Судья Быкова Н.Б. | №33-884-2022 |
УИД 51RS0007-01-2021-003691-70 | |
Мотивированное определение изготовлено 30 марта 2022г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 23 марта 2022 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Тихоновой Ж.А. |
судей | Свиридовой Ж.А. |
Власовой Л.И. | |
при секретаре | Маничевой А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1401/2021 по иску прокурора города Апатиты к Гилярову А.Г. о признании муниципальных правовых актов недействительными, взыскании незаконно начисленной и выплаченной премии и надбавки за работу с документами, составляющими государственную ***,
по апелляционной жалобе Гилярова А.Г. на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 21 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Свиридовой Ж.А., объяснения ответчика Гилярова А.Г., представителя третьего лица Совета депутатов города Апатиты Колосова С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы прокурора прокуратуры Мурманской области Самохваловой Н.Н., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
прокурор города Апатиты обратился с иском в интересах муниципального образования муниципального округа города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области к Гилярову А.Г. о признании муниципальных правовых актов недействительными, взыскании незаконно начисленной и выплаченной премии и надбавки за работу с документами, составляющими государственную ***.
В обоснование заявленных требований указано, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета депутатов г. Апатиты, которому подконтролен и подотчетен Глава города.
Решением Совета депутатов города Апатиты от 27 мая 2014 г. № 930 утверждено Положение о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (далее – Положение), которым определены условия оплаты труда главы муниципального образования. В соответствии с пунктами 1, 1.2, 3.3, 3.2.1, 3.7 данного Положения материальное стимулирование лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, осуществляется, в том числе в виде премирования по результатам работы за квартал и год. Выплата ежеквартального денежного поощрения, премий, материальной помощи производится на основании распоряжений главы города Апатиты. Решение о выплате премии по результатам работы за 1, 2 и 3 кварталы и ее размер в отношении лица, замещающего муниципальную должность, принимается главой города Апатиты не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Решение о выплате премии по результатам работы за 4 квартал и год, и ее размер в отношении лица, замещающего муниципальную должность, принимается главой города Апатиты не позднее 25 декабря текущего года. После окончания указанных сроков премирование за прошедший отчетный период не производится. Основанием выплат указанной премии за квартал и год является: выполнение на высоком профессиональном уровне конкретных поручений и единовременных заданий, и проявление при этом личной инициативы; выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы; применение в работе современных форм и методов организации труда; проявление творческой активности при исполнении должностных полномочий; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию лица, замещающего муниципальную должность в городе Апатиты. Размер премии по результатам работы за квартал и год лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, устанавливается в кратном отношении к его месячному денежному вознаграждению, имеющемуся на последнее число квартала, либо в абсолютной сумме в рублях и максимальным размером не ограничивается.
Поскольку премия главе города Апатиты, предусмотренная Положением, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования и оценки критериев, дающих право на получение премий, в том числе оснований для невыплаты премии, представительным органом муниципального образования – Советом депутатов МО город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, принятие решения о поощрении главы муниципального образования относится к компетенции Совета депутатов.
Для того, чтобы установить наличие или отсутствие правовых оснований для выплат главе муниципального образования премии, необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, что в силу положений части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), частей 1,2 статьи 33, части 13 статьи 37 Устава входит в компетенцию Совета депутатов города Апатиты.
Из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также Федеральный закон № 273-Ф3) следует, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Наделение главы муниципального образования полномочиями по установлению самому себе премии по результатам работы за месяц, квартал и год прямо противоречит его полномочиям и выходит за их пределы.
Вместе с тем, в период с декабря 2018 г. по июль 2021 г. Гиляров А.Г., являясь главой муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, в отсутствие решения представительного органа о выплате премий и наличии неурегулированного конфликта интересов незаконно издавал распоряжения о своем премировании, на основании которых осуществлялся расчет и начисление премий главе города Апатиты, в результате чего из бюджета муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области ему незаконно начислены и выплачены денежные средства в размере ***.
Принимая решение о выплате себе премии, Гиляров А.Г., тем самым оценил свою деятельность как главы города Апатиты, чем нарушил права представительного органа местного самоуправления (Совета депутатов муниципального образования г. Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области) на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законом полномочий.
Также, в период с декабря 2018 г. по декабрь 2019 г. главе города Апатиты незаконно начислялась и выплачивалась ежемесячная надбавка к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную ***, которая входит в структуру оплаты труда главы города Апатиты и устанавливается представительным органом местного самоуправления в зависимости от секретности сведений, к которым глава муниципального образования имеет документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, а также продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
Конкретный размер процентной надбавки решением Совета депутатов города Апатиты от 29 апреля 2014 г. * «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области» не установлен.
Имея допуск к государственной *** по форме № 2 («совершенно секретно») Гиляровым А.Г. 21 декабря 2017 г., 21 декабря 2018 г., 30 сентября 2019 г. изданы распоряжения, которыми ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную ***, установлена в размере 45 % к денежному вознаграждению.
Поскольку представительным органом муниципального образования, конкретный размер процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению главы г. Апатиты, за работу со сведения составляющими государственную ***, не установлен, глава города Апатиты Гиляров А.Г. при наличии допуска к работе со сведениями, составляющими государственную *** по форме Ф-2 (совершенно секретно) имел безусловное право на получение минимальной процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную *** в размере 30 %.
В период с декабря 2018 г. по декабрь 2019 г. глава города Апатиты, незаконно получал надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную ***, в размере дополнительно установленных 15%, что в денежном выражении в общем размере составило ***.
Истец просил признать недействительными распоряжения Главы города Апатиты в части выплаты премии Гилярову А.Г. от 20 декабря 2018 г. *; от 22 апреля 2019 г. *; от 23 июля 2019 г. *; от 18 декабря 2019 г. *; от 20 декабря 2019 г. *; от 13 апреля 2020 г. *; от 9 июля 2020 г. *; от 12 октября 2020 г. *; от 23 декабря 2020 г. *; от 21 апреля 2021 г. *; от 2 июля 2021 *; от 21 декабря 2017 г. *, от 21 декабря 2018 г. *, от 30 сентября 2019 г*;
взыскать с Гилярова А.Г. в пользу бюджета муниципального образования город Апатиты денежную сумму в размере ***, выплаченную в качестве премиальных вознаграждений за период с декабря 2018 года по июль 2021 года, и в размере ***, выплаченную в период с декабря 2018 года по декабрь 2019 года за работу со сведениями, составляющими государственную ***, а всего взыскать ***.
Судом принято решение, которым исковые требования прокурора города Апатиты удовлетворены. Признаны недействительными распоряжения Главы города Апатиты в части выплаты премии Гилярову А.Г. от 20 декабря 2018 г. *; от 22 апреля 2019 г. *; от 23 июля 2019 г. *; от 18 декабря 2019 г. *; от 20 декабря 2019 г. *; от 13 апреля 2020 г. *; от 9 июля 2020 г. *; от 12 октября 2020 г. *; от 23 декабря 2020 г. *; от 21 апреля 2021 г. *; от 2 июля 2021 * от 21 декабря 2017 г. *, от 21 декабря 2018 г. *, от 30 сентября 2019 г.*.
С Гилярова А.Г. в бюджет муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией взысканы полученные премиальные выплаты в размере 135 761 рубль 78 копеек, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную *** в размере ***, а всего ***.
С Гилярова А.Г. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере ***.
В апелляционной жалобе Гиляров А.Г. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении иска.
Настаивая на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, указывает, в частности, что при выплате премии руководствовался действующим Положением с последующими изменениями, которое принято в установленном порядке представительным органом муниципального образования, опубликовано в средствах массовой информацией и никем не оспорено.
Указывает, что расходы на выплату премии Главе муниципального образования заложены и утверждены соответствующими решениями о бюджете муниципального образования, проводились в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и фонда оплаты труда, соответственно расходовались в соответствии с их целевым назначением.
Подчеркивает, что годовые отчеты о его деятельности в должности Главы муниципального образования приняты Советом депутатов города Апатиты, что подтверждает добросовестное выполнение им своих обязанностей и право на получение премии.
Находит несостоятельным вывод суда о том, что принятие решения о выплате премии относится к компетенции Совета депутатов города Апатиты и оформляется решением Совета депутатов.
