ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-2243/2024 от 17.01.2024 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-35378/2023

г. Москва 17 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Циркуновой О.М.

судей Иванова Д.А. и Ульянкина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО1 (поступившую в суд первой инстанции 8 ноября 2023 года, в суд кассационной инстанции с делом 20 декабря 2023 года) на решение Свердловского районного суда города Костромы от 7 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 30 октября 2023 года по административному делу № 2а-3057/2023 по административному иску ФИО2 к ФСИН России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Костромской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании действий по цензуре корреспонденции, ответов на жлобы незаконными, взыскании компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Циркуновой О.М., судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

ФИО11 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия должностных лиц ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области по цензуре корреспонденции поступившей в ее адрес из ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, ответ ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 30 марта 2023 года № ОГ-45/ТРО/11/1-218, взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в ее пользу компенсацию за нарушение условий содержания в размере 100 000 рублей.

Свои требования мотивировала тем, что с 19 июля 2018 года отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области. 28 декабря 2022 года сотрудником исправительного учреждения ей было вручено письмо из ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России от 26 декабря 2022 года № ОГ-45/ТО/48-440 в открытом виде, т.е. подвергнутое цензуре. В связи с незаконностью действий по цензуре ее корреспонденции, она обратилась с жалобами в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области и УФСИН России по Костромской области, согласно ответов которых следовало, что обжалуемые действия являются законными.

Решением Свердловского районного суда города Костромы от 7 июля 2023 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 30 октября 2023 года, административный иск ФИО2 удовлетворен частично. Признаны незаконными действия ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области по цензуре корреспонденции из ФГУЗ МСЧ-44 ФСИН России.

С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО2 взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 3 000 рублей.

В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.

Приводит доводы о том, что ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России не является вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы по отношению к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, поэтому действия администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области по цензуре письма ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России отвечают требованиям закона и прав административного истца не нарушают.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения, в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.

Из материалов дела следует и судами установлено, что административный истец ФИО11 с 19 июля 2018 года отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области.

В период нахождения в названном исправительном учреждении, ею было подано обращение в ФКУ МСЧ-44 ФСИН России, ответ на которое поступил на ее имя 28 декабря 2022 года и был подвергнут цензуре.

Не согласившись с законностью действий по цензуре получаемой корреспонденции, ФИО11 направила жалобы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области и ФСИН России, перенаправившее ее жалобу для рассмотрения в УФСИН России по Костромской области.

В ответе на обращение начальником ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО8 от 29 марта 2023 года № 45/ТО/36/7-ОГ-57 ФИО2 было сообщено, что по результатам служебной проверки нарушений со стороны сотрудников учреждения не установлено, при этом было также разъяснено, что ФКУЗ МСЧ-44 УФСИН России по Костромской области не входит в перечень органов исполнительной власти, корреспонденция которых в соответствии со статьей 15 УИК РФ не подлежит цензуре. 30 марта 2023 года заместителем начальника УФСИН России по Костромской области ФИО9 был дан ответ № ОГ-45/ТО/11/1-218 на обращение ФИО2 аналогичного содержания.

Удовлетворяя требования административного истца и признавая незаконной цензуру корреспонденции ФИО2, направленной в ФКУ МСЧ-44 ФСИН России, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, переписка с которыми не подлежит цензуре.

Наряду с указанным, суд пришел к выводам об отказе в удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконными ответов административных ответчиков на поданные ею жалобы, поскольку жалобы административного истца рассмотрены в установленном законом порядке, с предоставлением ей соответствующих ответов по существу поставленных в жалобах вопросах.

С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции (в пределах доводов апелляционной жалобы).

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на исследовании доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит.

В силу части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

Регламентируя порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами, закрепленный в части 4 статьи 15 УИК РФ, законодатель исключил цензуру таких обращений, в том числе в адрес органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, которые, как это закреплено Конституцией Российской Федерации, образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть 2 статьи 77 УИК РФ).

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды (часть 1, 2 статьи 1 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 12 названного Закона руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 вышеназванного закона).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства входят.

Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 21 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую включены, в числе прочих, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, руководство которыми осуществляет Президент, а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации.

Указанные федеральные органы, действуя на основании положений о них, утверждаемых, соответственно, Указами Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года №, от 13 октября 2004 года №, от 13 октября 2004 года № 1316 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 323, осуществляют свои функции непосредственно и через свои территориальные органы.

Территориальный орган Росздравнадзора по Костромской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и действует на основании Положения, утвержденного приказом Росздравнадзора от 06 октября 2020 года № 9124.

Согласно пункту 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России является учреждением здравоохранения, находящимся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы в части медико-санитарного обеспечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что обращения административного истца ФИО2 в указанный территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, не подлежали цензуре.

Доводы кассационной жалобы заявителя по сути повторяют правовую позицию административных ответчиков, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, предусмотренном статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.

Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Свердловского районного суда города Костромы от 7 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 30 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО1, без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 января 2024 года.

Председательствующий

Судьи