в части постановлений Правительства Калининградской области от 8 октября 2019 года № 681 «Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии «Строительство ПС 110 кВ «Храброво» с заходами», от 16 октября 2019 года № 694 «Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии электропередачи <данные изъяты>, от 16 октября 2019 года № 696 «Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., объяснения представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» и Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации Страхова В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя АО «Янтарьэнерго» Гавриковой Е.В., заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Правительства Калининградской области от 8 октября 2019 года № 681 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии «Строительство ПС 110 кВ «Храброво» с заходами» в отношении трех земельных участков для переоформления права аренды АО «Янтарьэнерго» на публичный сервитут по перечню согласно Приложению № 1, а также в отношении 82 земельных участков, на которые у АО «Янтарьэнерго» отсутствуют права, по перечню согласно Приложению № 2, который включает в себя, помимо иных, земельные участки с кадастровыми номерами (пункты 1, 3, 43 Приложения № 2).

Постановление размещено на официальном Интернет-портале правовой информации Правительства Калининградской области 15 октября 2019 года и вступило в силу с указанной даты.

Постановлением Правительства Калининградской области от 16 октября 2019 года № 694 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии электропередачи <данные изъяты> в отношении 30 земельных участков для переоформления права аренды АО «Янтарьэнерго» на публичный сервитут по Перечню согласно Приложению № 1, а также в отношении 182 земельных участков, на которые у АО «Янтарьэнерго» отсутствуют права, по перечню согласно Приложению № 2, который включает в себя, помимо иных, земельные участки с кадастровыми номерами (пункты 48 и 66 Приложения № 2).

Постановление размещено на официальном Интернет-портале правовой информации Правительства Калининградской области 23 октября 2019 года и вступило в силу с указанной даты.

Постановлением Правительства Калининградской области от 16 октября 2019 года № 696 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии <данные изъяты> в отношении 6 земельных участков для переоформления права аренды АО «Янтарьэнерго» на публичный сервитут по перечню согласно Приложению № 1, а также в отношении 106 земельных участков, на которые у АО «Янтарьэнерго» отсутствуют права, по перечню согласно Приложению № 2, который включает в себя, помимо иных, земельный участок с кадастровым номером (пункт 24 Приложения № 2).

Постановление размещено на официальном Интернет-портале правовой информации Правительства Калининградской области 23 октября 2019 года и вступило в силу с указанной даты.

Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Росавтодор) и Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» (далее - ФКУ Упрдор «Северо-Запад») обратились в Арбитражный суд Калининградской области с самостоятельными заявлениями об оспаривании указанных постановлений Правительства Калининградской области в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , правообладателями которых на праве собственности является Российская Федерация в лице Росавтодора и на праве постоянного бессрочного пользования - ФКУ Упрдор «Северо-Запад».

Требования были мотивированы тем, что вышеперечисленные земельные участки находятся в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования А-217 «Приморское полукольцо» Калининград-Светлогорск, которая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 928 (с последующими изменениями и дополнениями) «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» включена в перечень автодорог федерального значения, а в силу специальных норм законодательства об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, решение об установлении публичного сервитута может быть принято только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению, государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (пункт 19 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 4.2 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), которым в данном случае является Росавтодор (пункты 1, 5.4 (14) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374).

Кроме того, по смыслу пункта 2 статьи 9, пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.

Таким образом, по утверждению заявителей, публичный сервитут установлен неуполномоченным органом, чем нарушено исключительное право Росавтодора на установление публичного сервитута в отношении земельных участков, расположенных в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, в порядке определенном приказом Минтранса России от 17 октября 2012 года № 373 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог».

Нарушенное право ФКУ Упрдор «Северо-Запад» усматривает в том, что перечисленные земельные участки расположены на участке автомобильной дороги А-217 с кадастровым номером , объект права «Автомобильная дорога Калининград-Зеленоградск с подъездом к аэропорту «Храброво» - I очередь строительства кольцевого маршрута», на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации 15 сентября 2015 года и который передан в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Северо-Запад» на основании распоряжения территориального управления Росимущества в Калининградской области от 5 февраля 2016 года № 48-р.

Следовательно, органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, в том числе воздушной линии электропередачи мощностью свыше 35 кВ (для строительство которой на территории Калининградской области требуется разрешение на строительство в силу статьи 15 Закона Калининградской области от 5 июля 2017 года № 89 «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области»), является ФКУ Упрдор «Северо-Запад», который обязан разрешать соответствующие вопросы в порядке, определенном приказом Минтранса России от 28 июня 2012 года № 186 «Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию...» (пункт 3.3.12 Устава ФКУ Упрдор «Северо-Запад»).

Однако в установленном законом порядке уполномоченным органом - ФКУ Упрдор «Северо-Запад» - не согласовывалась документация по строительству принадлежащих АО «Янтарьэнерго» воздушных линий мощностью свыше 35 кВ, в связи с чем в данной ситуации размещение объектов электросетевого хозяйства АО «Янтарьэнерго» на вышеперечисленных земельных участках не позволит ФКУ Упрдор «Северо-Запад» должным образом обеспечить безопасность дорожного движения и объектов транспортной инфраструктуры на федеральной автодороге, воспрепятствует организации выполнения ФКУ Упрдор «Северо-Запад» работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения.

Дополнительно ссылались на нарушение Правительством Калининградской области требований пункта 2 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации об опубликовании сообщений о возможном установлении публичного сервитута и пункта 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации об официальном опубликовании решений об установлении публичного сервитута.

Считали, что отсутствие указания в оспариваемых постановлениях на размер и порядок внесения платы за публичный сервитут, который не может являться безвозмездным в соответствии с пунктом 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает право Российской Федерации на получение платы за установление публичного сервитута в размере 0,12% кадастровой стоимости земельных участков в год согласно приказу Минтранса России от 5 сентября 2014 года № 240.

С учетом изложенного административные истцы просили признать незаконными постановление Правительства Калининградской области от 8 октября 2019 года № 681 в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами (пункты 1, 3, 43 Приложения № 2); постановление Правительства Калининградской области от 16 октября 2019 года № 694 в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами (пункты 48 и 66 Приложения № 2); постановление Правительства Калининградской области от 16 октября 2019 года № 696 - в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером (пункт 24 Приложения № 2).

Возбужденные ранее в Арбитражном суде Калининградской области дела по заявлениям об оспаривании указанных выше нормативных правовых актов переданы по подсудности в Калининградский областной суд.

Определениями судьи Калининградского областного суда от 19 ноября 2020 года, от 8 декабря 2020 года и от 10 декабря 2020 года поступившие дела приняты к рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Определениями судьи Калининградского областного суда от 8 декабря 2020 года и от 10 декабря 2020 года дела объединены в одно производство.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Агентство по имуществу Калининградской области и АО «Янтарьэнерго».

Решением Калининградского областного суда от 25 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований Росавтодор и ФКУ Упрдор «Северо-Запад» отказано.

В кассационной жалобе на решение Калининградского областного суда от 25 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2021 года, поступившей в суд кассационной инстанции 28 июня 2021 года, Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права, с принятием нового об удовлетворении административных исков.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.

Материалами дела, в том числе истребованными судом выписками из ЕГРН в отношении вышеперечисленных земельных участков и схем расположения границ публичного сервитута установлено, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения зарегистрировано право собственности Российской Федерации 22 сентября 2015 года и право постоянного (бессрочного) пользования ФКУ Упрдор «Северо-Запад» - 11 августа 2016 года.

Разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами - для эксплуатации автомобильной дороги «Калининград-Зеленоградск» с подъездом к аэропорту «Храброво», для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов; разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером - под строительство автодороги Калининград-Зеленоградск с подъездом к аэропорту «Храброво», для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов.

В Едином государственном реестре недвижимости учтены 29 января 2020 года (в отношении земельного участка с кадастровым номером ) и 27 февраля 2020 года (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , ) сведения о частичном расположении этих земельных участков в зоне публичного сервитута, установленного постановлением Правительства Калининградской области от 8 октября 2019 года № 681 «Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии «Строительство ПС 110 кВ «Храброво» с заходами».

Сооружения электроэнергетики, наименование - <данные изъяты> - протяженностью 7 520 м возведены АО «Янтарьэнерго» на основании разрешения на строительство от 1 апреля 2016 года, введены в эксплуатацию разрешением Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 28 декабря 2017 года, учтены в ЕГРН 30 января 2018 года под кадастровым номером

Право собственности АО «Янтарьэнерго» на сооружения электроэнергетики <данные изъяты> зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 19 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, разрешенное использование - для эксплуатации автомобильной дороги от подъезда к городу Светлогорску до подъезда к городу Зеленоградску, зарегистрировано право собственности Российской Федерации соответственно 14 сентября 2015 года и 17 сентября 2015 года, право постоянного (бессрочного) пользования ФКУ Упрдор «Северо-Запад» - 11 августа 2016 года и 1 сентября 2016 года.

В Едином государственном реестре недвижимости учтены 14 и 21 января 2020 года сведения о частичном расположении этих земельных участков в зоне публичного сервитута, установленного постановлениями Правительства Калининградской области от 16 октября 2019 года № 694 «Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии электропередачи <данные изъяты> и от 16 октября 2019 года № 696 «Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии <данные изъяты>.

Право собственности АО «Янтарьэнерго» на воздушную линию <данные изъяты> протяженностью 10 608 м и на воздушную линию 110 кВ № 159 ПС 0-10 «Зеленоградская» - ПС 0-9 «Светлогорская» протяженностью 24 735 м зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ГРП соответственно 27 января 2003 года и 5 марта 2003 года.

Основаниями регистрации права собственности на эти воздушные линии в Едином государственном реестре недвижимости явился Перечень зданий и сооружений ПОЭ и Э «Калининградэнерго» по состоянию на 1 июля 1992 года, вошедших в уставной капитал РАО «ЕЭС России», утвержденный Комитетом по управлению имуществом Калининградской области 28 июля 2000 года (воздушная линия <данные изъяты>) и ранее возникшее право на воздушную линию 110 кВ № 159 ПС 0-10 «Зеленоградская» - ПС 0-9 «Светлогорская», зарегистрированное в органах БТИ 11 сентября 1999 года.

Земельные участки с кадастровыми номерами расположены на участке автомобильной дороги А-217 федерального значения, кадастровый номер , в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации 15 сентября 2015 года и который передан в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Северо-Запад» на основании распоряжения территориального управления Росимущества в Калининградской области от 5 февраля 2016 года № 48-р.

Таким образом, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , которые принадлежат с 2015 года на праве собственности Российской Федерации, с 2016 года на праве постоянного (бесспорного) пользования - ФКУ Упрдор «Северо-Запад» и относятся к полосе отвода автомобильной дороги федерального значения, оспариваемыми постановлениями Правительства Калининградской области в 2019 году установлен публичный сервитут для размещения принадлежащих на праве собственности АО «Янтарьэнерго» воздушных линий электропередачи.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, по своему содержанию оспариваемые правовые акты закону не противоречат.

Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда согласился.

Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.

На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой (то есть главой V.7), публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в частности, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения.

Под размещением понимается строительство, реконструкция и (или) эксплуатации объектов (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).Согласно статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии пунктом 51 ГОСТ 24291-90, Приложение к ГОСТ 17613- 80 воздушная линия электропередачи, ВЛ - линия электропередачи, провода которой поддерживаются над землей с помощью опор, изоляторов.

Согласно пункту 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты регионального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.

Законом Калининградской области от 5 июля 2017 года № 89 «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области» предусмотрено, что видами объектов регионального значения, подлежащими отображению на схемах территориального планирования Калининградской области, являются, в частности, объекты инженерной инфраструктуры регионального значения, в том числе объекты электроснабжения, включая линейные объекты (статья 8 Закона области).

Линии электропередачи являются одним из видов линейных объектов (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Принадлежащие АО «Янтарьэнерго» воздушные линии электропередачи «Строительство ПС 110 кВ «Храброво» с заходами», В Л 110 № 159 ПС 0-10 «Зеленоградская» - ПС 0-9 «Светлогорская», <данные изъяты> являются объектами электросетевого хозяйства регионального значения при том, что размещение данных объектов предусмотрено Схемой территориального планирования Калининградской области, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 2 декабря 2011 года № 907 (с изменениями и дополнениями).

Таким образом, для эксплуатации названных линий электропередачи может быть установлен публичный сервитут.

Проверяя доводы административных истцов о нарушении установленной законом процедуры установления публичного сервитута, суды пришли к следующим выводам, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.

Оспариваемые постановления Правительства Калининградской области от 8 октября 2019 года № 681 и от 16 октября 2019 года № 694, 696 об установлении публичного сервитута приняты после вступления в силу с 1 сентября 2018 года Федерального закона от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».

Согласно пояснительной записке к законопроекту он разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № Пр-2347ГС, которым предусмотрено внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на сокращение сроков и снижение стоимости услуг на оформление линейных объектов на условиях публичного сервитута, а также во исполнение 2-го этапа пункта 41 раздела II плана мероприятий «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 1144-р, пункта 23 раздела II плана мероприятий «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 1336-р.

В пояснительной записке к законопроекту обращено внимание на то, что линейные объекты, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков с различным режимом использования, что существенно усложняет размещение линейных объектов, в связи с чем предлагается переход к обновленному институту публичного сервитута, отличительными чертами которого являются установление публичного сервитута административным решением органа государственной власти или органами местного самоуправления на всем протяжении трассы линейного объекта; отсутствие необходимости определять господствующую недвижимость для целей установления сервитута; регулирование вопроса платы за установление публичного сервитута; невозможность прекращения сервитута исключительно по желанию собственника обремененного земельного участка; возможность ограниченного оборота таких сервитутов в связи с оборотом размещенных на нем линейных объектов; оформление сервитута в упрощенном порядке путем внесения сведений о нем в реестр границ вне зависимости от точных границ земельных участков и (или) наличия зарегистрированных прав на них.

Названным Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ дополнен Земельный кодекс Российской Федерации главой V.7, устанавливающей особенности установления публичного сервитута в отдельных целях, в том числе в целях размещения объектов электросетевого хозяйства федерального, регионального или местного значения.

При этом пунктами 1 и 2 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации компетенция федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решения об установлении публичного сервитута для размещения инженерных сооружений разграничена в зависимости от уровня значимости таких объектов, то есть отнесения инженерных сооружений к объектам соответственно федерального или регионального значения.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ не исключена из статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации норма, содержащаяся в пункте 19 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, о том, что особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 4.2 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

В то же время, глава V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности установления публичного сервитута в отдельных целях, непосредственно регулирует вопросы, связанные с разграничением компетенции органов, наделенных публичными полномочиями, на принятие соответствующих решений (статья 39.38, пункт 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом норма, отсылающая к общим положениям об установлении сервитута, публичного сервитута, содержащимся в статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации, включена в статью 39.39, регулирующую условия установления публичного сервитута, и предусматривает, что публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из анализа законоположений, содержащихся в статье 23 и главе V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в их совокупности следует, что при установлении публичного сервитута для целей, перечисленных в статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежат применению общие нормы о целях установления сервитута, публичного сервитута (пункт 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации), нормы, отсылающие к положениям, предусмотренным главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации, об особенностях установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для иных целей (пункт 1 статьи 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Иные нормы, содержащиеся в статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, о сроке сервитута (пункт 7 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации) и размере платы за сервитут (пункт 12 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации) подлежат применению с учетом особенностей, предусмотренных главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, положения статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению только в части, не урегулированной главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, например, в части нормы об установлении публичного сервитута на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации), нормы о возможности установления публичного сервитута в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель без прекращения права владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком или соответствующими земельными участками (пункт 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание положения статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации и учитывая, что воздушные линии электропередачи <данные изъяты><данные изъяты> никогда не относились к линейным объектам федерального значения, являясь объектами электроэнергетики регионального значения, публичный сервитут для их размещения, в том числе в целях их последующей эксплуатации, подлежит установлению уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области.

На территории Калининградской области таким органом является Правительство Калининградской области (статья 34 Устава (Основного закона) Калининградской области, пункт 2 статьи 3, пункт 8 статьи 5 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области»).

С ходатайством об установлении публичного сервитута обратилось надлежащее лицо - АО «Янтарьэнерго», которое включено в реестр субъектов естественных монополий (п. 31 Приложения № 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19 декабря 1997 года № 127/8) (пункт 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации).

Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 года № 541, соблюдены (пункт 7 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации).

Обстоятельств, препятствующих установлению публичного сервитута в отношении вышеперечисленных земельных участков, не имеется (пункт 5 статьи 39.39, статья 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации).

Оспариваемые постановления об установлении публичного сервитута содержат все необходимые сведения, определенные в пункте 4 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что установленный публичный сервитут является наименее обременительным для использования земельных участков в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Так, площадь земельных участков с кадастровыми номерами составляет соответственно 23045 кв.м., 36757 кв.м. и 45500 кв.м.

Публичный сервитут для размещения объекта <данные изъяты> установлен на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 775 кв.м., на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 930 кв.м. и на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 683 кв.м.

Площадь земельных участков с кадастровыми номерами составляет соответственно 67 344 кв.м и 20 277 кв.м.

Публичный сервитут установлен на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 5 218 кв.м. (в целях размещения воздушных линий <данные изъяты> и 110 кВ ПС 0-10 «Зеленоградская» - ПС 0-9 «Светлогорская»), а также на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 4016 кв.м (в целях размещения воздушной линии <данные изъяты>»).

