ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-17559/20 от 12.11.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-17559/2020

город Кемерово 12 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Евтифеевой О.Э.

судей Мишиной И.В., Никулиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, поданную 11 сентября 2020 года, на решение Новосибирского областного суда от 23 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 года

по административному делу № 3а-138/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим в части генерального плана муниципального образования Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., заключение прокурора Трифоновой М.К., полагавшей судебные акты законными и обоснованными,

у с т а н о в и л а:

Решением 7-ой сессии Совета депутатов Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области от 17 декабря 2010 года № 3 «Об утверждении генерального плана МО Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области» утвержден Генеральный план Красноярского сельсовета с технико – экономическими показателями. Генеральный план опубликован в периодическом печатном издании администрации Красноярского сельсовета «Вестник» № 17, декабрь 2010 года. После создания сайта в 2013 году опубликован на официальном сайте администрации Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области www.krss.su.

Решением 38-ой сессии Совета депутатов Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области 30 июня 2014 года принято решение № 3 «О корректировке генерального плана МО Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области». Решение опубликовано в периодическом печатном издании администрации Красноярского сельсовета «Вестник» № 6, июнь 2014 года.

ФИО1 обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части генерального плана муниципального образования Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области, утвержденный решением Совета депутатов Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области от 17 декабря 2010 года № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области», решением Совета депутатов Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области от 30 июня 2014 года № 3 «О корректировке генерального плана муниципального образования Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области» в части размещения автомобильной дороги (улично-дорожной сети) в кадастровом квартале <данные изъяты>, пересекающей земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, предусмотренного:

1) Схемой функционального зонирования ограничений использования территории и планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения села Красный Яр генерального плана МО Красноярского сельсовета корректировка март 2014 лист 2 из 6 ГП1237-09/14 ООО «ПроектПромСтрой» 2014 г.;

2) Схемой развития транспортного обслуживания и инженерного обеспечения территории села Красный Яр генерального плана МО Красноярского сельсовета корректировка март 2014 лист 3 из 6 ГП1237-09/14 ООО «ПроектПромСтрой» 2014 г.;

3) Схемой планировочной структуры территории и границ территории под первоочередное освоение села Красный Яр генерального плана МО Красноярского сельсовета корректировка март 2014 лист 6 из 6 ГП1237-09 ООО «ПроектПромСтрой» 2014 г.;

4) Схемой генерального плана села Красный Яр (основной чертеж) лист 1 из 6 ГП1237-09/14 ООО «ПроектПромСтрой» 2014 г.;

5) Схемой генерального плана села Красный Яр (основной чертеж) лист 1 из 6 ГП1237-09 ООО «Град-Информ» 2010 г.;

6) Схемой функционального зонирования ограничений использования территории и планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения села Красный Яр генерального плана МО Красноярского сельсовета лист 2 из 6 ГП 1237-09 ООО «Град-Информ» 2010 г.;

7) Схемой развития транспортного обслуживания и инженерного обеспечения территории села Красный Яр генерального плана МО Красноярского сельсовета лист 3 из 6 ГП123 7-09 ООО «Град-Информ» 2010 г.;

8) Схемой планировочной структуры территории и границ территории под первоочередное освоение села Красный Яр генерального плана МО Красноярского сельсовета лист 6 из 6 ГП123 7-09 ООО «Град-Информ» 2010 г.

В обоснование требований ссылался на то, что обжалуемый Генеральный план муниципального образования Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области нарушает его права и законные интересы, поскольку указанная в его схемах автодорога проходит через земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащий административному истцу на праве собственности. Земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, который состоял на кадастровом учете с определенными границами до утверждения оспариваемого генерального плана, который должен был формироваться с учетом земельных участков, находящихся в частной собственности. Кроме того, не соблюдена процедура проведения публичных слушаний по проекту генерального плана и его изменений, а также нарушен порядок подписания и опубликования решений от 17 декабря 2010 года № 3 и от 30 июня 2014 года № 3.

Решением Новосибирского областного суда от 23 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях на кассационную жалобу, представленных прокуратурой Новосибирской области, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что решения Совета депутатов Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области от 17 декабря 2010 года № 3 «Об утверждении генерального плана МО Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области» и «О корректировке генерального плана МО Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области» от 30 июня 2014 года № 3 приняты уполномоченным органом – Советом депутатов Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области. Окончательное юридическое оформление принятый представительным органом местного самоуправления нормативный правовой акт получает только после подписания и обнародования его главой муниципального образования, поэтому подписание оспариваемого нормативного правового акта главой муниципального образования соответствует требованиям законодательства. Отсутствие подписи председателя Совета депутатов в решении от 17 декабря 2010 года № 3 согласуется с положениями Устава Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области, который наделяет председателя Совета депутатов полномочиями подписывать только протоколы заседаний и решения Совета депутатов, не являющиеся нормативными правовыми актами. Официальный сайт администрации Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области krss.su был создан в 2013 году и действовал до 2016 года. С 2018 года создан новый сайт krasnoiar.ru. В настоящее время в соответствии с едиными требованиями официальных сайтов органов местного самоуправления в Новосибирской области разработан официальный сайт Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области krss.nso.ru. На момент принятия генерального плана официальный сайт поселения отсутствовал, нормативный правовой акт подлежал опубликованию в печатном издании «Вестник», что подтверждается копией печатного издания «Вестник», хранящейся в администрации Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области в электронном виде. Подлинники печатного издания «Вестник» на бумажном носителе в администрации не сохранились, оснований сомневаться в достоверности представленных доказательств не имеется. Кроме того, Генеральный план МО Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области со 2 октября 2017 года официально размещен на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации ФГИС ТП https:// fgistp.economy.qov.ru. Населению муниципального образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает генеральный план, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием. Оспариваемый нормативный правовой акт приобрел юридическую силу. На день рассмотрения дела в суде генеральный план официально опубликован, само по себе нарушение срока опубликования основанием для лишения данного нормативного правового акта юридической силы являться не может. Допущенные нарушения принятия оспариваемого нормативного акта не являются существенными и не могут служить основанием для признания его недействующим. Главой местной администрации поселения принималось решение о подготовке проекта генерального плана, на основании которого был заключен муниципальный контракт и ООО «Град-Информ» подготовлен проект генерального плана. Проект генерального плана рассмотрен на публичных слушаниях, протокол публичных слушаний главой местной администрации поселения направлен в представительный орган местного самоуправления поселения. Возможность участия в обсуждении проекта генерального плана была предоставлена жителям сельского поселения. При оценке процедуры проведения публичных слушаний в 2014 году по вопросу внесения изменений в генеральный план Красноярского сельсовета, связанных с корректировкой границ населенного пункта с. Красный Яр, в силу части 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства осуществляется без проведения публичных слушаний. Из анализа положений законодательства в области градостроительной деятельности следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Отображение на картах генерального плана местоположения линейных объектов местного значения, в том числе автомобильных дорог, не равнозначно определению границ территорий, занятых такими объектами, которые обозначаются красными линиями на отдельных чертежах, утверждаемых в составе документации по планировке территории. Проект планировки территории, на которой расположен земельный участок, собственником которого является ФИО1, не утверждался. Документов, подтверждающих установление красных линий дороги, которая, по мнению административного истца, пересекает его земельный участок, не представлено. В генеральном плане отсутствуют установленные границы автомобильной дороги в кадастровом квартале <данные изъяты>.

Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что в целом процедура принятия генерального плана и внесения в него изменений была соблюдена. Нарушений, являющихся существенными, которые могли бы служить основаниями для признания актах недействующими, не имеется. Требования Устава Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области и Регламента представительного органа муниципального образования, утвержденного решением Совета депутатов Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области от 15 марта 2007 года № 19, к порядку принятия нормативных правовых актов были исполнены. Протоколы 7-ой сессии от 17 декабря 2010 года и 38-ой сессии от 30 июня 2014 года Совета депутатов Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области были оформлены и согласно описи № 1 от 26 апреля 2013 года и описи № 1 от 31 марта 2017 года переданы в архив. Генеральный план и изменения в него приняты по результатам публичных слушаний, с учетом мнения населения муниципального образования и официально опубликованы (обнародованы).

Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами судов двух инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не подтверждают нарушения судами норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта.

В соответствии с Уставом Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области (принят 23 октября 2009 года, с изменениями от 19 августа 2010 года) утверждение генеральных планов поселения отнесено к полномочиям Совета депутатов (пункт 13 статьи 18 Устава). Согласно части 6 статьи 24 Устава глава муниципального образования подписывает и обнародует в нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов (пункт 3 части 6). В силу части 3 статьи 19 Устава решение Совета депутатов, являющееся нормативным правовым актом, принимается большинством голосов от установленного числа депутатов, направляется председателем Совета депутатов главе Красноярского сельсовета для подписания и обнародования.

Постановлением Администрации Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области от 23 апреля 2010 № 30 «а» на 28 мая 2010 года были назначены публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана территории МО Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области. Постановление опубликовано в периодическом печатном издании Администрации Красноярского сельсовета № 8, май 2010 года. По результатам публичных слушаний постановлен протокол от 28 мая 2010 года, согласно которому присутствовало 23 человека.

Решение Совета депутатов Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области (7-ая сессия) от 17 декабря 2010 № 3 «Об утверждении генерального плана МО Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области» принято на заседании Совета депутатов, согласно протоколу № 7 от 17 декабря 2010 года. Решение и утвержденный генеральный план были опубликованы в периодическом печатном издании администрации муниципального образования Красноярского сельсовета № 17, декабрь 2010 года.

Решением Совета депутатов Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области (четвертый созыв) от 27 февраля 2014 на 28 марта 2014 года были назначены публичные слушания по обсуждению внесений изменений в генеральный план Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области, связанных в корректировкой границ населенного пункта с. Красный Яр. Решение опубликовано в периодическом печатном издании Администрации Красноярского сельсовета № 2, февраль 2014 года. По результатам публичных слушаний постановлен протокол от 28 марта 2014 года, согласно которому присутствовало население – 42 человека, представлен реестр участников публичных слушаний по указанному вопросу.

Решение Совета депутатов Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области (38-ая сессия) от 30 июня 2014 года № 3 «О корректировке генерального плана МО Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области» принято на заседании Совета депутатов, согласно протоколу № 38 от 30 июня 2014 года. Решение и генеральный план после корректировки были опубликованы в периодическом печатном издании администрации муниципального образования Красноярского сельсовета № 6, июнь 2014 года.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь положениями Устава Красноярского сельсовета Ордынского района Новосибирской области, в том числе пунктом 27 статьи 27, устанавливающей полномочие администрации муниципального образования на утверждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, статьей 27 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемые нормативные акты приняты уполномоченным органом, в установленном порядке, в том числе с учетом результатов проведения публичных слушаний, опубликованы, основания для признания их недействующими по указанным основаниям отсутствуют. Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, нарушение судами норм материального права не подтверждают, основанием для отмены судебных актов являться не могут.

Доводы кассационной жалобы о том, что судами не дана надлежащая оценка обстоятельствам и доказательствам, свидетельствующим о том, что планируемое размещение спорной автомобильной дороги проходит через земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, вопреки доводам заявителя, являлись предметом судебной оценки в ходе рассмотрения дела, указанным доводам дана правовая оценка, изложенная в судебных актах, оснований считать которую неправильной, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Новосибирского областного суда от 23 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение составлено 13 ноября 2020 года.

Председательствующий

Судьи