ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1997/2022 от 27.01.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-1997/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 27 января 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Евтифеевой О.Э.

судей Пушкаревой Н.В., Никулиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Катангский район», поданную 26 ноября 2021 года, на решение Катангского районного суда Иркутской области от 12 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 июня 2021 года,

по административному делу № 2а-11/2021 по административному исковому заявлению прокурора Катангского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Катангский район», к администрации муниципального образования «Катангский район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушения требований лесного законодательства.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., пояснения прокурора Самойлова А.А., возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы,

установила:

прокурор Катангского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Катангский район», выразившегося в неустановлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (древесины лесных насаждений) в отношении лесных участков, расположенных на землях Муниципального образования «Катангский район», возложении обязанности по устранению нарушения требований лесного законодательства путем установления ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (древесины лесных насаждений) в отношении лесных участков, расположенных на землях Муниципального образования «Катангский район», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что руководствуясь положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 2, 50.7, 84, 111, 116 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ходе осуществления надзора за исполнением лесного законодательства, а также в порядке правотворческой инициативы, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой Катангского района в качестве модельного нормативного правового акта в администрацию Муниципального образования «Катангский район» был направлен проект постановления «Об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (древесины лесных насаждений) в отношении лесных участков, расположенных на землях...». Однако ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (древесины лесных насаждений) в отношении лесных участков, расположенных на землях Муниципального образования «Катангский район», не установлены.

Настаивает, что бездействие препятствует исчислению вреда от незаконной рубки лесных насаждений и установлению причиненного ущерба, что позволяет виновным лицам избежать установленной законом ответственности. Бездействие органов местного самоуправления в осуществлении своих полномочий в области лесных отношений в указанной части создает угрозу потери городских (защитных) лесов, как мест отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, может способствовать ведению запрещенных видов деятельности на их территории, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы муниципального образования по взысканию ущерба, причиненного в результате незаконной рубки лесных насаждений.

Решением Катангского районного суда Иркутской области от 12 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 июня 2021 года, административные исковые требования удовлетворены, постановлено: признать бездействие администрации муниципального образования «Катангский район», выразившееся в неустановлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (древесины лесных насаждений) в отношении лесных участков, расположенных на землях муниципального образования «Катангский район», незаконным; возложить на администрацию муниципального образования «Катангский район» обязанность по устранению нарушения требований лесного законодательства путем установления ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (древесины лесных насаждений) в отношении лесных участков, расположенных на землях муниципального образования «Катангский район», в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу; разъяснить администрации муниципального образования «Катангский район» о необходимости сообщения об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору Катангского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Администрация муниципального образования «Катангский район» ставит вопрос об отмене судебных актов, просит вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что в силу прямого указания закона, в том числе, статьи 110 Лесного кодекса Российской Федерации, отнесение лесов к защитным лесам, к которым относятся городские леса, и исключение их из состава защитных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации. Полагают, что судом не учтено, что до настоящего времени на территории населенных пунктов Муниципального образования «Катангский район» проектирование лесничеств не произведено, решения об их создании не приняты. Считают, что поскольку до настоящего времени не принято решение об отнесении лесов, находящихся на землях населенных пунктов Муниципального образования «Катангский район», к защитным лесам, не установлена категория городские леса, то установить ставки платы невозможно, поскольку учет и оценка лесных ресурсов (в рамках работ по проектированию лесничеств, относящихся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации) не произведена.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; осуществление муниципального лесного контроля.

Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами.

Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации определены основные принципы регулирования лесных отношений, к числу которых отнесены: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; платность использования лесов.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 120 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.

В соответствии с частью 2 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса (часть 1 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи.

Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины, ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления, о чем указано в частях 2 и 3 статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в частности: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (пункт 1); установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды (пункт 2); установление ставок платы за единицу объема древесины (пункт 3).

В соответствии Законом Иркутской области от 2 декабря 2004 N 74-оз "О статусе и границах муниципальных образований Катангского района Иркутской области" и Уставом Муниципального образования «Катангский район», муниципальное образование "Катангский район" наделен статусом муниципального района с административным центром в селе Ербогачен, на территории Катангского района Иркутской области образовано, в частности, Ербогаченское муниципальное образование с административным центром в селе Ербогачен.

Руководствуясь указанными нормами материального права, установив, что согласно Генеральному плану Ербогаченского муниципального образования, утвержденного решением Думы Ербогаченского Мунициального образования от 27 декабря 2013 года , на территории муниципального образования в зоне рекреации имеются защитные леса, в том числе: леса, расположенные в водоохранных зонах, нерестоохранные полосы лесов; защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей. Кроме того, в границы населенного пункта включены участки рекреации (23га), озелененных территорий (106 га), принимая во внимание, что нахождение на территории муниципального образования лесных массивов подтверждена также Прибайкальским филиалом ФГУП «Рослесичфорг» на основании материалов лесоустройства 1947 и 1954 годов, а также установив, что по результатам рассмотрения правотворческой инициативы прокуратуры Катангского района Администрацией Муниципального образования «Катангский район» указано на отсутствие необходимости принятия правового акта, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, пришел к выводу о том, что бездействие администрации Муниципального образования «Катангский район» по осуществлению полномочий в сфере лесных отношений, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, нашел подтверждение, в связи с чем имеются основания для возложения на административного ответчика обязанности по устранению нарушения требований лесного законодательства путем установления ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (древесины лесных насаждений) в отношении лесных участков, расположенных на землях муниципального образования «Катангский район», в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, поскольку бездействие создает реальную угрозу, как сохранности леса, так и возможности осуществления надлежащего контроля за количественными и качественными изменениями лесов, рационального их использования, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы кассационной жалобы, основанные на отсутствии на территории муниципального образования городских лесов, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании заявителем норм лесного законодательства, нарушение судами норм материального права не подтверждают, выводы судов о наличии в деятельности органов местного самоуправления муниципального района оспариваемого бездействия не опровергают. Обязанность, установленная статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежит исполнению органами местного самоуправления в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов, не относящихся к землям лесного фонда, вопреки доводам кассационной жалобы, не только в отношении лесов, отнесенных к категории городских лесов.

Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Администрации муниципального образования «Катангский район» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Катангского районного суда Иркутской области от 12 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 июня 2021 года, оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 января 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: