ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-19901/20 от 02.12.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-19901/2020

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческого партнерства «Спортивный Клуб «Метрострой» на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2020 г. по административному делу № 2а-4584/2019 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу к Некоммерческому партнерству «Спортивный Клуб «Метрострой» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Некоммерческого партнерства «Спортивный Клуб «Метрострой» - Бахаревой О.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просило ликвидировать Некоммерческого партнерство «Спортивный Клуб «Метрострой», основной государственный регистрационный - и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2020 года, административный иск удовлетворен.

На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами и (или) юридическими лицами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию некоммерческих организаций, регламентированы Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.

В силу подпункта «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (приложение № 1).

Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства Российской Федерации, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года №212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года № 1246-0, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

В силу части 4.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ассоциация Некоммерческое партнерство «Спортивный Клуб «Метрострой» зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району под основным государственным регистрационным номером , по адресу: 197110 Санкт-Петербург, <адрес>, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, с 2015 года указанная организация не представляла в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу сведений, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целевом расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

31 января 2019 года уполномоченным органом Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в адрес административного ответчика было направлено предупреждение об устранении нарушений статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, с указанием срока устранения нарушений до 08 апреля 2019 года.

Сведений о получении административным ответчиком указанного предупреждения материалы дела не содержат. Истцом представлена копия конверта и обратного почтового уведомления с отметкой отделения почтовой связи, что письмо возвращено отправителю в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.

24 июня 2019 года уполномоченным органом Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в адрес административного ответчика направлено предупреждение об устранении нарушений статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ.

Информация об устранении выявленных Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу нарушений в материалах дела отсутствуют.

Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, административным ответчиком допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято. Данные обстоятельства в силу положений части 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ являются основанием для ликвидации организации в судебном порядке.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда правомерно согласилась с ним по следующим основаниям.

Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется решением суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

То обстоятельство, что некоммерческая организация в нарушение требований положений статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ не исполняла свою обязанность ежегодно представлять сведения, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целевом расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также не исполнила вышеуказанные предостережения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, стороной административного ответчика не оспаривается.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Представленный в материалы дела Устав содержит положения, согласно которым партнерство создана и осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов «О некоммерческих организациях», другого законодательства Российской Федерации. Из главы 9 названного Устава следует, что юридическое лицо ведет бухгалтерский учет и предоставляет финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством, в том числе, предоставляет ежегодные отчеты.

Таким образом, из материалов дела следует, что требования названного Федерального закона и приведенного Устава административного ответчика самой Организацией не выполняются.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу «О проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На момент обращения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу" с административным иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были.

Довод административного ответчика о том, что все сведения были опубликованы на официальном портале административного истца правильно отвергнуты судом апелляционной инстанции, поскольку, указанные действия совершены административном ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного законом срока и после вынесения решения судом первой инстанции. Каких-либо иных сведений об осуществлении административным ответчиком деятельности в материалы дела представлено не было.

Также не находит своего подтверждения довод жалобы о не извещении административного ответчика о времени и месте судебного заседания, поскольку материалами дела установлено, что ответчик был надлежащим образом извещен судом.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Таким образом, юридическое лицо обязано иметь по месту регистрации постоянно действующий исполнительный орган или лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности для исполнения обязанностей перед государством и третьими лицами.

Учитывая изложенное, административный ответчик имел возможность при должной степени заботы и осмотрительности своевременно получить почтовую корреспонденцию, направленную по адресу его места нахождения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер на протяжении длительного периода, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу требований.

Таким образом, нарушений норм процессуального права и материального при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2020 г. по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу к Некоммерческому партнерству «Спортивный Клуб «Метрострой» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц., оставить без изменения, кассационную жалобу Некоммерческого партнерства «Спортивный Клуб «Метрострой» - без удовлетворения.

Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2020 г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 14 декабря 2020 года.

Председательствующий:

Судьи: