БУДЁННОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
БУДЁННОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ — Судебные акты
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 декабря 2010 года город Буденновск
Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шишкина В.А.,
при секретаре Беловой Л.А.,
с участием взыскателя ФИО1,
представителя КТВ – адвоката Рудомановой И.В.,
представителя Межрайонной ИФНС России № по ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседание заявление судебного пристава-исполнителя отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по об установлении правопреемника по исполнительному производству о взыскании долга с ФИО3,
У С Т А Н О В И Л:
На основании исполнительного листа городского суда № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО3 производилось взыскание долга в сумме № в пользу ФИО1.
В Буденновский городской суд с заявлением обратился судебный пристав–исполнитель ФИО4 об установлении правопреемника должника ФИО3, в связи с тем, что он умер ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку наследники умершего ФИО3 по закону не приняли наследство, выморочное имущество переходит в собственность Российской Федерации.
Просит суд установить правопреемником должника ФИО3 Российскую Федерацию в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом .
Определением городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен правопреемник имущества умершего ФИО3 – Российскую Федерацию в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом .
Кассационным определением судебной коллеги по гражданским делам Ставропольского краевого суда определение городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
В судебное заседание судебный пристав–исполнитель ФИО5, а также взыскатель ФИО1 просили установить правопреемника по исполнительному производству о взыскании долга с умершего ФИО3.
Представитель КТВ – адвокат Рудоманова И.В., пояснила, что в настоящее время не возможно установить правопреемника, поскольку наследники в наследство не вступили, у нотариуса отсутствуют сведения об имуществе, с заявлением о признании выморочным имуществом никто не обращался, в связи с чем, государство не может быть признано правопреемником имущества умершего ФИО3
В судебном заседании представитель межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № по ФИО2 не согласна, что правопреемником имущества умершего ФИО3 является налоговый орган. Согласно статье 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу. Наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
В соответствии с пунктом 1 статья 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В соответствии с пунктом 2 статья 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа (п.5 Инструкции «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», утвержденной Министерством Финансов СССР от 19.12.1984г. № 185).
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учет, оценка и реализация выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществлялась на основании Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984г. № 683. Порядок передачи такого имущества налоговым органам, его учета, оценки и реализации установлен Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984г. № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов».
Вместе с тем, согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 от 09.03.2004г. «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти» под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ. Пунктом 5 Указа установлено, что федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
В соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством определены функции и полномочия органов исполнительной власти, в лице которых Российская Федерация приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Полномочия собственника федерального имущества, функции по принятию и управлению федеральным имуществом возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Межрайонная ИФНС России № по в силу полномочий, установленных Положением об Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и Инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденным приказом Минфина России от 09.08.2005г. № 101н, не наделена полномочиями собственника федерального имущества.
Кроме того, судебным приставом-исполнителем не представлено доказательств того, что имущество, принадлежавшее должнику, является выморочным, то есть его наследники отказалась от наследства в порядке, установленном статьей 1159 ГК РФ и перешло в установленном законом порядке по праву наследования к государству.
Согласно пункту 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся, в том числе, доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 45 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание обращается на общее имущество супругов по общим обязательствам супругов, а также по обязательствам одного из супругов, если судом установлено, что все, полученное по обязательствам одним из супругов, было использовано на нужды семьи. При недостаточности этого имущества супруги несут по указанным обязательствам солидарную ответственность имуществом каждого из них.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1175 ГК РФ, кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу. В последнем случае суд приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом , будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явился, представил возражение, в котором указал, что закон, регулирующий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, на который имеется ссылка в статье 1151 ГК РФ, не принят.
Федеральной налоговой службой по выморочному имуществу дано следующее разъяснение (письмо от 4 декабря 2008 г. № ШС-6-3/892): при осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 г. № 683 (далее - Положение) и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984г. № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» (далее - Инструкция).
В п. 5 Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
Таким образом, свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев) в установленном порядке получают налоговые органы.
Учитывая, что принятие в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. № 432 возложено на Росимущество, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.
Полномочия в отношении выморочного имущества налоговыми органами осуществляются после призвания Российской Федерации в лице налоговых органов к наследованию этого имущества.
Обязанность по выявлению выморочного имущества (в том числе проведение каких-либо проверок) законодательством Российской Федерации на налоговые органы не возложена.
Указанный порядок работы с выморочным имуществом согласован с Правовым управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Данная позиция подтверждена и судебной практикой Кассационным определение Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело № установлено следующее:
Полномочия Территориального управления, как собственника выморочного имущества, возникают только после передачи налоговыми органами свидетельства о праве государства на наследство и других правоустанавливающих документов. Доказательств, подтверждающих выдачу соответствующего свидетельства о праве государства на наследство, не представлено.
Заслушав взыскателя, представителей, исследовав заявление судебного пристава исполнителя, материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 52 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Из представленных судебным приставом исполнителем документов следует.
Согласно справе и.о. заведующей отделом ЗАГСа Управления ЗАГСа ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
По сообщению нотариуса по нотариальному округу МЗЛ, в её производстве находится наследственное дело к имуществу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, которое заведено по претензии кредитора. Наследники умершего для оформления наследственных прав не обращались.
Как установлено в судебном заседании, по истечении шестимесячного срока после смерти наследодателя в установленном законом порядке заявления о принятии наследства и соответственно о выдаче свидетельства о праве на наследство не подавалось. Вопрос о фактическом принятии наследства в настоящем споре не разрешался.
В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Согласно п. 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти» действующими нормативными правовыми актами (Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 года № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом»), установлено, что органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и вступление в наследство путем обращения государства является территориальное подразделение Федерального агентства по управлению госимуществом. Именно оно обращается к нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство и получение свидетельства о праве на наследство с последующей регистрацией права собственности государства (тем же органом), производит учет уже оформленного в федеральную собственность имущества, распоряжение им.
Субъектом права наследования выморочного имущества является исключительно Российская Федерация. Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Свидетельство о праве на наследство является документом, подтверждающим переход наследства к правопреемнику, но не основанием перехода наследственного имущества к наследнику. Получение свидетельства действительно не является обязательным, так как оно выдается по заявлению наследника, такой же порядок действует при выдаче свидетельства о праве наследования выморочного имущества государством (ст. 1162). Основы законодательства Российской Федерации о нотариате также не предусматривают обязанности государства получить свидетельство о праве на выморочное наследство. Правила Инструкции № 185 от 19 декабря 1984 года «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» (в ред. от 13 августа 1991 г.), утвержденной Приказом Минфина СССР, исходят из признания свидетельства о праве на наследство правоподтверждающим, но не правоустанавливающим документом. Пункт 5 указанной Инструкции устанавливает, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство, выдаваемое нотариальным органом налоговому органу, но не предусматривает обязанности государственного органа получить соответствующее свидетельство.
Инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня не наделены полномочиями собственника федерального имущества (Приказ Минфина России от 09 августа 2005года №101).
В то же время в п. 3 ст. 1151 ГК РФ определено, что порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяются законом. До настоящего времени законодателем не выработан порядок нормативного регулирования передачи в собственность государства выморочного имущества, в том числе не разрешены законодательно и вопросы ответственности государства по долгам наследодателя, чье имущество является выморочным.
В настоящем деле нельзя не учесть того факта, что заявления к нотариусу о признании имущества выморочным, о передаче имущества в доход государства – федеральным агентством по управлению государственным имуществом в отношении имущества ФИО3 не подавалось и указанное имущество в федеральный бюджет (собственность государства) не обращалось.
В материалах дела отсутствуют доказательства и фактического принятия выморочного имущества ответчиком по делу, а потому по имеющимся в деле доказательствам и отсутствии перехода прав на наследственное имущество ФИО3 государству, в связи с чем, в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя следует отказать.
Руководствуясь ст. 52 ФЗ «Об исполнительном производстве», 194-199 ГПК РФ, суд
О ПРЕД Е Л И Л:
В удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отдела Управления Федеральной службы судебных приставов об установлении правопреемника по исполнительному производству о взыскании долга с ФИО3 – отказать.
Определение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.А.Шишкин