ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело №а-668/2021
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<адрес> 20.01.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В., судей: Шелудько В.В., Иванова А.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО7 на решение Феодосийского городского суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО7 к Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1, Муниципальному казенному учреждению «Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1», главе Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1ФИО6, заинтересованные лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО1, Садоводческий потребительский кооператив «Волна», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО1 о признании незаконным решения уполномоченного органа. Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., Четвертый кассационный суд общей юрисдикции установил:
ФИО7 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить постановление Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без торгов ФИО7, возложить обязанность на Администрацию г. ФИО1 Республики ФИО1 повторно рассмотреть заявление ФИО7 о предоставлении в собственность без торгов земельного участка, кадастровый №, по адресу: г. ФИО1, пгт. Орджоникидзе, <адрес>, ул. 1-я линия, вторая часть, уч. 11. Требования мотивированы тем, что административный истец, с 2003 являясь членом садового товарищества «Волна», ДД.ММ.ГГГГ заключила с Орджоникидзевским поселковым советом договор аренды садового земельного участка по адресу: <адрес>, пгт. Орджоникидзе, <адрес>, ул. 1-я линия, вторая часть, уч. 11, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГФИО7 отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно на основании пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ). Решение уполномоченного органа мотивировано тем, что земельный участок не соответствует совокупности условий, установленных в пункте 2.7 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». ФИО7 считает постановление немотивированным, незаконным, наущающим ее право на приобретение в собственность земельного участка, в связи с чем просила об удовлетворении требований. Решением Феодосийского городского суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Верховного суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано. В кассационной жалобе ФИО7, воспроизводя фактические обстоятельства, изложенные в административном иске, просит об отмене решений судов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному разрешению спора. Заявитель указывает на то, что суды неправомерно признали обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являющиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, применили закон, не подлежащий применению. По мнению, административного истца, отсутствие утвержденного проекта границ территории садоводческого некоммерческого объединения не должно препятствовать в реализации права члена данного некоммерческого объединения на предоставление используемого участка, поскольку такое основание к отказу действующим законодательством не предусмотрено. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом. Кассационный суд, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ для отмены судебных решений. В целях реализации конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд. Разрешая дело, суды руководствовались положениями части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГN 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО1 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики ФИО1 и города федерального значения Севастополя» (ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ), пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.11. 2001№-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктами 5.1, 9.1, 6.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без торгов», утвержденного постановлением Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, статьи 20, пункта 3 статьи 18 Закона Республики ФИО1 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015. Суды установили, что ФИО7 является членом СПК «Волна». ДД.ММ.ГГГГ между Исполнительным комитетом Орджоникидзевского поселкового совета и ФИО7 заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель на основании решения 28 сессии 24 созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. ФИО1, пгт. Орджоникидзе, <адрес>, ул. 1-я линия, вторая часть, уч. 11, площадью 0,0591 га, для ведения садово-огороднической деятельности. ДД.ММ.ГГГГ право собственности на упомянутый земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ ФИО1. Постановлением Администрации г.ФИО1 Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО7 отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно по изложенным выше основаниям. Проверяя на соответствие закону оспариваемое решение органа местного самоуправления, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного иска. С выводами судов надлежит согласиться. Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО1 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО1 и города федерального значения Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ, до 01.01. 2023 на территориях Республики ФИО1 и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики ФИО1 и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. В развитие названного положения принят Закон Республики ФИО1 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 (далее - Закон №-ЗРК/2015), который устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО1 (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики ФИО1, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики ФИО1 в соответствии с Законом Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО1». В соответствии со статьей 1 указанного Закона Республики ФИО1, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно определены статьей 39.5 ЗК РФ. В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций, созданных до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Пунктом 2.8 той же правовой нормы определено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа. В силу пункта 3 статьи 18 Закона №-ЗРК/2015 земельные участки могут образовываться на основании утвержденной схемы расположения земельных участков без ограничений, предусмотренных федеральными законами, до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением образования земельных участков из земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества. Согласно положениям статьи 20 Закона №-ЗРК/2015 до ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду: 1) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц; 2) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики ФИО1 и о внесении изменений в некоторые законы Республики ФИО1». Земельный участок предоставляется членам объединений граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, независимо от даты вступления в члены указанных объединений в ранее определенных границах или размерах, если данный земельный участок по решению общего собрания членов объединения граждан о распределении земельных участков между его членами распределен данному лицу (члену указанного объединения). Земельный участок по правилам настоящей статьи предоставляется гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно, иностранным гражданам или лицам без гражданства - в аренду или собственность за плату. Системное толкование вышеприведенных законоположений свидетельствует о том, что предметом передачи в собственность бесплатно члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в ФИО1 может являться земельный участок в ранее определенных границах или размерах, если таковой образован из земельного участка, переданного в установленном законом порядке некоммерческому объединению для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и распределен члену такой организации решением общего собрания членов некоммерческой организации; в случае если границы участка не установлены – при тех же условиях, на основании утвержденного в установленном законом порядке проекта межевания территории некоммерческого объединения. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№). Пунктом 3 вышеуказанного перечня установлено, что документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок являются: документ о предоставлении исходного земельного участка СНТ или ОНТ, за исключением случаев, если право на исходный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН; документ, подтверждающий членство заявителя в СНТ или ОНТ; решение общего собрания членов СНТ или ОНТ о распределении садового или огородного земельного участка заявителю; утвержденный проект межевания территории; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); выписка из ЕГРЮЛ в отношении СНТ или ОНТ. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ). Отказывая в административном иске, суды посчитали оспариваемое решение уполномоченного органа правомерным, как мотивированное тем, что испрошенный земельный участок не отвечает критериям, определенным пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 137-ФЗ, обоснованное положениями пункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ, при том, что границы СТ «Волна» не установлены, проект межевания территории товарищества не утвержден, отсутствует выписка из протокола решения общего собрания данного объединения о распределении ФИО7 испрошенного земельного участка, право собственности на участок зарегистрировано за муниципальным образованием, ФИО7 использует земельный участок на праве аренды. С выводами судов надлежит согласится, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением процессуального закона. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с постановленными судебными актами, ссылок на обстоятельства, являющиеся в силу процессуального закона основанием для отмены состоявшихся решений в порядке кассационного производства, не содержат. С учетом изложенного оспариваемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Феодосийского городского суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики ФИО1 от 21.09.2021оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 – без удовлетворения
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные в части 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление20.02.2022