Дело №а-1824/2021
№ 88а-7028/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 27 июля 2022 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.08.2022
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г., Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Спецавтохозяйство" на решение Свободненского городского суда Амурской области от 29 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 7 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Свободненского городского прокурора к администрации Свободненского района Амурской области, администрации Новоивановского сельсовета Свободненского района Амурской области, ООО «Спецавтохозяйство» о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., возражения прокурора Царевой М.Г. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Свободненский городской прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в Свободненский городской суд Амурской области с вышеназванным исковым заявлением, просил возложить на администрацию Свободнеского района Амурской области и администрацию Новоивановского сельсовета Свободненского района Амурской области обязанность ликвидировать в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории с.Новоивановка Новоивановского сельсовета с географическими координатами 51.386893, 127.973789 на площади 0,19 Га, объемом 1900 куб.м путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; возложить на ООО «Спецавтохозяйство» обязанность ликвидировать в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории с.Новоивановка Новоивановского сельсовета с географическими координатами 51.386893, 127.973789 на площади 0,19 Га, объемом 1900 куб.м путем сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 29 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 7 апреля 2022 года, требования административного искового заявления Свободненского городского прокурора удовлетворены частично. На администрацию Новоивановского сельсовета Свободненского района Амурской области возложена обязанность ликвидировать в течение второго квартала 2022 года несанкционированную свалку отходов, расположенную в с.Новоивановка Новоивановского сельсовета Свободненского района Амурской области с географическими координатами 51.386893, 127.973789 на площади 0,19 Га, объемом 1900 куб.м путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; на ООО «Спецавтохозяйство» возложена обязанность ликвидировать в течение второго квартала 2022 года несанкционированную свалку отходов, расположенную в с.Новоивановка Новоивановского сельсовета Свободненского района Амурской области с географическими координатами 51.386893, 127.973789 на площади 0,19 Га, объемом 1900 куб.м путем сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическим требованиями. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
4 июля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ООО «Спецавтохозяйство», поданная через Свободненский городской суд Амурской области 22 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение со ссылкой на то, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления. Материалы дела не содержат документов, позволяющих определить собственника отходов, расположенных на спорном земельном участке. Круглогодичное возделывание полей исключает нахождение по указанным координатам места несанкционированного размещения отходов, в связи с чем отсутствуют доказательства заявленных прокурором требований. Суд не принял во внимание факт того, что администрация Новоивановского сельсовета произвела очистку несанкционированной свалки в с.Новоивановка силами привлеченной организации.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2022 года кассационная жалоба ООО «Спецавтохозяйство» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив возражения прокурора Амурской области, участвовавшего в деле, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьёй 42 Конституции РФ, статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51).
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктами 1, 3 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п.4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление ответственного за организацию такой свалки.
В соответствии с п.7.8 ГОСТ 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как установлено судами и следует из материалов дела, при проведении проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления Свободненской городской прокуратурой на территории Новоивановского сельсовета Свободненского района была выявлена несанкционированная свалка отходов с географическими координатами 51.386893, 127.973789 на площади 0,19 Га, объемом 1900 куб.м.
Из материалов дела также усматривается, что 14 мая 2018 года между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Спецавтохозяйство» (региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 5 (г.Свободный, г.Шимановск, Свободненский район, Шимановский район, Мазановский район, Селемджинский район, ЗАТО Циолковский)» Амурской области. Срок действия Соглашения 10 лет.
Согласно пункту 3.1 Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением третьих лиц. Региональный оператор обеспечивает обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов путем заключения договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, деятельность которых предусмотрена Территориальной схемой, либо с использованием объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которыми региональный оператор владеет и (или) пользуется на законных основаниях. (пункт 3.2 Соглашения).
Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3.9 Соглашения). В случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в порядке, установленном правилами обращения с твердыми коммунальными, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 3.10 Соглашения).
Частично удовлетворяя административный иск прокурора, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, исходили из того, что собственник отходов, расположенных на указанном участке, не установлен, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории администрации Новоивановского сельсовета Свободненского района. При этом суды пришли к выводу, что за ликвидацию такой свалки, расположенной на территории муниципального образования, отвечает орган местного самоуправления такого образования и региональный оператор, который, среди прочего, несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки. Бездействие органа местного самоуправления и регионального оператора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Вопреки доводам кассационной жалобы, организация мероприятий по ликвидации свалки возложена на регионального оператора ООО «Спецавтохозяйство» на основании Соглашения от 14 мая 2018 года, Территориальной схемы, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156.
В целом доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ООО «Спецавтохозяйство» в судах первой и апелляционной инстанции, а несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329 - 331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 29 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 7 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Спецавтохозяйство» – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи