ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а–21351/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 15 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Жидковой О.В., Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 (далее – ФИО1) на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2021 года по административному делу № 2а-2205/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., объяснения административного истца ФИО1 и заинтересованного лица ФИО2, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 с супругой ФИО2 и детьми <данные изъяты>, зарегистрированы в комнате площадью 12,50 кв.м, в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве долевой собственности ФИО1 и ФИО2
11 августа 2020 года ФИО1 обратился в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Решением администрации Калининского района Санкт-Петербурга, выраженным в письме от 25 августа 2020 года №, в удовлетворении указанного заявления отказано со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих проживание в Санкт-Петербурге не менее 10 лет.
Оспаривая правомерность данного решения, 23 ноября 2020 гола ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании его незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что 19 декабря 2008 года он получил гражданство Российской Федерации, проживает постоянно в Санкт-Петербурге более 10 лет, в течение которых имел регистрацию по месту пребывания в разных адресах Санкт-Петербурга, постоянно зарегистрирован в Санкт-Петербурге с 23 июня 2020 года по адресу: <адрес> которая является коммунальной, и в которой он занимает с семьей из шести человек одну комнату площадью 12,50 кв.м., с учетом чего полагал отказ в постановке его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях не основанным на нормах права.
В качестве заинтересованных лиц по делу привлечены ФИО2 и уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге ФИО3
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Калининский районный суд Санкт-Петербурга 22 октября 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 3 ноября 2021 года, ФИО1 со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального права, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств по делу. Считает не основанными на нормах права выводы судов о том, что проживание на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет в жилых помещениях с регистрацией в них по месту пребывания не дает оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Просит принять во внимание, что Законом Санкт-Петербурга предусмотрена возможность постановки на указанный учет лиц даже без определенного места жительства.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 1995 г. № 713, Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (далее Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65), Административного регламента регламент администрации Калининского района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 г. № 536-р, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и исходя из того, что административным истцом не были представлены в администрацию района документы, подтверждающие проживание как его самого, так и супруги ФИО2 в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, либо судебное решение, подтверждающее указанный факт, пришел к выводу о том, что отказ администрации Калининского района Санкт-Петербурга в принятии административного истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма является правомерным.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, чего в данном деле судами не установлено.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга № 407-65).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Закона Санкт-Петербурга на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане перечисленных в данном пункте категорий, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Статьей 6 указанного Закона предусмотрено, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется уполномоченным органом. Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» осуществление в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отнесено к полномочиям администрации района (пункт 3.12.1).
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года № 536-р утвержден Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в соответствии с которым государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, осуществляется администрацией района во взаимодействии с органами (организациями), указанными в пункте 1.3.1 настоящего административного регламента. За предоставлением государственной услуги заявители обращаются в администрацию района, МФЦ либо посредством Портала.
Пунктом 2.6.1.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежащих предоставлению заявителем, в том числе, документов, содержащих сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи, к которым отнесены:
а) справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется не ГКУ ЖА;
б) справка о регистрации по месту жительства (форма 9) из архива (для лиц без определенного места жительства, ранее имевших место жительства в Санкт-Петербурге), в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА, либо копия судебного акта, подтверждающего, что лицо без определенного места жительства ранее имело место жительства в Санкт-Петербурге;
в) свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) (для лиц без определенного места жительства).
Указанные требования соответствуют статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», которой в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Поскольку ФИО1 при обращении в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях документы, подтверждающие проживание в Санкт-Петербурге не менее 10 лет не представил, как не представил таких документов и в суд при рассмотрении настоящего дела, оснований полагать ошибочными выводы судов о наличии у администрации района оснований для отказа в принятии его и членов его семьи на указанный учёт, не имеется.
Как верно указано судом апелляционной инстанции наличие у ФИО1 и членов его семьи регистрации по месту пребывания в Санкт-Петербурге более 10 лет само по себе не свидетельствует о том, что ФИО1 и его супруга ФИО2 с 2009 года постоянно проживают в Санкт-Петербурге и имеют правовые основания для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку жилые помещения в Санкт-Петербурге, в которых ФИО1 был зарегистрирован по месту пребывания, не являлись местом его жительства, на что указывает установленный судами факт регистрации ФИО1 и членов его семьи до 2020 года по месту жительства в Новгородской области.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Не свидетельствует о неправильности выводов судов и ссылка подателя кассационной жалобы на наличие такого права в контексте рассматриваемых правоотношений у лиц без определенного места жительства, поскольку названные лица имеют право постановки на жилищный учет в Санкт-Петербурге лишь при наличии установленных законом оснований.
Так, в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга, принятым Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 9 ноября 2011 года и регулирующим отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения, гражданин без определенного места жительства - гражданин Российской Федерации, не имеющий регистрации по месту жительства в Российской Федерации.
Правила учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства в Санкт-Петербурге установлены Положением об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2007 года № 1010
В соответствии с пунктом 2 названного Положения постановка на учет граждан, продление срока учета граждан и снятие с учета граждан осуществляется Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» (далее - ГКУ «Центр учета»).
Гражданину, поставленному на учет, выдается справка о постановке на учет по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (пункт 4). Сведения о постановке на учет граждан представляются заинтересованным органам и организациям в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 11 Положения).
Из анализа приведенных норм следует, что для подтверждения статуса лица без определенного места жительства в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в Санкт-Петербурге, такое лицо, помимо свидетельства о регистрации по месту пребывания (форма 3) должно представить в уполномоченный орган и справку о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.
Таких обстоятельств в отношении ФИО1 и членов его семьи не установлено.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 декабря 2021 года.