ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № А-19/2021 от 01.09.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело а-19/2021

а-7799/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес> 1 сентября 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего ФИО1

судей ФИО4, ФИО2

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Находкинского городского округа <адрес> на решение Находкинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, по административному делу по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации Находкинского городского округа <адрес> о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи ФИО4, возражения прокурора ФИО3 относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор <адрес> обратился в Находкинский городской суд <адрес> с вышеназванным административным исковым заявлением, просил суд признать незаконным бездействие администрации Находкинского городского округа <адрес>, выразившееся в необеспечении земельных участков, расположенных на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток-Находка и воздушной линией 110 кВ в <адрес>, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, обязать администрацию Находкинского городского округа <адрес> обеспечить земельные участки, расположенные на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток-Находка и воздушной линией 110 кВ в <адрес>, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением и водоотведением, электроснабжением.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по результатам проведенной проверки выявлены нарушения законодательства. К числу территорий, определенных под индивидуальную жилую застройку для граждан, имеющих трех и более детей, обладающих правом бесплатного получения земельного участка, отнесена территория, ограниченная автомобильной дорогой Владивосток-Находка и воздушной линией 110 кВ в <адрес> (район <адрес> в <адрес>). Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что территория, на которой расположены указанные земельные участки, не обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: отсутствуют дороги, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение. В связи с выявленными нарушениями закона ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. главы Находкинского городского округа внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что разработка и утверждение проектно-сметной документации инженерной и дорожной инфраструктуры на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток-Находка и воздушной линией 110 кВ в <адрес> (район <адрес> в <адрес>) запланированы на 2022 год. Таким образом, меры к устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, администрацией Находкинского городского округа не приняты.

Решением Находкинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора <адрес> удовлетворены.

ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Находкинского городского округа <адрес>, поданная через Находкинский городской суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование своей позиции административный ответчик указал, что судами при рассмотрении дела не была дана оценка доводам об утверждении ДД.ММ.ГГГГ администрацией Находкинского городского округа муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года». Постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденную постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения, продляющие срок действия программы до 2025. За период действия программы проведены необходимые мероприятия в рамках реализации программы. Земельные участки в количестве 301 сформированы и поставлены на кадастровый учет в 2019. В 2020 году утверждены дорожная карта «Строительство автомобильных дорог, проездов к земельным участкам, предоставленным на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток-Находка и воздушной линией 110 кВ в <адрес>», а также дорожная карта «Строительство инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение) к земельным участкам, предоставленным на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток-Находка и воздушной линией 110 кВ в <адрес>». Таким образом, подготовка к строительству инженерных сетей осуществляется администрацией Находкинского городского округа синхронно с процедурой предоставления земельных участков. Учитывая изложенное, оснований полагать, что администрацией Находкинского городского округа было допущено бездействие, выразившееся в необеспечении земельных участков необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой, не имеется.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба администрации Находкинского городского передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного ответчика, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора ФИО3АП., изучив письменные возражения прокуратуры <адрес>, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В силу положений подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Часть 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О, в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Понятие "организация", используемое в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в <адрес>» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального жилищного строительства.

Из анализа содержания вышеприведенных законоположений следует вывод, что на момент принятия органом местного самоуправления решений о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в отношении таких земельных участков уже должны быть определены технические условия подключения возводимых на них объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, исходя из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О, плата за инфраструктурное оснащение предоставленных в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства не должна возлагаться на многодетные семьи.

Как следует из материалов административного дела и установлено судами, к числу территорий, определенных под индивидуальную жилую застройку для граждан, имеющих трех и более детей, обладающих правом бесплатного получения земельного участка, отнесена территория, ограниченная автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией ПО кВ в <адрес> (район <адрес> в <адрес>), документация по планировке которой утверждена постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Количество земельных участков, определенных проектом планировки и межевания, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, на указанной территории составляет 374, при этом количество предоставленных земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в 2019-2020 гг. - 302.

Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что администрация Находкинского городского округа предусмотренные законом полномочия в отношении земельных участков на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией 110 кВ в <адрес> (район <адрес> в <адрес>), не выполняет.

В связи с выявленными нарушениями закона ДД.ММ.ГГГГ прокурором города и.о. главы Находкинского городского округа внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ врио главы Находкинского городского округа дан ответ о том, что разработка и утверждение проектно-сметной документации инженерной и дорожной инфраструктуры на территории, ограниченной автомобильной дорогой Владивосток - Находка и воздушной линией 110 кВ в <адрес> (район <адрес> в <адрес>) запланированы на 2022 год.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трёх и более детей, подлежит исполнению администрацией Находкинского городского округа <адрес>. В свою очередь, неисполнение данной обязанности существенно нарушает права граждан, имеющих трех и более детей, в качестве меры социальной поддержки обладающих правом бесплатного получения земельного участка.

При этом судебные инстанции пришли к выводу о том, что административным ответчиком не принимаются необходимые меры, направленные на решение вопросов местного значения – обеспечения предоставленных гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков дорогами местного значения, электрическими сетями, системами водоснабжения и водоотведения. Принятая постановлением администрации Находкинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ муниципальная программа "Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года", в которую входит, в том числе и подпрограмма "Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой на 2015-2017 годы и на период до 2020 года" исполнена не была, в связи с чем постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в указанную программу внесены изменения, продляющие срок ее действия до 2025 года.

Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.

Доводы кассационной жалобы о том, что судами не была дана оценка тому обстоятельству, что в программу «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» внесены изменения, продляющие срок действия программы до 2025, не ставят под сомнение законность постановленных судебных актов, а, напротив, подтверждают позицию административного истца о том, что возложенные на администрацию обязанности административный ответчик своевременно не исполняет.

Положенные в обоснование кассационной жалобы мотивы о том, что земельные участки в количестве 301 сформированы и поставлены на кадастровый учет в 2019; подготовка к строительству инженерных сетей осуществляется администрацией Находкинского городского округа синхронно с процедурой предоставления земельных участков, по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов нижестоящих судов по установленным обстоятельствам дела и на иное субъективное толкование норм материального права, однако эти доводы не могут служить предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделён.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Находкинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Находкинского городского округа <адрес> – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи