ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-7233/2022 от 27.04.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а–7233/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 27 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Кулешовой Е.А.,

судей Жидковой О.В., Рябинина К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 ноября 2021 года по административному делу № 2а-750/2021 по административному исковому заявлению прокурора Каргопольского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

5 августа 2021 года прокурор Каргопольского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об оспаривании бездействия администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области, выразившегося в неисполнении обязанности изъять (забрать) животных без владельцев у государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных» (далее - ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных»).

В обоснование заявленных требований административный истец указал на неисполнение ответчиком обязанности принять в муниципальную собственность безнадзорных животных, отловленных на территории муниципального образования и находящихся в государственном бюджетном учреждении Архангельской области «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных» свыше 6 месяцев, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных».

Решением Няндомского районного суда Архангельской области от 02 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены.

Признано незаконным бездействие администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области, выразившееся в неисполнении обязанности изъять и принять в муниципальную собственность животных без владельцев, находящихся в ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных» более 6 месяцев.

На администрацию Каргопольского муниципального округа Архангельской области возложена обязанность изъять и принять в муниципальную собственность от ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных» безнадзорных животных, отловленных на территории муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», согласно карточек учета и , срок содержания которых в в ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных» составил более 6 месяцев.

В кассационной жалобе, поданной через Няндомский районный суд Архангельской области 28 февраля 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 10 марта 2022, администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что нормы статей 230 и 231 ГК РФ не относятся к сфере обращения с животными, поскольку к указанной сфере применяется специальный закон (Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Указывает, что ветеринарные станции не являются субъектами, задерживающими бесхозяйное животное и реализующими механизм, установленный статьями 230 и 231 ГК РФ, в связи с чем, считает ошибочным вывод судов о применении предусмотренного ГК РФ механизма передачи таких животных в муниципальную собственность. Также обращает внимание па позицию Министерства природных ресурсов и экологии РФ, выраженную в письме от 27 ноября 2019 года № 15-29/29653, согласно которой требования названных статей ГК РФ в части передачи животных без владельцев при отказе лица, у которого животные находились на содержании, в муниципальную собственность применяются в случае их содержания в муниципальном приюте, в то время как обязанность органов местного самоуправления создавать такие приюты законом не предусмотрена. Кроме того, считает, что ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных» со своей стороны не принят исчерпывающий перечень мер по решению вопроса по дальнейшему использованию безнадзорных животных, в то время как действующее законодательство предусматривает возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания.

В возражениях на кассационную жалобу Прокуратура Архангельской области и ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных» указывают на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просят оставить судебные акты без изменения.

Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 марта 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по состоянию на 1 сентября 2021 года в ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных» находится два безнадзорных животных (собаки), в отношении которых учреждение обращалось в администрацию Каргопольского муниципального округа с просьбой забрать их и оформить в муниципальную собственность.

В письме от 5 апреля 2021 года администрацией дан ответ об отсутствии мест, отвечающих требованиям для содержания безнадзорных животных.

16 апреля 2021 года в адрес главы Каргопольского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства , в котором прокурор потребовал забрать находящихся в ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных» и принять в муниципальную собственность имущество - животных без владельцев.

По итогам рассмотрения данного представления ответчиком принято решение об отказе в его удовлетворении.

В настоящее время безнадзорные животные (2 головы) свыше шести месяцев находятся в пункте временного содержания животных - ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных», у которого права на данных животных отсутствуют.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Архангельской области, утвержденного постановлением от 17 декабря 2019 года № 703-пп, Порядка использования безнадзорных животных, принятых в муниципальную собственность МО «Каргопольское», утвержденного решением 27 внеочередной сессии муниципального Совета четвертого созыва МО «Каргопольское» от 30 октября 2020 года № 129, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив факт незаконного бездействия администрации Каргопольского муниципального округа, выразившийся в непринятии в муниципальную собственность от ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных» безнадзорных животных, отловленных на территории муниципального образования, срок содержания которых в учреждении составил более шести месяцев, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Проверяя законность и обоснованность решения судебная коллегия с выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина (организации, иных лиц), совокупность которых по данному делу судами установлена.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», наделяющими субъекты Российской Федерации собственными полномочиями в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и обращения с животными, в том числе, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В соответствии со статьей 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Пунктом 1 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

В силу пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм животные поступают в муниципальную собственность вне зависимости от воли и волеизъявления муниципального образования.

В целях реализации полномочий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, производства и реализации безопасной в ветеринарном отношении продукции животноводства, предупреждения появления и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных на территории Архангельской области принят закон Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 265-13-03 «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и обращения с животными».

В соответствии со статьей 8 данного Закона уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере ветеринарии, которым является инспекция по ветеринарному надзору Архангельской области, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и обращения с животными, в частности, организацию в пределах своей компетенции мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе, подведомственными государственными ветеринарными организациями Архангельской области.

Деятельность по обращению с животными без владельцев должна осуществляться, в числе прочего, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, как следует из его преамбулы, регулирует отношения в области обращения с животными исключительно в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Реализуя предоставленные ему полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом положений указанного выше федерального закона правительство Архангельской области постановлением от 17 декабря 2019 года № 703-пп утвердило Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Архангельской области.

В соответствии с пунктом 4 названного Порядка мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты; содержание животных без владельцев в приютах; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Решением 27 внеочередной сессии муниципального Совета четвертого созыва МО «Каргопольское» от 30 октября 2020 года № 129 утвержден Порядок использования безнадзорных животных, принятых в муниципальную собственность МО «Каргопольское».

Пунктами 1.2. и 2.1. указанного Порядка предусмотрено, что в муниципальную собственность муниципального образования «Каргопольское» принимаются безнадзорные животные, отловленные и не возвращенные их владельцам. Указанные животные принимаются по истечении шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных, в случае отказа лица, у которого животные находились на содержании и в пользовании, от приобретения в собственность содержавшихся у него животных. Приемка таких животных осуществляется на основании акта приема-передачи безнадзорных животных в муниципальную собственность МО «Каргопольское».

Поскольку суды установили факт незаконного бездействия администрации Каргопольского муниципального округа, выразившийся в непринятии в муниципальную собственность от ГБУ АО «Каргопольская районная станция по борьбе с болезнями животных» безнадзорных животных, отловленных на территории муниципального образования, срок содержания которых в учреждении составил более шести месяцев, оснований полагать ошибочными выводы судов о наличии совокупности условий для признания оспариваемых действий незаконными, не имеется.

Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

При этом судам обоснованно отклонены доводы администрации района о том, что ни Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на муниципальное образование не возложена обязанность по принятию в собственность безнадзорных животных, как основанные на неверном-толковании закона.

Как верно отмечено судами, Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует имущественные отношения, которые основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, в то время как Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Указанные нормативные правовые акты имеют разный предмет регулирования, в связи с чем не могут вступать в противоречие в части решения вопроса о передаче безнадзорных животных в муниципальную собственность.

При этом основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав определяются гражданским законодательством (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Няндомского районного суда Архангельской области от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области – без удовлетворения.

Решение Няндомского районного суда Архангельской области от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 ноября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Председательствующий:

Судьи:

Кассационное определение в полном

объеме изготовлено 17 мая 2022 года.