ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-18422/2023 от 22.08.2023 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-18422/2023

УИД 21RS0023-01-2022-007043-20

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2023 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,

судей Бритвиной Н.С., Карякина Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 6 июля 2023 года кассационную жалобу администрации города Чебоксары на решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 10 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 24 мая 2023 года по административному делу № 2а-963/2023 по административному исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Чебоксары о признании незаконным бездействия по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента городских лесов на территории города Чебоксары – лесов, расположенных на землях населенных пунктов, возложении обязанности произвести действия.

Заслушав доклад судьи Карякина Е.А., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, мнение прокурора четвёртого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю., представляющего Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор (далее также – административный истец, прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации города Чебоксары (далее также – администрация).

В обоснование административного искового заявления указано, что во исполнение поручения Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена прокурорская проверка по обращению о нарушениях природоохранного законодательства на территории парка «Роща Вузовского» в городе Чебоксары, установлено, что земельный участок с кадастровым номером постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 года № 479 «О включении земельных участков в границы населенных пунктов Чебоксарского городского округа Чувашской Республики» (далее - Постановление № 479) исключен из состава земель лесного фонда и включен в границы населенного пункта города Чебоксары с видом разрешенного использования земельного участка - в целях рекреационного использования и по информации Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики входит в состав городских лесов на территории города Чебоксары.

Постановлением № 479 из состава земель лесного фонда всего исключены и включены в границы населенного пункта города Чебоксары земельные участки общей площадью 54,9598 га.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 588 «О включении земельных участков в границы населенных пунктов Чебоксарского городского округа Чувашской Республики» (далее - Постановление № 588) исключены из состава земель лесного фонда и включены в границы населенного пункта города Чебоксары земельные участки общей площадью 403,6753 га.

Земельные участки, включенные Постановлениями № № 479, 588 в границы населенных пунктов Чебоксарского городского округа, находятся в муниципальной собственности города Чебоксары.

По информации Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 5 декабря 2022 года на территории города Чебоксары городские леса расположены на земельных участках с видом разрешенного использования «в целях рекреационного использования», перечисленных в Постановлениях № № 479, 588.

Администрацией лесоустройство городских лесов не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, в связи с чем в адрес администрации прокурором внесено представление об устранении допущенных нарушений закона, однако нарушения не устранены.

Бездействие администрации нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и её субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и имеет специфический режим.

Исходя из вышеизложенного прокурор с учетом произведенных уточнений требований просил суд: признать незаконным бездействие администрации города Чебоксары, выразившееся в непринятии мер по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента городских лесов на территории города Чебоксары - лесов, расположенных на землях населенных пунктов; обязать администрацию города Чебоксары в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», лесоустройство и разработать в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», лесохозяйственный регламент городских лесов на территории города Чебоксары – лесов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами: .

Решением Ленинского районного суда города Чебоксары от 10 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Чувашской Республики от 24 мая 2023 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, администрация, выражая несогласие с постановленными судебными актами и указывая на отсутствие незаконного бездействия, просит об их отмене ввиду несоответствия выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения ими норм материального права и нарушения норм процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указано на нарушение судом принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда; ненадлежащее извещение администрации о времени и месте судебного заседания судом первой инстанции; разрешение судом вопроса о правах и обязанностях ООО «Стратегия», не привлеченного к участию в деле.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором представлены письменные возражения по доводам кассационной жалобы.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, выслушав явившегося участников, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9-11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Из материалов административного дела следует, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 года № 479 «О включении земельных участков в границы населенных пунктов Чебоксарского городского округа Чувашской Республики» земельные участки с кадастровыми номерами исключены из состава земель лесного фонда и включены в границы населенного пункта г. Чебоксары с видом разрешенного использования земельного участка «в целях рекреационного использования» (т. 1 л.д. 26- 27).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 588 «О включении земельных участков в границы населенных пунктов Чебоксарского городского округа Чувашской Республики» исключены из состава земель лесного фонда и включены в границы населенного пункта г. Чебоксары с видом разрешенного использования земельного участка в целях рекреационного использования земельные участки общей площадью 403,6753 га: (т. 1 л.д. 28-29)

Согласно письму заместителя Министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 5 декабря 2022 года № 12/27-13723 леса в г. Чебоксары занимают территорию площадью 458,6351 га. Информация о лесах на территории населенного пункта г. Чебоксары внесена в Государственный лесной реестр на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 горда № 479 «О включении земельных участков в границы населенных пунктов Чебоксарского городского округа Чувашской Республики» и постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 588 «О включении земельных участков в границы населенных пунктов Чебоксарского городского округа Чувашской Республики» (т.1 л.д. 23-24, 25).

Согласно имеющимся в материалах дела выпискам на вышеуказанные земельные участки они находятся в собственности муниципального образования г. Чебоксары.

Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, правомерно исходил из того, что администрацией города Чебоксары не исполняются требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству городских лесов, по созданию лесничества и по разработке лесохозяйственного регламента, в результате чего нарушается неотчуждаемое и непосредственно действующее право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в защиту которого правомерно выступил прокурор.

Поскольку доказательств исполнения обязанностей по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента городских лесов на территории г. Чебоксары административным ответчиком не представлено, суды пришли к выводу о допущенном административным ответчиком незаконном бездействии, выразившемся в непринятии мер по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента городских лесов на территории г. Чебоксары - лесов, расположенных на землях населенных пунктов.

Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, считая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.

Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов, а также разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, (пункты 3.1 и 4 части 1).

Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения отнесены в том числе организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, в силу приведенных законоположений к обязанностям администрации относятся лесоустройство в отношении лесов, расположенных на землях города Чебоксары, а также утверждение соответствующих лесохозяйственных регламентов на них.

Лесоустройство согласно положениям статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности и может проводиться как на землях лесного фонда, так и на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (часть 1, 2).

В силу пункта 1 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя в том числе проектирование лесничества, которое осуществляется согласно части 1 статьи 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации в целях установления основных территориальных единиц управления лесами в форме лесничеств, а также участковых лесничеств.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества создаются в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.

Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, составляемой по результатам лесоустройства, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет.

В данном споре сведения, содержащиеся в Государственном лесном реестре, обоснованно расценены судами как доказательства нахождения на территории г. Чебоксары спорных лесных участков.

Вопреки доводам кассационной жалобы, действующим законодательством на администрацию города Чебоксары, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность по принятию мер по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах муниципального образования.

Несогласие администрации в жалобе с оценкой судами имеющейся в деле совокупности доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Таким образом, материалами административного дела подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности оспариваемого бездействия органа местного самоуправления и реального нарушения при этом прав неопределенного круга лиц, являющихся основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований, как это предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Указания автора жалобы на: нарушение судом принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда; ненадлежащее извещение администрации о времени и месте судебного заседания судом первой инстанции не находят своего подтверждения материалами дела, в силу чего отклоняются судом кассационной инстанции.

Апелляционной и кассационной жалоб на судебные акты от ООО «Стратегия», как от лица, не привлеченного к участию в деле, в отношении которого судом разрешен вопрос о его правах и обязанностях, вопреки позиции автора жалобы не поступало, тогда как администрация не уполномочена заявлять от имени означенного общества о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Доводы кассационной жалобы, в большинстве своем повторяющие доводы административного иска и апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.

Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 10 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 24 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объёме изготовлено 24 августа 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: