ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-15512/2021 от 28.07.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-15512/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2021 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,

судей Сказочкина В.Н. и Новожениной О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, поданную 10 июня 2021 года кассационную жалобу администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 января 2021 года по административному делу № 2а-1231/2020 по административному исковому заявлению администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия в части неисключения сведений из государственного лесного реестра о государственном учете городских лесов, возложении обязанности исключить из государственного реестра сведений о городских лесах.

Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И., изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Тулебаевой Т.Р., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее – административный истец, Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее – административный ответчик, Министерство) с вышеназванными требованиями, в обоснование которых указала, что по данным лесоустройства 2003 года на территории города Учалы и Учалинского района Республики Башкортостан на площади 631 га имелись городские леса, расположенные на землях населенного пункта поселка городского типа Миндяк, входившего в состав города Учалы.

На основании пункта 137 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года № 125-3 «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан, изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований в Республике Башкортостан» изменены границы города Учалы и Учалинского района согласно представленной схематической карте с передачей из города Учалы Миндякского поссовета в состав территории Учалинского района с отнесением рабочего поселка Миндяк Миндякского поссовета к категории сельского населенного пункта, установив тип поселения - село; отнесением Миндякского поссовета к категории сельсовета с сохранением наименования «Миндякский».

С 27 декабря 2004 года границы города Учалы изменились в меньшую сторону и согласно экспликации земель сельскохозяйственного назначения сельского поселения Миндякский сельсовет городские леса площадью 631 га, ранее расположенные на землях Миндякского поссовета, входившего в состав города Учалы, вошли в территорию сельского поселения Миндякский сельсовет, как леса, расположенные за чертой населенного пункта.

В настоящее время вышеуказанные леса отнесены к категории «земли за чертой населенного пункта» и учтены дважды: как городские леса в государственном лесном реестре и как леса, расположенные за чертой населенного пункта с. Миндяк в составе 698 га.

Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан неоднократно направлялись письма в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан об исключении городских лесов из лесного реестра, однако согласно Выписке из государственного лесного реестра от 12 января 2020 года № 125 городские леса из реестра не исключены.

Как указывает административный истец, бездействие Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выраженное в неисключении сведений о городских лесах из лесного реестра, порождает двойную отчетность в определении категории лесов, и возлагает на Администрацию дополнительную финансовую нагрузку по их содержанию.

Решением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 января 2021 года без изменения, в удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального района Учалинский район отказано.

В кассационной жалобе администрация муниципального района Учалинский район ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Просит принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор, не соглашаясь с выводами судов об отсутствии неправомерного бездействия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, повторяет содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте заседания суда кассационной инстанции извещены своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле лица, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушений такого характера судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Между тем таких правовых условий, влекущих возможность удовлетворения требований административного истца, судами не установлено, что судебная коллегия находит обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов административного дела, по данным лесоустройства 2003 года на территории города Учалы и Учалинского района Республики Башкортостан на площади 631 га имелись городские леса, расположенные на землях населенного пункта поселка городского типа Миндяк, входившего в состав города Учалы.

На основании пункта 137 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года № 125-3 «Об изменениях в административно- территориальном устройстве Республики Башкортостан, изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований в Республике Башкортостан» согласно представленной схематической карте, с передачей из города Учалы Миндякского поссовета в состав территории Учалинского района изменены границы города Учалы и Учалинского района. При этом рабочий поселок Миндяк Миндякского поссовета отнесен к категории сельского населенного пункта, установлен тип поселения – село. Миндякский поссовет отнесен к категории сельсовета с сохранением наименования «Миндякский».

В результате принятия указанного нормативно-правового акта границы населенного пункта города Учалы изменились в меньшую сторону и согласно экспликации земель сельскохозяйственного назначения сельского поселения Миндякский сельсовет, городские леса, площадью 631 га, ранее расположенные на землях Миндякского поссовета, входившего в состав города Учалы, вошли в территорию сельского поселения Миндякский сельсовет, как леса расположенные за чертой населенного пункта.

7 августа 2017 года администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в адрес Министерства лесного хозяйства направлено письмо о переводе леса площадью 631 га из категории «городские леса» в категорию лесов, расположенных за чертой населенного пункта.

17 октября 2018 года в адрес ответчика было направлено письмо с повторной просьбой о переводе лесов.

25 марта 2020 года главой администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан заместителю Министра лесного хозяйства Республики Башкортостан Вахитова В.Ф. направлено заявление об исключении из государственного лесного реестра сведений о городских лесах площадью 631 га на территории Учалинского района Республики Башкортостан.

Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил того, что Администрацией в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан не представлены документы, являющиеся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения.

Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на применимых нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по следующим основаниям.

Так, согласно части 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 упомянутого кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего в период рассмотрения административного дела судами первой и апелляционной инстанций) определен перечень полномочий, которые переданы Российской Федераций органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.

Указанные полномочия на территории Республики Башкортостан согласно

пункту 4.3. Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 июня 2013 года № 285, осуществляет Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.

Как следует из содержания части 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу содержания пункта 2.1 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень), являющегося приложением к приказу Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 (зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2013 года № 30979) документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).

В соответствии с пунктом 2.2 основанием для внесения документированной информации в Акты является следующая первичная документация: распоряжения Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий; решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений: а) об установлении границ лесничеств, а также определении их количества; б) об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении их границ; в) об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, установлении и изменении их границ; г) об отнесении лесов к резервным лесам, установлении и изменении их границ; о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ; д) об определении лесорастительных зон и лесных районов; решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления: а) об определении площади лесопарковых зон, зеленых зон; б) об установлении границ зон с особыми условиями использования территорий; в) об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждения или изменения схем территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских набеленных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях); г) о предоставлении лесного участка в аренду без проведения аукциона; д) о предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование; е) о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; ж) об утверждении лесохозяйственного регламента лесничества; данные государственного учета лесных участков; лесохозяйственные регламенты лесничеств; заключение экспертизы проекта освоения лесов; договоры купли- продажи лесных насаждений; лесные декларации; лесоустроительная документация; судебные акты; свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество; выписка из Единого государственного реестра недвижимости; договоры аренды лесных участков; договоры безвозмездного срочного пользования лесными участками; государственные контракты на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов; акты сдачи-приемки выполненных работ; разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка; первичные документы о лесных пожарах; первичные документы о нарушениях лесного законодательства; первичные документы о списании погибших лесных культур; первичные документы по инвентаризации лесных культур; первичные документы о переводе лесных культур (молодняков) в покрытые лесной растительностью земли; первичные документы технической приемки лесных культур; акты осмотра мест рубок; акты осмотра лесного участка; первичные документы перевода лесного участка в покрытую лесом площадь при мерах содействия естественному возобновлению; первичные документы перевода лесного участка в покрытую лесом площадь при естественном заращивании; отчеты об использовании лесов; отчеты об охране и о защите лесов; отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении; отчеты о государственной инвентаризации лесов; первичные документы лесопатологического обследования насаждений; первичные документы радиационного обследования насаждений; первичные документы специальных видов обследований насаждений.

Таким образом, как верно отмечено судами обеих инстанций, упомянутым перечнем не предусмотрена возможность внесения документированной информации государственного лесного реестра на основании Закона субъекта Российской Федерации «Об изменениях в административно-территориальном устройстве субъекта, изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований».

При этом согласно подпункту «в» пункта 2.2.3 Перечня основанием для внесения документированной информации в Акты являются решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждения или изменения схем территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских набеленных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В то же время, вопреки названному правовому регулированию, Администрацией при обращении с заявлением в Министерство не представлены документы, позволяющие внести изменения в государственный лесной реестр, в частности генеральный план города Учалы и поселка городского типа Миндяк, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах Учалинского района Республики Башкортостан, утвержденным схемой территориального планирования муниципального района.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды первой и апелляционной инстанций также указали, что правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по исключению из государственного лесного реестра сведений о городских лесах не имеется, поскольку законом это не предусмотрено.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов ввиду следующего.

Так, пунктом 13 Порядка ведения государственного лесного реестра, утвержденного Приказом Минприроды России от 27 июля 2020 года № 491, предусмотрено, что уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, посредством внесения изменений в соответствии с пунктом 12 поименованного Порядка, осуществляет исключение из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, сведений в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Указанными частями статьи 4.6 названного федерального закона определено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений (часть 7).

Административным истцом не представлено, а судами не добыто доказательств, указывающих на возникновение приведенных выше условий для исключения спорных лесных участков из государственного лесного реестра.

Учитывая приведенные обстоятельства и вышеуказанное правовое регулирование, суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии доказанности допущенного административным ответчиком неправомерного бездействия, влекущего нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Правовых оснований для пересмотра судебных актов, постановленных на правильном применении норм материального права, надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и оценке представленных сторонами доказательств, по доводам кассационной жалобы, выражающих несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам дела, не имеется.

Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.

На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 6 августа 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

Постановление10.08.2021