Дело № 88а-21702/2023
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М.,
судей: Морозковой Е.Е., Косицыной-Камаловой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 июня 2023 года по административному делу № 2а-3946/2023-24 по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия и понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
18.04.2022 ФИО1 подал в Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (далее Комитет), Администрацию Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) уведомление организатора публичного мероприятия на проведение публичного мероприятия: автопробег (демонстрация с использованием транспортных средств без транспарантов), посвященный «Дню Международной солидарности трудящихся», в составе автомобильной колонны по г. Петрозаводску, сбор участников публичного мероприятия на площади Ленина 01.05.2022 в 12 час. 50 мин., начало проведения в 13 час. 00 мин. от площади Ленина, окончание в 15 час.00 мин. на площади Кирова. Маршрут движения автомобильной колонны по г. Петрозаводску: площадь Ленина - проспект Карла Маркса - ул. Куйбышева - ул.Ленинградская, проспект Октябрьский - ул.Мелентьевой- проспект Первомайский - ул. Ленина - железнодорожный вокзал (14.20) - ул.Ленина - ул.Куйбышева - площадь С.М.Кирова. Предполагаемое количество участников в составе автомобильной колонны до 20 автомобилей.
Письмом Администрации №1046/1.3-21/НПУ от 20.04.2023 административный истец уведомлен о том, что по заявленному маршруту проведения публичного мероприятия располагаются органы государственной власти Республики Карелия, а также государственные учреждения, в том числе Министерство Культуры Республики Карелия (<...>), Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (<...>), Государственное учреждение «Музыкальный театр Республики Карелия» (<...>). Административному истцу разъяснено, что поскольку Администрация Петрозаводского городского округа не вправе согласовывать проведение данного мероприятия, ФИО1 предложено обратиться с уведомлением о проведении заявленного публичного мероприятия в уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.
Письмом Комитета № 1698/12-16 от 20.04.2023 административный истец уведомлен об отказе в согласовании проведения публичного мероприятии в силу взаимосвязанных положений пунктов 1 и 3 Ч.2.1-1 статьи 8, ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54 - ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ), в связи с тем, что маршрут движения транспортных средств проходит по территории железнодорожного вокзала, а также по проезжей части, непосредственно примыкающей к органу публичной власти - Министерству культуры Республики Карелия (<...>).
В ответ на письмо Комитета административным истцом направлено уведомление об уточнении маршрута проведения публичного мероприятия, произведена замена точки маршрута «железнодорожный вокзал» на пл. Ленина (напротив «Вечного огня»), а также приложена справка и распечатка закона Республики Карелия № 2262-ЗРК от 03.07.2018 «О порядке определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Карелия» о том, что автомобильные дороги, по которым истец планирует провести пробег не могут являться прилегающей территорией к какому - либо зданию и ею не являются.
Письмом Комитета №1731/12-16 от 24.04.2023 административному истцу отказано в проведении публичного мероприятии в связи с пропуском срока подачи уведомления в соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона № 54 - ФЗ.
Не согласившись с принятыми административным ответчиком решением, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском и просил признать действия административных ответчиков незаконными и восстановить его в нарушенных конституционных правах.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 июня 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно подпунктам 1 и 4 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, целью которого является, в том числе, свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Порядок направления такого уведомления определен статьей 7 названного закона и предполагает его подачу организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Как следует из материалов дела, 18.04.2023 ФИО1 подал в Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, Администрацию Петрозаводского городского округа уведомление организатора публичного мероприятия на проведение публичного мероприятия: автопробег (демонстрация с использованием транспортных средств без транспарантов) посвященный Дню Международной Солидарности Трудящихся в составе автомобильной колонны по г. Петрозаводску, сбор участников публичного мероприятия на площади Ленина 01.05.2022 в 12 часов 50 минут, начало проведения в 13 часов 00 минут от площади Ленина, окончание в 15 часов 00 минут на площади Кирова. Маршрут движения автомобильной колонны по г. Петрозаводску: площадь Ленина - проспект Карла Маркса - ул. Куйбышева - ул.Ленинградская, проспект Октябрьский - ул.Мелентьевой- проспект Первомайский - ул. Ленина - железнодорожный вокзал (14.20) - ул.Ленина - ул.Куйбышева - площадь С.М.Кирова. Предполагаемое количество участников в составе автомобильной колонны до 20 автомобилей.
Письмом Администрации от 20.04.2023 №1046/1.3-2 ПИПУ административный истец уведомлен о том, что по заявленному маршруту проведения публичного мероприятия располагаются органы государственной власти Республики Карелия, а также государственные учреждения, в том числе Министерство Культуры Республики Карелия (<...>), Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (<...>), Государственное учреждение «Музыкальный театр Республики Карелия» ( <...>). Административному истцу разъяснено, что поскольку Администрация не вправе согласовывать проведение данного мероприятия, ФИО1 предложено обратиться административному истцу с уведомлением о проведении заявленного публичного мероприятия в уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.
Письмом Комитета от 20.04.2023 № 1698/12-16 административный истец уведомлен об отказе в согласовании проведения публичного мероприятии в силу взаимосвязанных положений пунктов 1 и 3 ч.2.1 статьи 8, ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ, так как маршрут движения транспортных средств проходит по территории железнодорожного вокзала, а также по проезжей части, непосредственно примыкающей к органу публичной власти - Министерству культуры Республики Карелия (<...>).
21.04.2022 Государственным комитетом получено уведомление ФИО1 об уточнении маршрута публичного мероприятия на проведение публичного мероприятия 01 мая 2023 года: автопробег (демонстрация с использованием транспортных средств без транспарантов) посвященный Дню Международной Солидарности Трудящихся в составе автомобильной колонны по г. Петрозаводску, изменено место сбора «железнодорожный вокзал» на пл. Ленина (напротив «Вечного огня»), а также приложена справка и распечатка закона Республики Карелия № 2262-ЗРК от 03.07.2018 о том, что автомобильные дороги, по которым истец планирует провести пробег не могут являться прилегающей территорией к какому - либо зданию и ею не являются.
При рассмотрении указанного уведомления, Комитет письмом от 24.04.2023 №1731/12-16 проинформировал ФИО1 о том, что в соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона № 54- ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитывается день получения такого уведомления и день проведения публичного мероприятия. Уведомление поданное истцом о проведении публичного мероприятия в форме митинга, заявленного на 01.05.2023 года подано 21.04.2023 года, то есть с нарушением срока подачи уведомления.
Не согласившись с ответами административных ответчиков, ФИО1 обратился с настоящим административным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что отказ административного ответчика в согласовании проведения публичного мероприятия является законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы административного истца. Кроме того, судом указано на то, что уведомление об уточнении маршрута проведения публичного мероприятия от 21.04.2022 подано административным истцом за пределами установленного законом срока.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия, проверяя законность решения, согласилась с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия (часть 1).
Согласно пунктам 1 и 3 части 2.1-1 статьи 8 Федерального закона 54- ФЗ к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся: здания и территории речных, морских, железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций, аэропортов, морских, речных портов, пристаней; здания органов публичной власти, а также территории, непосредственно прилегающие к таким зданиям, объектам жизнеобеспечения, в том числе обеспечивающим функционирование электрических, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоснабжения и (или) водоотведения, сетей газоснабжения.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 04.06.2020 № 27-П выявлен конституционно-правовой смысл указанных нормативных предписаний как допускающий проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований в других местах лишь в том случае, если это обусловлено объективными причинами, свидетельствующими о невозможности организации конкретного публичного мероприятия в специально отведенных (приспособленных) местах (занятость указанных мест, недостаточность их предельной заполняемости заявленному числу участников публичного мероприятия, верифицируемая связь планируемого публичного мероприятия с конкретным местом и т.п.).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, помимо прочего, довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Поскольку Комитет при рассмотрении уведомления организатора публичного мероприятия - автопробега, начало которого планировалось на площади Ленина 01.05.2023, установил обстоятельства, свидетельствующие о невозможности его проведения в связи с тем, что маршрут движения транспортных средств проходит по территории железнодорожного вокзала, а также по проезжей части, непосредственно примыкающей к органу публичной власти - Министерству культуры Республики Карелия, вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, является правильным.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что прохождение маршрута проведения заявленного публичного мероприятия по территории железнодорожного вокзала, а также по проезжей части, непосредственно примыкающей к органу публичной власти, что в силу п. 1 и 3 ч. 2.1.-1 ст.8, ч.3 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ является достаточным основанием для принятия решений об отказа в его проведении, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
Понятия прилегающей территории, используемые в Правилах дорожного движения и законодательстве, регулирующем дорожную и градостроительную деятельность, не применяются к сфере деятельности по согласованию публичных мероприятий.
Суд первой инстанции также правомерно указал на пропуск срока на подачу уведомления об уточнении маршрута проведения публичного мероприятия от 21.04.2023, поскольку указанное уведомление было подано административным истцом с нарушением установленных ч.1 ст.7 Федерального закона № 54-ФЗ сроков.
При этом, учитывая, что первоначально административному истцу отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, а в уточненном уведомлении предложен измененный маршрут, судебная коллегия полагает, что уточненное уведомление по сути является новым уведомлением, которое следует подавать в пределах предусмотренных законом сроков.
Согласно разъяснениям п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" уведомление о проведении публичного мероприятия, поданное за пределами периода, установленного частью 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях, не подлежит рассмотрению, о чем организатор публичного мероприятия должен быть незамедлительно уведомлен (часть 5 статьи 5, пункт 1 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
Несогласие ФИО1 с выводом суда первой инстанции не свидетельствует о незаконности действий должностных лиц административных ответчиков.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 июня 2023 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия и понуждении к совершению действий оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 08 июня 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: