АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Альменево 13 февраля 2014 года
Альменевский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Хабирова Р.Н.,
при секретаре Шакировой Н.В.,
с участием истца ФИО1,
заместителя прокурора Альменевского района Стукало А.В.,
представителя ответчика – ГБПОУ «Альменевский аграрно-технологический техникум» - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Альменево Альменевского района Курганской области гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика – Финансового управления Курганской области на решение мирового судьи Судебного участка № 1 Альменевского судебного района Курганской области от 4.12.2013г., которым постановлено:
«Иск прокурора Альменевского района Курганской области в интересах ФИО1..М... удовлетворить частично.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны Курганской области в пользу ФИО1..М... компенсацию за дрова за 2010 г. в размере <данные изъяты>
В остальной части иска отказать»,
УСТАНОВИЛ:
4.12.2013г. мировым судьей Судебного участка № 1 Альменевского района Курганской области рассмотрено по существу гражданское дело по иску прокурора Альменевского района в интересах ФИО1..М... к Финансовому управлению Курганской области о взыскании компенсации за дрова. По делу постановлено вышеуказанное решение.
В жалобе на данное решение представитель ответчика – Финансового управления Курганской области, выражая несогласие с решением, указал, что истцом не предоставлено доказательств наличия реального ущерба и понесенных им расходов на приобретение дров за 2010 год. Представленные в качестве доказательств справки и расчеты ГУП <данные изъяты> не свидетельствуют о наличии у истца реальных расходов и упущенной выгоды. Считает, что мировой судья необоснованно сослался на Закон Курганской области от 04.05.2007 г. № 245 «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», поскольку указанный Закон не регулирует отношения по предоставлению мер социальной поддержки категории граждан, к которой относится истец. На территории Курганской области действует Закон Курганской области № 75 от 07.09.2005 г. «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», которым был установлен норматив компенсации расходов на оплату отопления в виде оплаты расходов на приобретение 4,2 плотных куб.м. дров в год и транспортных услуг для доставки топлива. В редакции, исключающей данный норматив для педагогических работников образовательных учреждений указанный Закон начал действовать с 01.04.2010 г. Кроме того, в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, является Главное управление образования Курганской области; в силу чего, судом оно необоснованно не привлечено к участию в деле в качестве ответчика. Определив в качестве ответчика Курганскую область, суд не выяснил, к расходным обязательствам какого публично-правового образования относится финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых истцу, и выполнены ли такие обязательства соответствующим публично-правовым образованием. Мировым судьей не разрешено ходатайство о привлечении в качестве соответчика по делу Министерства финансов РФ. Считает, что льгота для педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением установлена ст. 55 Закона РФ «Об образовании», что с учетом положений ст. 84 Бюджетного кодекса РФ указывает о том, что финансирование таких льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Ссылаясь на изложенное, представитель Финансового управления Курганской области просил решение мирового судьи Судебного участка № 1 Альменевского района Курганской области от 4.12.2013г. отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика (Финансового управления Курганской области), третьего лица (Главного управления образования Курганской области) не явились, просили дело рассмотреть без их участия.
Дело в апелляционном порядке рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика - ГБПОУ «Альменевский аграрно-технологический техникум» - ФИО2 в судебном заседании выразила согласие с обжалуемым решением в части применения срока исковой давности к требованиям о взыскании компенсации за твердое топливо. Пояснила, что в настоящее время работники образовательного учреждения, имеющие льготы по отоплению и освещению, должны представлять документы, подтверждающие несение ими реальных расходов, в том числе и на приобретение дров. ФИО1 является получателем указанных прокурором в иске льгот. В период 2010-2011г. от педагогов для выплаты им компенсаций за дрова было достаточно представить справки с сельсовета о площади занимаемого ими жилого помещения. ФИО1 не были документы, подтверждающие фактически произведенные затраты на приобретение дров в 2010г., ей предоставлялась компенсация в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива с учетом допустимых лимитов (4,2 кубометров) компенсации дров в год и транспортных услуг по их доставке, в соответствии с Законом Курганской области № 75 от 07.09.2005 г. «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области». Опровергнуть доводы истицы о том, что она действительно приобретала в 2010 г. дрова в количестве 20 кубометров, не может.
Истец ФИО1 в судебном заседании просила решение мирового судьи оставить без изменения, пояснила, что она работала в ПУ № педагогом, в 2010 году ей не в полной мере выплачивалась компенсация расходов на приобретение дров. Компенсация выплачивалась исходя из норматива 4,2 куб.м. дров в год, что является недостаточным для отопления ее дома. Она была вынуждена приобретать дрова в основном на собственные средства. Для отопления дома в 2010 году ее семьей было израсходовано 20 кубометров дров. На это она потратила личные средства, так как компенсация расходов на дрова минимальна, фактически она никак не может реально компенсировать и возместить затраты на дрова, которые необходимы на отопления занимаемого ею жилого помещения. Ранее в период 2010-2011 гг. никто не требовал предоставления каких-либо документов, подтверждающих расходы на дрова, они всегда по предложению работников бухгалтерии предоставляли только справки с сельсовета. Если бы такие документы были нужны, она бы их предоставляла (как это происходит в настоящее время). Пояснила, что ее вины в этом нет.
Заместитель прокурора Стукало А.В. в суде просил оставить решение мирового судьи без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения мирового судьи судебного участка № 1 Альменевского судебного района Курганской области.
Установлено, что в период 2010г. истица как педагогический работник ГБОУ начального профессионального образования <данные изъяты> являлась получателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз.3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании».
Абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. в редакции, действовавшей до 11.01.2011 г., предусматривалось, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). После 11 января 2011 г. педагоги имеют право на выплату им денежной компенсации в возмещение понесенных расходов.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 ФЗ от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).
Статьёй 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в том числе, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», в редакции, применяемой к правоотношениям до 01.04.2010 г., педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: освобождение от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади); освобождение от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
С 11.01.2011 г. в связи с изменениями, внесенными в абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей.
В силу требований ст. 8 ФЗ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций, в период спорных отношений сохраняется прежний порядок предоставления льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса РФ.
Ст. 59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях – в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Из приведенных выше нормативных актов следует, что право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренное абз.3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. после 01.03.2005 г. и до настоящего времени федеральным законодателем сохранено. Указанные нормы не предполагали какого-либо ограничения, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.
ФИО1 является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Поскольку предоставляемая ей в 2010 году мера социальной поддержки по оплате отопления жилья ограничена размером расчетной величины, мировым судьей обоснованно взыскана в пользу истицы компенсация расходов на приобретение дров, со ссылкой на положения статей 1069 и 1070 ГК РФ.
Мировым судьей верно сделан вывод о понесенных истцом убытках, поскольку гарантированное государством право на предоставление истице бесплатной жилой площади с отоплением и освещением было нарушено и для его восстановления ФИО1 понесла убытки по оплате коммунальной услуги в полном объеме.
Ссылка прокурора Альменевского района при расчете необходимого количества дров истице на Закон Курганской области от 04.05.2007 г. № 245 «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» обоснована и в решении мирового судьи надлежаще мотивирована.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 3 Закона Курганской области от 04.05.2007 г. № 245 в редакции от 29.04.2008 г., действовавшей до 19.11.2011 г., установлены предельные размеры нормативов заготовки гражданами древесины для отопления жилого дома - 0,2 куб. м на 1 кв. м общей отапливаемой площади для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления. Согласно ст. 3 названного Закона расчетный норматив заготовки древесины округляется до целых кубических метров.
В соответствии с нормами указанного Закона прокурором Альменевского района представлен расчет количества недополученных истцом дров с учетом расходов по их доставке.
Расчет недополученных дров произведен с учетом площади жилого дома <данные изъяты> Согласно имеющегося в деле свидетельства о государственной регистрации права, общая площадь квартиры истицы составляет <данные изъяты>
Какого-либо иного расчета сторонами не представлено, расчет, произведенный прокурором, не оспорен в судебном заседании.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, имеющиеся в деле расчет цены на твердое топливо – дрова, реализуемое гражданам, а также калькуляция на вывозку дров, представленные ГУ «Шумихинский лесхоз» являются допустимыми доказательствами, подтверждающими стоимость дров, а соответственно и расходов на их приобретение и доставку, поскольку предоставлены государственным предприятием, специализирующемся на заготовке древесины и осуществляющим свою деятельность в месте жительства истца.
Таким образом, мировым судьей верно сделан вывод о взыскании компенсации за дрова в сумме <данные изъяты>, с учетом расходов по доставке дров, в пределах объема заявленных требований.
Право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь предусмотрено ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., а размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим статьи 55, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Наделение субъектов РФ правом на установление размера, условий и порядка возмещения таких расходов направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению самих льгот и не свидетельствует о передаче полномочий Российской Федерации по установлению льгот и по финансированию необходимых в связи с их предоставлением расходов субъектами РФ в соответствии с положениями п. 7 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ.
Согласно ст. 2 ФЗ от 06.05.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим статьи 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Статья 7.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
Согласно п.п.12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 г. № 379 финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
ГБОУ Начального профессионального образования <данные изъяты> согласно п. 1.1., 7.11 Устава является государственным бюджетным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств областного бюджета.
Таким образом, мировой судья обоснованно произвел взыскание компенсации за дрова в полном объеме с Финансового управления Курганской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что финансирование социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии со ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ, гражданин не может являться субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации, так как законодательством Курганской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
Довод в апелляционной жалобе о том, что мировым судьей не разрешено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов РФ не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку, как было указано, мировым судьей обоснованно взыскана компенсация за дрова с Финансового управления Курганской области.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 39 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи Судебного участка № 1 Альменевского района Курганской области от 4.12.2013г. по иску прокурора Альменевского района в интересах ФИО1..М... к Финансовому управлению Курганской области о взыскании компенсации за дрова - оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - оставить без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.02.2014г.
Судья Хабиров Р.Н.