ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 77-1844/2022
КАССАЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 12 мая 2022 года
Судья судебной коллегии по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Ляшев С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Моргуновой Ю.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению первого заместителя прокурора Республики Крым Черневича С.Б. о пересмотре постановления Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 октября 2021 года и апелляционного постановления Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года в отношении ФИО2
Изложив обстоятельства уголовного дела, содержание принятых по делу судебных решений, доводы кассационного представления, послужившие основанием для передачи представления с уголовным делом на рассмотрение в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав выступление прокурора Анищенко М.М., поддержавшего доводы представления и просившего его удовлетворить, мнение защитника-адвоката Москалевой К.М., просившей отказать в удовлетворении кассационного представления, судья
установил:
постановлением Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 октября 2021 года уголовное дело в отношении
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , гражданина Российской Федерации, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 169, ч. 2 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), возвращено в соответствии со ст. 237 УПК РФ прокурору Симферопольского района Республики Крым для устранения нарушений требований уголовно-процессуального закона.
Апелляционным постановлением Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 октября 2021 года оставлено без изменения.
Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 марта 2021 года кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Крым Черневича С.Б. о пересмотре постановления Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 октября 2021 года и апелляционного постановления Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года в отношении ФИО2 передано на рассмотрение в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
В кассационном представлении первый заместитель прокурора Республики Крым Черневич С.Б., ссылаясь на нормы закона, выражает несогласие с вышеприведенными судебными актами, считает их вынесенными с существенными нарушениями уголовно-процессуального закона, повлиявшими на исход дела. Указывает на то, что принятое судом первой инстанции решение не основано на законе и направлено только на защиту интересов главы администрации ФИО10, в нарушение прав потерпевшей стороны, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку уголовно-процессуальный закон не содержит нормы, которая бы запрещала следователю возбудить уголовное дело по факту противоправных действий со стороны должностных лиц выборных органов и своевременно начать сбор доказательств в целях предупреждения возможности их утраты, не ущемляя конституционных прав потерпевшей стороны.
То обстоятельство, что при изложении оснований для возбуждения уголовного дела в описательно-мотивировочной части постановления от 11 января 2021 года упомянут ФИО2, не свидетельствует о том, что дело возбуждено в отношении конкретного лица, поскольку в резолютивной части постановления не указаны лица, в отношении которых возбуждено данное уголовное дело.
При этом материалы уголовного дела свидетельствуют о том, что после возбуждения уголовного дела ФИО2 не приобрел статуса подозреваемого, что подразумевается при возбуждении дела в отношении конкретного лица (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ), а предъявленное ему впоследствии обвинение соответствует требованиям закона.
Полагает, что изложенные обстоятельства не приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Просит постановления судов первой и апелляционной инстанций отменить, уголовное дело в отношении ФИО2 передать на новое судебное рассмотрение в ином составе суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия полагает, что судебные решения в отношении ФИО2 надлежит отменить.
В соответствии со ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалоб (представления) суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
В силу ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
При этом круг оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке ввиду существенного нарушения уголовного закона (неправильного его применения) и (или) существенного нарушения уголовно-процессуального закона ограничен лишь такими нарушениями, которые повлияли на исход уголовного дела, то есть на правильность его разрешения по существу.
В силу ч. 4 ст. 7 УПК РФ определение суда должно быть законным, обоснованным, мотивированным и основанным на исследованных материалах дела. Таковым признается судебный акт, соответствующий требованиям уголовного и уголовно-процессуального законов, содержащий основанные на материалах дела мотивированные выводы суда по обстоятельствам, относящимся к предмету разрешаемых вопросов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.
Согласно чч. 1, 5 ст. 146 УПК РФ при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в ст. 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном ст. 448 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 447 УПК РФ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное лицо органа местного самоуправления относятся к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц и по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Суд первой инстанции в обоснование возвращения дела прокурору указал, что в описательно-мотивировочной части постановления от 11 января 2021 года о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 169 УК РФ следователем при описании преступного деяния отражено: «Вследствие неправомерных действий главы администрации сельского поселения ФИО2, в том числе в связи с не предоставлением ИП «ФИО11» возможности вывезти скоропортящийся товар из магазина, последнему, как индивидуальному предпринимателю, причинен материальный ущерб, выразившийся в порче указанной продукции, на общую сумму свыше полутора миллиона рублей». Тем самым, по мнению суда первой инстанции, в указанном постановлении следователем обозначен статус неустановленного лица - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, а указание статуса лица в силу требований п. 1 ч. 1 ст. 447 п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ предусматривает необходимость принятия решения о возбуждении уголовного дела руководителем следственного органа Следственного комитета России по субъекту Российской Федерации, поэтому полагает, что уголовное дело возбуждено ненадлежащим лицом, что свидетельствует о существенном нарушении норм уголовно-процессуального закона.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2019 года № 2753-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав положениями части первой и пунктов 1-3 части второй статьи 38, части пятой статьи 146 и части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», ст. 38 УПК РФ устанавливает, что следователь реализует свои полномочия в пределах компетенции, предусмотренной этим Кодексом, и, в частности, уполномочен возбуждать уголовное дело в надлежащем порядке, принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с этим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа (ч. 1 и пп. 1 - 3 ч. 2). Возбуждается же уголовное дело при наличии к тому повода, а также основания - достаточных данных, указывающих на признаки преступления, о чем выносится постановление, в котором указываются дата, время и место его вынесения, кем оно вынесено, повод и основание для возбуждения уголовного дела, пункт, часть, статья уголовного закона, на основании которых возбуждается уголовное дело (ст. 140, ч. 1 и 2 ст. 146 этого Кодекса).
По смыслу ст.ст. 46, 140, 146 УПК РФ допускается возбуждение уголовного дела публичного обвинения, как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретных лиц, если они к моменту принятия такого решения известны органам предварительного расследования и имеются достаточные данные, указывающие на их причастность к преступлению. Лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленном гл. 20 этого Кодекса, является подозреваемым (п. 1 ч. 1 ст. 46), к которому могут применяться предусмотренные этим Кодексом меры процессуального принуждения (гл. 12-14).
Когда же уголовное дело возбуждено по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, какое-либо лицо до выдвижения подозрения не может быть ни признано, ни названо подозреваемым в преступлении. По отношению к лицам, не являющимся подозреваемыми, ограничено применение мер процессуального принуждения.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации указано, что возбуждение уголовного дела по факту обнаружения признаков преступления, а не в отношении определенного лица обеспечивает как защиту публичных интересов, так и охрану прав и свобод, чести и достоинства лиц, чье участие в преступлении еще не подтверждено совокупностью доказательств, достаточной для обоснования подозрения. Этим минимизируется возможность ограничения прав и свобод таких лиц, в том числе тех, для которых предусмотрен особый порядок производства по уголовным делам, обеспечивающий дополнительный контроль со стороны суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК РФ, за проведением следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых в соответствии с этим Кодексом при сохранении специального порядка принятия решения о привлечении в качестве обвиняемого.
Взаимная связь положений ст. 146 и 448 УПК РФ допускает принятие следователем решения о возбуждении уголовного дела (с учетом всех установленных обстоятельств), по факту совершения преступления, что не ограничивает права лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ.
Таким образом, уголовное дело может быть возбуждено как в отношении конкретного лица, так и по факту совершения преступления, при этом возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица необходимо тогда, когда преступление может быть совершено только указанным лицом (в том числе специальным субъектом) и никем иным.
Аналогичного мнения Конституционный Суд Российской Федерации придерживается и в Определении от 28 мая 2020 года № 1330-О, в котором указано, что в том случае если уголовное дело возбуждено по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, то какое-либо лицо до выдвижения подозрения не может быть ни признано, ни названо подозреваемым в преступлении. По отношению к лицам, не являющимся подозреваемыми, ограничено применение мер процессуального принуждения. По результатам следственных и иных процессуальных действий возможно не только подтвердить, но и поставить под сомнение или опровергнуть сам факт преступления, что имеет существенное значение для разрешения вопроса об уголовном преследовании или отказе от него, а также от применения связанных с ним мер принуждения или ограничений прав личности (а потому и для защиты лица от необоснованного подозрения в совершении преступления, для охраны его чести и достоинства). Если же в процедурах, осуществленных в надлежащем процессуальном порядке после возбуждения уголовного дела по факту обнаружения признаков преступления, установлены обстоятельства, позволяющие дать содеянному правильную правовую оценку, и наличествуют доказательства, достаточные для обвинения в преступлении лица, относящегося к тем, для кого предусмотрен особый порядок производства по уголовным делам, то решение о его привлечении в качестве обвиняемого принимается с соблюдением требований ст. 448 УПК РФ.
При этом возбужденные уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 286 и 169 УК РФ (по которым в дальнейшем ФИО2 надлежащим образом предъявлено обвинение), к таковым не относятся, и закон не обязывает следователя при решении вопроса о возбуждении уголовного дела предварительно устанавливать все признаки состава преступления. И возбуждение уголовных дел по факту совершения преступления неустановленными лицами не противоречит требованиям ст. 140 УПК РФ.
В данном конкретном случае уголовные дела возбуждены 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года следователем по фактам совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 169, ч. 1 ст. 286 УК РФ, а не в отношении конкретного лица, так как на момент возбуждения уголовных дел сведений о том, что именно глава администрации Гвардейского сельского поселения ФИО2 совершил преступления не имелось. Поэтому возбуждение уголовных дел по фактам события преступлений не повлекло применение связанных с их возбуждением мер принуждения или ограничений прав личности ФИО2 Помимо ФИО2 в данном деле проверялись версии о причастности к совершению преступлений иных должностных лиц, в связи с этим достаточных оснований для инициирования процедуры возбуждения уголовного дела в отношении главы администрации Гвардейского сельского поселения ФИО10 в тот момент не имелось, и дальнейшее расследование дела проводилось в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
После получения в процессе расследования сведений о причастности к совершению преступлений главы администрации Гвардейского сельского поселения ФИО2 органом следствия была инициирована специальная процедура о привлечении последнего в качестве обвиняемого в соответствии со ст. 448 УПК РФ.
Установив в ходе предварительного следствия, что вследствие неправомерных действий именно главы администрации сельского поселения, в том числе в связи с не предоставлением ИП «ФИО11» возможности вывезти скоропортящийся товар из магазина, последнему, как индивидуальному предпринимателю, причинен материальный ущерб, выразившийся в порче указанной продукции на общую сумму полтора миллиона рублей, ФИО2 и.о. руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю полковником юстиции ФИО12 было предъявлено обвинение в рамках уголовного дела № по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 169, ч. 2 ст. 286 УК РФ, о чем ФИО2 объявлено.
То обстоятельство, что при изложении оснований для возбуждения уголовного дела в описательно-мотивировочной части постановления о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ упомянут ФИО2, не свидетельствует о том, что дело возбуждено в отношении конкретного лица, поскольку в резолютивной части постановления не указаны лица, в отношении которых возбуждено данное уголовное дело.
Материалы уголовного дела свидетельствуют о том, что после возбуждения уголовных дел ФИО2, с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, не приобрел статуса подозреваемого, что подразумевается при возбуждении дела в отношении конкретного лица (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ), а предъявленное ему впоследствии обвинение соответствует требованиям закона.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения уголовно-процессуального закона при решении вопроса о возвращении уголовного дела в отношении ФИО2 прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом являются существенными, повлиявшими на исход уголовного дела, искажают саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, принятые по данному делу постановление и апелляционное постановление нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем их надлежит отменить, а уголовное дело передать на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции, в ходе которого суду следует устранить указанные существенные нарушения уголовно-процессуального закона, дать надлежащую оценку всем доводам, изложенным как в апелляционном, так и в кассационном представлениях, а также в апелляционной жалобе представителя потерпевшего адвоката ФИО13 с приведением мотивов, принять законное, обоснованное и справедливое решение по делу.
Руководствуясь ст. 401.14 и 401.15 УПК РФ, судья
постановил:
постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 октября 2021 года и апелляционное постановление Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года в отношении ФИО2 отменить, передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей.
В соответствии со ст. 401.3 УПК РФ кассационное постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий