ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-14724/2023 от 05.07.2023 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-14724/2023

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 5 июля 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,

судей Жудова Н.В., Войты И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жулавниковой Ирины Геннадьевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 14 марта 2023 года по административному делу по административному иску Жулавниковой Ирины Геннадьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании незаконными действий (дело № 2а-1979/2022),

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П., объяснения административного истца Жулавниковой И.Г., представителя административного истца на основании доверенности Сергеенкова Д.А., поддержавших доводы жалобы,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Смоленской области о признании незаконными действий. В обоснование иска указала, что решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 сентября 2020 г. по иску Администрации г. Смоленска признано незаконным установление реестровой ошибки при осуществлении 8 июня 2018 г. кадастровых работ с земельным участком с кадастровым номером находящимся по адресу: <адрес>; постановлено - исключить из ЕГРН сведения о восточной границе земельного участка с кадастровым номером ; на ФИО1, ФИО6, ФИО7 возложена обязанность освободить часть земельного участка с кадастровым номером площадью 264 кв.м., определенную координатами поворотных точек 1, 9, 8, 7, н1, н2, н3, н4, н5, н6 от ограждения и его конструкций, привести его в состояние, существовавшее до возведения ограждения.

В августе 2022 года Управление по своей инициативе без учета решения суда исключило сведения обо всех границах указанного земельного участка из ЕГРН, установило их в ином месте, также была уменьшена площадь земельного участка, принадлежащего Жулавниковым. Считает данные действия незаконными.

Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 5 декабря 2022 года требования Жулавниковой И.Г. удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 14 марта 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Жулавниковой И.Г. отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 мая 2023 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции с оставлением в силе решения суда первой инстанции по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.

В соответствии с положениями части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с указанным Законом сведений.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 58 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также соответствует методам их определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела следует, что Жулавниковой И.Г., Жулавниковой В.А., Лукьяновой Д.П. на праве общей долевой собственности принадлежал земельный участок, площадью 1 269 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок впервые поставлен на кадастровый учет в 2013 году.

Данный земельный участок образовался после проведения кадастровых работ 8 июня 2018 г., до этого площадь участка в соответствии с документами составляла 1005 кв.м., увеличение площади произошло за счет территории, ограниченной координатами поворотных точек 1,9,8,7 н1, н2, н3, н5, н6.

Синицыной Е.М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 800 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации г. Смоленска от 21 декабря 2017 г. N 4040-адм Синицыной Е.М. предоставлено право использовать тупиковый проезд, расположенный на земельном участке, площадью 227 кв.м. по адресу: <адрес>, между земельными участками , принадлежащим на праве долевой собственности Жулавниковым и Лукьяновой Д.П., и № 10, принадлежащим Загребаеву Н.В., для проезда к принадлежащему Синицыной Е.М. земельному участку, сроком на 5 лет.

8 июня 2018 г. по заявлению Жулавниковой И.Г. кадастровым инженером, в связи с наличием реестровой ошибки в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, подготовлен межевой план. По заключению кадастрового инженера изначально площадь земельного участка составляла 1 173 кв.м. В связи с особенностью рельефа происходит сползание грунта в западной части данного участка, из-за чего его площадь уменьшилась и по данным ЕГРН составляет 1 005 кв.м. После устранения реестровой ошибки площадь составила 1 269 кв.м.

18 июня 2018 г. Жулавникова И.Г. обратилась в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в связи с изменением площади земельного участка с 1 005 кв.м. до 1 269 кв.м. и его границ из-за наличия реестровой ошибки.

На основании межевого плана в сведения ЕГРН были внесены изменения в части площади и местоположения границ земельного участка.

27 июня 2018 г. Синицына Е.М. обратилась в Администрацию г. Смоленска ссылаясь на нарушение своих прав со стороны Жулавниковой И.Г., которая установила забор на территории проезда, предоставленного в пользование Синицыной Е.М. постановлением Администрации г. Смоленска.

Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 сентября 2020 г. по иску Администрации г. Смоленска признано незаконным установление реестровой ошибки при осуществлении 8 июня 2018 г. кадастровых работ с земельным участком с кадастровым номером , находящимся по адресу: <адрес>; постановлено исключить из ЕГРН сведения о восточной границе земельного участка, с кадастровым номером ; на Жулавникову И.Г., Жулавникову В.А., Лукьянову Д.П. возложена обязанность освободить часть земельного участка, с кадастровым номером площадью 264 кв.м., определенную координатами поворотных точек 1, 9, 8, 7, н1, н2, н3, н4, н5, н6 от ограждения и его конструкций, привести его в состояние, существовавшее до возведения ограждения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 9 февраля 2021 г. резолютивная часть решения Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 сентября 2020 г дополнена указанием на необходимость исполнения Жулавниковой И.Г., Жулавниковой В.А., Лукьяновой Д.П. обязанности по освобождению земельного участка площадью 264 кв.м, определенную координатами поворотных точек 1, 9, 8, 7, н1, н2, н3, н4, н5, н6 от ограждения и его конструкций, приведению его в состояние, существовавшее до возведения ограждения в срок до 31 мая 2021 г.

1 февраля 2022 г. в Управление Росреестра по Смоленской области поступило заявление в электронном виде от представителя Администрации г. Смоленска о государственном кадастровом учете изменений в связи с исправлением реестровой ошибки в отношении земельного участка, с кадастровым номером , принадлежащего Жулавниковой И.Г., Жулавниковой В.А., Лукьяновой Д.П.

С заявлением представлено: решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 сентября 2020 г. по делу № 2-32/2020, апелляционное определение Смоленского областного суда от 9 февраля 2021 г., определение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 24 сентября 2021 г. о разъяснении решения суда.

7 июля 2022 г. Управлением осуществлен государственный кадастровый учет изменений основных характеристик земельного участка с кадастровым номером , в ЕГРН внесены характеристики земельного участка, существовавшие до исправления реестровой ошибки на основании межевого плана от 8 июня 2018 г.

В настоящее время на кадастровом учете состоит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 005 кв.м.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Администрации г. Смоленска права на обращение в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о государственном кадастровом учете всего земельного участка с кадастровым номером , поскольку, по мнению суда, Администрация могла обратиться с таким заявлением только в отношении земельного участка, площадью 227 кв.м, государственная собственность на который не разграничена; кроме того, суд, установив, что решением суда от 7 сентября 2020 г. требования Администрации г. Смоленска об исключении сведений о границах земельного участка с кадастровым номером были удовлетворены частично: а именно, исключены сведения о его восточной границе, в удовлетворении требований об установлении границ земельного участка по состоянию на 2013 г. отказано, пришел к выводу об отсутствии оснований для исключения из ЕГРН сведений о других границах участка, за исключением восточной.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился и, отменяя его, со ссылкой на положения статей 14, 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что обращение Администрации г. Смоленска в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка обусловлено реализацией права на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, по которому Администрация, как собственник земельного участка, площадью 227 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, являлась истцом, и правовой интерес которой подтвержден судом общей юрисдикции; при этом проведение каких-либо кадастровых работ в данном случае не требовалось, поскольку архив ФГИС ЕГРН содержал необходимые сведения о координатах и границах земельного участка, существовавших до проведения кадастрового учета 8 июня 2018 года.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что после поступления 1 февраля 2022 г. в Управление Росреестра по Смоленской области заявления Администрации г. Смоленска о государственном кадастровом учете изменений в связи с исправлением реестровой ошибки в отношении земельного участка, с кадастровым номером , органом регистрации была проведена правовая экспертиза, по результатам которой принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета до 11 мая 2022 г. по основаниям п.п. 2,20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, а также, поскольку границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером сведения о котором содержатся в ЕГРН.

11 мая 2022 г. Управлением был приостановлен государственный кадастровый учет до 11 августа 2022 г., в связи с тем, что в ЕГРН имеется запись о запрещении регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером от 8 апреля 2022 г.; кроме того, имеется пересечение с другим земельным участком с кадастровым номером с заявлением обратилось ненадлежащее лицо.

7 июля 2022 г. Управлением Росреестра по Смоленской области принято оспариваемое решение по осуществлению государственного кадастрового учета изменений основных характеристик земельного участка с кадастровым номером ЕГРН внесены характеристики земельного участка, существовавшие до исправления реестровой ошибки на основании межевого плана от 8 июня 2018 г.

Судебная коллегия также указала на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что исполнение решения суда от 7 сентября 2020 г. не возлагалось на Управление, поскольку государственный кадастровый учет носит заявительный характер и в данном случае осуществлен на основании заявления Администрации г. Смоленска, истца по гражданскому делу № 2-32/2020.

К выводам суда о наличии у Управления Росреестра по Смоленской области для исключения из ЕГРН сведений о восточной границе земельного участка, с кадастровым номером суд апелляционной инстанции отнесся критически, исходя из того, что решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 сентября 2020 г. признано незаконным также установление реестровой ошибки при осуществлении 8 июня 2018 г. кадастровых работ с земельным участком с кадастровым номером , связи с чем недействительными являются все сведения, внесенные в ЕГРН на основании межевого плана от 8 июня 2018 г., а не только в части восточной границы земельного участка.

В связи с этим, координаты земельного участка с кадастровым номером а также его площадь, Управлением Росреестра по Смоленской области возвращены в состояние, существующие до исправления реестровой ошибки 13 июня 2018 г. на основании межевого плана от 8 июня 2018 г. Отказ в удовлетворении требований Администрации г. Смоленска об установлении границ земельного участка по состоянию на 2013 г. связан лишь с тем, что сведения относительно границ и площади земельного участка в ЕГРН в 2013 г. не вносились.

Определением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 24 сентября 2021 г. даны разъяснения решения суда от 7 сентября 2020 г. лишь в части порядка освобождения земельного участка от ограждения и его реконструкций, а не внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Не согласился суд апелляционной инстанции и с выводом суда первой инстанции о том, что исключение сведений не только о восточной границе земельного участка, принадлежащего истцу привело к уменьшению его площади. При этом судебная коллегия исходила из того, что площадь земельного участка с момента постановки на кадастровый учет составляла 1005 кв.м, в настоящий момент земельный участок также имеет площадь 1005 кв.м. Увеличение площади земельного участка до 1269 кв.м произошло в результате исправления реестровой ошибки в 2018 г., которая признана незаконной решением суда от 7сентября 2020 г.

Вместе с тем, по сведениям Управления Росреестра по Смоленской области увеличение площади на 264 кв.м произошло не только за счет территории, которая описывается координатами поворотных точек 1,9,8,7,н1,н2,н3,н4,н5,н6,1 но и за счет территории, которая описывается координатами поворотных точек 1,2,3,н9,н8,н7,1 (то есть территории с западной и южной стороны земельного участка).

Таким образом, судом не принято во внимание, что расчет «1269-264+1005» уже включает территорию с координатами поворотных точек 1,2,3,н9,н8,н7,1, и площадь земельного участка не может составить менее 1005 кв.м. Судом первой инстанции не было принято во внимание то обстоятельство, что площадь земельного участка была увеличена на 264 кв.м не только за счет восточной стороны земельного участка.

Чересполосица с западной стороны с земельным участком с кадастровым номером образовалась в связи с уточнением 27 апреля 2020 г. границ указанного земельного участка, которые были установлены уже после исправления реестровой ошибки в отношении земельного участка 13 июня 2018 г.

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с ч. 2 ст. 8 вышеуказанного закона, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч.ч. 8, 9 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Таким образом, исключение из сведений ЕГРН координат части характерных (поворотных) точек границы земельного участка (разрыв замкнутого контура геометрической фигуры) влечет исключение таких основных сведений об объекте недвижимости, как описание местоположения объекта недвижимости и его площади, что не позволяет определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п.п. 4.4 приказа Росреестра от 16 марта 2017 г. №П/0115 «Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» XML-схемы, используемой для формирования XML-документа-карты-плана территории в форме электронного документа» при описании границ земельного участка должен быть описан замкнутый контур границы. Перечень характерных точек замкнутого контура должен завершаться повторением начальной точки (координаты равны).

Из приведенных законоположений в их системном единстве следует, что исключение из ЕГРН лишь одной из границ земельного участка противоречит законодательству Российской Федерации.

Кроме того, как правомерно отмечено судом апелляционной инстанции, решением суда от 7 сентября 2020г. были исключены координаты восточной границы земельного участка, однако новые координаты не устанавливались.

Управлением исполнено решение суда от 7 сентября 2020 г. лишь в части признания реестровой ошибки незаконной, поскольку исполнить решение иным образом невозможно. Решение суда от 7 сентября 2020 г. в части исключения одной границы спорного земельного участка из ЕГРН неисполнимо в силу ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии действий органа регистрации положениям ч. 4 ст. 58 Федерального закона № 218-ФЗ, органом регистрации в запись ЕГРН земельного участка Жулавниковой И.Г., Жулавниковой В.А., Лукьяновой Д.П. внесены сведения, существовавшие до проведения кадастрового учета 8 июня 2018 г., указанные в решении суда от 7 сентября 2020 г.

Судебная коллегия находит указанные выводы судебной инстанции обоснованными, соответствующими действующему законодательству.

Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанций не установлено такой совокупности условий.

Оспариваемые действия совершены в пределах полномочий регистрирующего органа и в соответствии с порядком, установленным Законом о государственной регистрации недвижимости, Административным регламентом, Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 1 июня 2021 года № П/0241. Основания для совершения оспариваемых действий имелись, поскольку для кадастрового учета представлены соответствующее заявление и выданная надлежащим образом заверенная копия решения суда с отметкой о вступлении в законную силу.

Доводы жалобы с иным толкованием положений приведенного выше законодательства не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Суждения, приведенные в кассационной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов и не опровергают установленные по делу обстоятельства. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.

Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 14 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жулавниковой Ирины Геннадьевны – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.

Председательствующий:

Судьи: