Дело №
№а-1499/2022
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<адрес> 9 марта 2022 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО1
судей Туктамышевой О.В., ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления МЧС России по <адрес> на решение Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу №а-1038/2021 по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Главному управлению МЧС России по <адрес> о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., возражения прокурора ФИО4 относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Хабаровский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Индустриальный районный суд <адрес> с вышеназванным исковым заявлением о возложении обязанности обеспечить инспекторские отделения необходимым оснащением. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля подразделениями Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по <адрес>, в ходе которой выявлено отсутствие в указанных подразделениях необходимого оборудования. Инспекторское отделение (по району им. Полины Осипенко) не укомплектовано оборудованием, указанным в Типовой норме обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, что не позволяет в полной мере осуществляет функции по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на водных объектах, что может повлечь тяжкие последствия. С учетом уточненных требований просил суд обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по району им. Полины Осипенко) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по <адрес> следующим оснащением: биноклями типа БН-12 (2 штуки), барометром (1 штука), 26-мм сигнальными пистолетами (3 штуки), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 штук), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС в количестве (50 штук), радарами для измерения скорости маломерного судна (3 штуки).
Решением Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворены, на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> возложена обязанность по обеспечению инспекторского отделения государственной инспекции по маломерным судам (по району им. Полины Осипенко) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по <адрес> оснащением в виде: биноклей типа БН-12 (2штуки), барометра (1 штука), 26-мм сигнальными пистолетами (3 штуки), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 штук), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 штук), радарами для измерения скорости маломерного судна (3 штуки) в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ определением судьи судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда гражданское дело передано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Индустриального районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Главного управления МЧС России по <адрес>, поданная через Индустриальный районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований к Главному управлению МЧС России по <адрес> на том основании, что Хабаровским транспортным прокурором не представлены доказательства какой-либо взаимосвязи между наличием оснащенности и угрозой жизни и здоровья неопределенного круга лиц, не представлены доказательства бездействия. Не проверены сведения о наличии в Инспекторском отделении оборудования более современного, в сравнении с оборудованием, предусмотренном приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№. Не учтено, что исполнение оспариваемого решения суда приведет к перерасходу и нецелевому использованию бюджетных средств. Главное управление МЧС России по <адрес> не является надлежащим ответчиком, поскольку учредителем и собственником имущества Главного управления МЧС России по <адрес>, а также распорядителем средств федерального бюджета является Российская Федерация в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Кроме этого, возложение на МЧС России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оснащению подразделений Центра ГИМС (Управления Главного управления МЧС России по <адрес> оборудованием является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба Главного управления МЧС России по <адрес> передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 Положения «О Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, (действующего в период спорных правоотношений) - Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
Согласно положению об инспекторском отделении государственной инспекции по маломерным судам (по району им. Полины Осипенко) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по <адрес>, утвержденному начальником Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО5 указанное инспекторское отделение является структурным подразделением Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по <адрес>. Проведенным транспортной прокуратурой анализом исполнения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними выявлено отсутствие в указанных подразделениях необходимого оборудования.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 7 раздела 1 «Артиллерийское вооружение» Типовых норм каждое инспекторское отделение должно быть снабжено: биноклями типа БН-12 (3 шт.), 26-мм сигнальным пистолетом (3 шт.), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 шт.), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 шт.), барометром (1 шт.). Кроме того, пунктом 4 раздела 10 «Навигационное оборудование» Типовых норм в каждом инспекторском отделении необходимо обеспечить нахождение радаров для измерения скорости маломерного судна (3 комплекта).
Как усматривается из материалов дела и установлено судами транспортной прокуратурой при проведении проверки и анализа исполнения законодательства о безопасности плавания на водных объектах и эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними, установлено, что инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по району им. Полины Осипенко) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по <адрес> не оснащено вспомогательным оборудованием в соответствии с Типовыми нормами обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденными Приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из сведений об обеспечении подразделений Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по <адрес>, следует, что отделение ГИМС по району им. Полины Осипенко не оснащено приборами, биноклями, сигнальными патронами, радаром в соответствии с требования Положения, кроме этого отсутствуют аналогичное приборы.
Удовлетворяя административный иск Хабаровского транспортного прокурора, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие в инспекторском отделении государственной инспекции по маломерным судам (по району им. Полины Осипенко) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по <адрес> оборудования, предусмотренного Типовым нормам обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ не позволяет в полной мере осуществлять функции по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на водных объектах. Главное управление МЧС России по <адрес> обязано обеспечить инспекторское отделение по району им. Полины Осипенко приборами и оборудованием, необходимым для осуществления возложенных функции.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Доводы административного ответчика в кассационной жалобе об отсутствии взаимосвязи между требованиями прокурора и угрозой интересов неопределенного круга лиц нельзя признать обоснованными.
Из пункта 4 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение о ГИМС), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами ( сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты); обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Согласно подпунктам 15 и 16 пункта 5 Положения о ГИМС, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции: участвует в поиске и спасании людей на водных объектах; участвует в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Из пункта 7 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, государственный надзор включает в себя в том числе: надзор за маломерными судами (в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме); проверку документов, подтверждающих государственную регистрацию маломерного судна, и годность маломерного судна к плаванию, остановку маломерного судна.
Таким образом, деятельность Государственной инспекции по маломерным судам связана с обеспечением в том числе, безопасности людей на водных объектах, реализацией мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, то есть с обеспечением безопасности неопределенного круга лиц на воде.
Поскольку от наличия необходимого оборудования зависит эффективность деятельности инспекторских инспекций по маломерным судам, то с учетом поставленных перед ними задач, связанных с безопасностью неопределенного круга лиц на воде, имеется прямая связь между наличием необходимого оборудования и угрозой жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что действующие типовые нормы оснащения ГИМС МЧС России являются устаревшими и в настоящее время проводится работа по пересмотру приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с чем, прокурором преждевременно заявлены административные исковые требования, подлежат отклонению, поскольку в настоящее время Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, являются действующими, не отменены, подлежат применению, что подтверждается и ответом Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, расположенным в материалах дела.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается, что техническая оснащенность инспекторского отделения государственной инспекции по маломерным судам (по району им. Полины Осипенко) не соответствует действующим Типовым нормам обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, что не позволяет в полной мере осуществлять функции по обеспечению безопасности и охраны жизни людей на водных объектах, суды обоснованно пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления прокурора.
Доводы ответчика о не рассмотрении судом ходатайства об объединении гражданских дел по иску транспортного прокурора к Главному управлению МЧС России по <адрес> о возложении обязанности обеспечить Инспекторские отделения оборудованием, не свидетельствуют о наличии существенных нарушений норм процессуального права, допущенных при рассмотрении дела судом, влекущих безусловную отмену судебного решения.
Согласно положениям статьи 151 ГПК РФ, части 1 статьи 136 КАС РФ объединение дел в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, в случае если такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дел, является правом, а не обязанностью суда. Само по себе не рассмотрение судом ходатайства об объединении одиннадцати однородных дел в одно производство не могут служить основанием для отмены правильного по существу судебного акта. При этом судебная коллегия учитывает, что административным ответчиком не предоставлены сведения о том, что в результате не рассмотрения такого ходатайства, судом принято незаконное и необоснованное решение, и нарушены права Главного управления МЧС России по <адрес>.
Доводы кассационной жалобы о том, что Главное управление МЧС России по <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку учредителем и собственником имущества Главного управления МЧС России по <адрес> является Российская Федерация в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое не было привлечено к участию в дело, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 1).
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации, в том числе, Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам)(пункт 3).
Согласно пунктам 1, 5 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 217 территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Главное управление МЧС России является юридическим лицом. За Главным управлением МЧС России закрепляется имущество на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 12 Положения Главное управление МЧС России по субъекту в пределах своей компетенции осуществляет функции и бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, распорядителя и получателя средств федерального бюджета, осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов и иных актов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.
Учитывая изложенное, вопреки доводам кассационной жалобы обязанность по обеспечению инспекторского отделения государственной инспекции по маломерным судам необходимым оборудованием обоснованно возложена на Главное управления МЧС России по <адрес>, как получателя и распорядителя бюджетных средств.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в этих судебных актах.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления МЧС России по <адрес> – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи