ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-16522/2021 от 30.09.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-16522/2021

город Кемерово 30 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Евтифеевой О.Э.,

судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, поданную 6 августа 2021 года, на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 7 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 марта 2021 года

по административному делу № 2а-990/2020 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., прокурора Маслаковой О.Г., поддержавшей доводы, изложенные в возражениях на кассационную жалобу,

у с т а н о в и л а:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Нижнеудинский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее также - Министерство), выразившееся в невыполнении мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса на протяжении 50 км., возложении обязанности выполнить мероприятие по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса на протяжении 50 км в срок до 1 января 2024 года.

В обоснование требований указано, что в ходе проведённой проверки исполнения требований природоохранного законодательства было установлено, что Министерством допущены нарушения требований водного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в невыполнении предусмотренных Схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал (далее – СКИОВО), которая утверждена приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20 ноября 2014 № 183, мероприятий, указанных в пункте 55 таблицы 4 книги 6, связанных с экологической реабилитацией водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса (далее – р. Топорок и р. Бирюса), на протяжении 50 км., которые должны были быть реализованы в период 2015 – 2019 годов. Бездействие Министерства не позволяет устранить проблему загрязнения водных объектов, вследствие чего может быть причинён вред водным биологическим ресурсам. Бездействие органа государственной власти свидетельствует о необеспечении права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную статьей 41 Конституции Российской Федерации.

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 7 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса в календарный план-график реализации с 2015 года по 2019 год, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне реки Ангара.

На Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области возложена обязанность устранить нарушения части 1 статьи 7.1, части 5 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 883 и выполнить мероприятие по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом на реках Топорок и Бирюса, предусмотренного календарным планом-графиком реализации с 2015 по 2019 годы, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицей 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара в срок до 1 января 2024 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 марта 2021 года решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 7 октября 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Полагают, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывают, что административное дело рассмотрено с нарушением правил подсудности. Выражают несогласие с выводом суда, что согласно ответу Федерального агентства водных ресурсов от 14 июля 2020 года точное место выполнения работ по экологической реабилитации водных объектов определяется на этапе разработки проектно-сметной документации, что объясняет отсутствие точных координат мест выполнения работ в документах схемы. Решение суда вынесено без учета необходимости применения к правоотношениям Приказ Минприроды России от 29 сентября 2010 № 425 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации», которым установлена необходимость определения приоритетности при формировании перечня водных объектов. При вынесении решения суд не убедился в обоснованности заявленных требований. Полагаю, что судебные акты содержат внутреннее противоречие, влекущее существенное затруднение в их исполнении. Настаивают, что вследствие комплекса мероприятий, проводимых с целью ликвидации последствий паводка, изменения водохозяйственной обстановки необходимо проведение корректировки СКИОВО, что не было принято во внимание судом. Водные объекты нуждаются в проведении иных мероприятий. Приоритетность спорных мероприятий административным истцом не обоснована. Полагают, что СКИОВО не подлежит применению в связи с нарушением порядка утверждения и опубликования. Вывод суда о том, что доводы представителя ответчика о невозможности выполнения мероприятий СКИОВО по причине отсутствия достаточного финансирования не могут быть приняты во внимание, так как отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона о проведении мероприятий по охране водных объектов, не соответствует положениям Водного кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Братской межрайонной природоохранной прокуратурой, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.

Судами установлено и следует из материалов дела, что приказом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 20 ноября 2014 года № 183 утверждена Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал (СКИОВО).

Пунктом 55 таблицы 4 книги 6 СКИОВО (Сводная ведомость требуемых финансовых затрат на реализацию мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара, календарный план-график реализации и финансирования мероприятий) на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области возложена обязанность по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом на р. Бирюса и р. Топорок, на протяжении 252 км в период 2015-2030 годов, в том числе в период 2015-2019 годов - 50 км., 2020-2024 годов - 92 км., 2025-2030 годов - 110 км.

По результатам проведенной проверки исполнения требований природоохранного законодательства прокурором выявлено, что Министерством не выполнены предусмотренные пунктом 55 таблицы 4 книги 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, связанных с экологической реабилитацией водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса, на протяжении 50 км., которые должны быть реализованы в период 2015 - 2019 годов.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, поскольку доводы о наличии бездействия Министерства, связанные с неисполнением указанных в административном исковом заявлении мероприятий, предусмотренных СКИОВО, в том числе связанных с не обращением в Росводресурсы за согласованием прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период, нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Доказательства, которые бы свидетельствовали об исполнении Министерством возложенных обязанностей по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на протяжении 50 км, реализация которых предусмотрена СКИОВО в период 2015-2019 годов, а равно доказательств, свидетельствующих об отсутствии такой обязанности не представлено.

Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядка, с выводами суда первой инстанции согласилась, отклонив доводы Министерства о нарушении порядка принятия СКИОВО, а также доводы об отсутствии обязанности по выполнению спорного мероприятия вследствие изменения водохозяйственной обстановки.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными.

В соответствии со статьей 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся наряду с другими владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы (пункты 1 и 2).

Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление этих полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 2 части 1, часть 3 статьи 26 указанного Кодекса).

Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьями 29, 32, 33 Водного кодекса Российской Федерации вся территория Российской Федерации поделена по бассейновому принципу на гидрографические единицы и водохозяйственные участки. По указанному территориальному принципу в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов созданы бассейновые советы, включающие представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Бассейновый совет с учетом данных государственного мониторинга состояния водных объектов, мнения входящих в него лиц осуществляет разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа, с учетом которых принимаются схемы комплексного использования и охраны водных объектов.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают систематизированные материалы о состоянии водных объектов и их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; планирования и реализации водоохранных мероприятий, разработки региональных программ (планов) водохозяйственных мероприятий, регулирования водопользования, в том числе забора водных ресурсов и сброса сточных вод.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются, бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом и являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Схемы разрабатываются в том числе в целях определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод, ими устанавливаются перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов (подпункт 2 части 3 статьи 33 Водного кодекса); предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (подпункт 7 части 3 статьи 33 Кодекса).

Правилами разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 N 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы" (далее - Правила), установлено, что схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

Схемами устанавливается перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил).

Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод (пункт 11 Правил).

В соответствии с пунктом 10 Правил в схемы могут вноситься изменения до истечения срока их действия. При этом установлено, что изменения, затрагивающие показатели, предусмотренные в частности, подпунктами "б" (перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах) и "ж" (предполагаемый объем необходимых для реализации схем финансовых ресурсов, исчисляемый исходя из объема финансовых ресурсов, требуемых для разработки водохозяйственных балансов, и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, а также мероприятий, направленных на уменьшение негативного воздействия вод) пункта 6 Правил, вносятся в порядке, установленном для разработки схем.

Принимая во внимание изложенное, установив факт невыполнения Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области мероприятий СКИОВО по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом на р. Бирюса и р. Топорок, на протяжении 50 км., запланированных на период 2015-2019 годов, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам об удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии бездействия вследствие необходимости корректировки мероприятий СКИОВО вследствие изменения водохозяйственной обстановки, в также приоритетности мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку, как указано выше, изменения в СКИОВО в части, которая являлась предметом судебной проверки, может быть осуществлена в порядке, предусмотренном для её утверждения, в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств выполнения процедуры внесения изменений в СКИОВО.

Доводы кассационной жалобы о нарушении правил подсудности спора, с учетом положений статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и географического протекания рек Топорок и Бирюса по территории Нижнеудинского района, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку нарушение норм процессуального законодательства не подтверждают.

Доводы кассационной жалобы о неисполнимости судебного акта, с указанием на отсутствие в судебных актах перечня необходимых мероприятий, указания на место проведения работ, могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку отражают субъективную оценку заявителем характера спорных правоотношений и предмета спора, нарушение судом требования статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подтверждают.

Являлись предметом судебной оценки доводы кассационной жалобы о нарушении порядка утверждения СКИОВО, сведений о её опубликовании, им дана правовая оценка, изложенная в судебных актах, оснований считать которую неправильной не имеется. Указанные доводы направлены на оспаривание нормативного правового, что предметом настоящего административного искового заявления не является.

Доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда основаны на ненадлежащих доказательствах, не подтверждают нарушение судами норм процессуального права, поскольку в ходе рассмотрения дела включение спорного мероприятия в СКИОВО подтверждено в том числе Федеральным агентством водных ресурсов о чем представлено письмо от 14 июля 2020 года, полученное в ходе проведенных проверочных мероприятий.

Фактически доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, основаны на ином толковании норм права, что в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может являться основанием для отмены судебных актов, нарушением судом норм права не подтверждают.

Изложенные в кассационной жалобе сведения о заключенных Министерством контрактов на расчистку русел рек, строительство береговых дамб не свидетельствует о выполнении мероприятий по экологической реабилитации и не доказывает отсутствие бездействия по невыполнению мероприятий, запланированных СКИОВО на период 2015-2019 годов.

Доводы кассационной жалобы о том, что судами не применены при разрешении требования Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2010 N 425, основаны на неверном толковании норм права. Порядок определения перечня водных объектов для последующей реализации мероприятий, направленных на охрану водных объектов или их частей, установленный Методическими указанными, подлежит применению до утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 6 Методических указаний).

Судами установлено, что Министерством действия для получения финансирования из федерального бюджета с целью проведения указанного в административном исковом заявлении мероприятия не предпринимались, обращения к распорядителю денежных средств не направлялись, доводы заявителя жалобы об отсутствии финансирования не свидетельствуют об отсутствии оспариваемого бездействия.

С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе не имеется, предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 7 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 октября 2021 года.

Председательствующий

Судьи