Воздушные линии <данные изъяты> и 110 кВ № 159 <данные изъяты> завершены строительством и введены в эксплуатацию в 70-х и 90-х годах XX века, то есть в период времени, предшествующий как началу строительства автодороги федерального значения, так и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на нее.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что фактически в границах земельных участков с кадастровыми номерами опоры воздушных линий электропередачи (равно как и иные сооружения электроэнергетики) не находятся, а провода этих линий электропередачи только воздушным способом пересекают перечисленные земельные участки, а также иные земельные участки, упомянутые в оспариваемых постановлениях Правительства области.

Само по себе осуществление строительства автомобильной дороги федерального значения А-217 при наличии воздушных линий <данные изъяты> и 110 кВ ПС 0-10 «Зеленоградская» - ПС 0-9 «Светлогорская», а также последующая эксплуатация автодороги федерального значения в течение значительного (около 5 лет) периода времени при наличии всех трех воздушных линий электропередачи объективно свидетельствуют об отсутствии препятствий к использованию земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с их видом разрешенного использования для эксплуатации автомобильной дороги общего пользования.

Достоверных данных о том, что наличие воздушных линий электропередачи не позволяет ФКУ Упрдор «Северо-Запад» обеспечить безопасность дорожного движения и объектов транспортной инфраструктуры, суду представлено не было.

Вопреки утверждениям административных истцов, сообщения о возможных установлениях публичного сервитута и тексты оспариваемых постановлений размещены, помимо официального сайта Правительства Калининградской области, также на официальном сайте муниципального образования «Зеленоградский городской округ», в пределах которого находятся земельные участки, в отношении которых установлен публичный сервитут (пункт 6 статьи 39.42, пункт 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации).

Доводы административных истцов о нарушении определенного пунктом 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации пятидневного срока направления копии решений об установлении публичного сервитута сами по себе не свидетельствуют о незаконности оспариваемых постановлений об установлении публичного сервитута и о нарушении порядка принятия постановлений.

Ссылки Росавтодора и ФКУ Упрдор «Северо-Запад» на отсутствие необходимости в установлении публичного сервитута при наличии заключенных между ФКУ Упрдор «Северо-Запад» и АО «Янтарьэнерго» соглашений об эксплуатации инженерных коммуникаций суд нашел необоснованными, поскольку соответствующие соглашения заключены в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...», регламентирующей процедуру прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатации границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог и предусматривают, помимо иных условий, обязанность владельца линейных объектов оформить в установленном порядке сервитут на земельный участок полосы отвода автомобильной дороги применительно к его части, соответствующей охранной зоне инженерной коммуникации.

Статьей 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащей исчерпывающий перечень оснований для отказа в установлении публичного сервитута, наличие гражданско-правового соглашения, в том числе заключенного в порядке статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, о пределах пользования собственником линейных объектов земельным участком, находящимся в собственности публичного образования, не рассматривается в качестве самостоятельного основания для отказа в установлении публичного сервитута.

Следовательно, наличие соответствующих договорных отношений между собственником линейных объектов и собственником земельных участков не препятствует принятию уполномоченным органом решения об установлении публичного сервитута.

Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемые в части постановления об установлении публичного сервитута не противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.

Рассматривая апелляционную жалобу на решение Калининградского областного суда от 25 декабря 2020 года, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции нашла выводы суда первой инстанции о том, что в случае установления публичного сервитута для размещения линейных объектов регионального значения, право собственности на которые возникло до 1 сентября 2018 года (что имело место в данном случае), плата за публичный сервитут не взимается, основанными на неверном толковании норм материального права.

Оспариваемыми постановлениями об установлении публичного сервитута не предусмотрена плата за публичный сервитут.

В силу пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.

При этом в силу прямого указания закона - пункта 4 статьи 3.6 названного Федерального закона - плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в случае установления публичного сервитута для размещения линейных объектов регионального значения, право собственности на которые возникло до 1 сентября 2018 года (что имело место в данном случае) плата за публичный сервитут не взимается, суд кассационной инстанции находит верным.

Вместе с тем, иные ошибочные суждения суда апелляционной инстанции отмену правильных по существу судебных постановлений не влекут.

Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

оставить решение Калининградского областного суда от 25 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2021 года без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова» - без удовлетворения.

Решение Калининградского областного суда от 25 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Председательствующий

Судьи

Кассационное определение в полном

объеме изготовлено 7 сентября 2021 года.