Обращает внимание, что документы, представленные Советом депутатов города Апатиты, доказывают, что структура расходов бюджета муниципального образования предусматривает, в том числе объем денежных средств на денежное содержание главы города Апатиты отдельной строкой.
По мнению подателя жалобы, суд необоснованно сослался на положения статей 1, 10 Федерального закона № 273-ФЗ, поскольку в решении не указано каким образом издание распоряжения о премировании влияло или могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
Считает, что получение премии не составляет неосновательного обогащения в том смысле, который предусмотрен в статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указывает на отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о недобросовестности в его действиях, в связи с чем имеются основания для применения положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выражая несогласие с решением суда в части взыскания надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную ***, указывает, что в силу положений абзаца 1, 2 пункта 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2011 г. № 408н, выплата процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную ***, должна быть установлена распоряжением Главы органа местного самоуправления, а не решением Совета депутатов города Апатиты.
Обращает внимание, что организационно должность Главы города Апатиты входит в штатное расписание Совета депутатов, в свою очередь глава города Апатиты исполняет полномочия председателя Совета депутатов, соответственно решение об установлении размера указанной надбавки следует оформлять именно распоряжением руководителя Совета депутатов, то есть распоряжением главы города Апатиты.
В отзыве на апелляционную жалобу Глава город Апатиты Кательникова С.С., поддерживая доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора города Апатиты Каношкина О.М. считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 1,3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Частью 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) установлено, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Уставе муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, принятого решением Апатитского городского Совета от 23 июня 2005 г. № 471, а также в Регламенте Совета депутатов города Апатиты, утвержденном решением Совета депутатов города Апатиты от 17 января 2006 г. № 7.
В структуру органов местного самоуправления муниципального образования города Апатиты составляют: Совет депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области - представительный орган местного самоуправления городского округа Апатиты; глава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области выборное должностное лицо местного самоуправления городского округа; администрация муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа Апатиты, возглавляемый главой администрации города Апатиты; Контрольно-счетная палата муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области - контрольно-счетный орган местного самоуправления городского округа Апатиты (часть 1 статьи 7 Устава).
К исключительной компетенции Совета депутатов, помимо прочего находятся: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; заслушивает ежегодные отчеты главы города о результатах его деятельности, ежегодные отчеты главы администрации города о результатах его деятельности, деятельности администрации города, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов (части 1 и 2 статьи 33 Устава).
Глава города Апатиты является высшим должностным лицом города Апатиты, выборным должностным лицом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом, входит в состав Совета депутатов с правом решающего голоса и исполняет полномочия председателя Совета депутатов (статья 37 Устава).
Пунктом 10.1 статьи 37 Устава определено, что глава города Апатиты должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Глава города Апатиты осуществляет свою деятельность на постоянной основе. Глава города Апатиты подконтролен и подотчетен населению города и Совету депутатов.
В пункте 2 статьи 39 Устава закреплены полномочия главы Апатиты.
Глава города Апатиты, в том числе представляет город Апатиты во взаимоотношениях с органами государственной власти, в том числе в суде, органами местного самоуправления иных муниципальных образований, гражданами, общественными объединениями, организациями независимо от форм собственности, а также в международном сотрудничестве; издает в пределах своих полномочий правовые акты и организует контроль за их исполнением (подпункты 1 и 13 пункта 2 статьи 39 Устава).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39 Устава определено, что Глава город. Апатиты принимает решения о награждении, иных поощрениях в соответствии с порядком, установленным Советом депутатов.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно частей 3, 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты подведомственной территорией от 25 июня 2015 г. № 133 «Об избрании на должность главы муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области» с 25 июня 2015 г. главой города Апатиты избран Гиляров А.Г.
Решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 27 сентября 2019 г. № 4 «Об избрании на должность главы муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области» с 27 сентября 2019 г. главой города Апатиты избран Гиляров А.Г.
Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 27 мая 2014 г. № 930 утверждено Положение о материальном стимулировании лиц, замещающие муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты подведомственной территорией Мурманской области, которым определен порядок, размер и условия материальных выплат, устанавливаемых в целях стимулирования профессиональной деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, профессиональной деятельности, в том числе главе города Апатиты, который является лицом, замещающим муниципальную должность в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.
В период с декабря 2018 г. по июль 2021 г. действовало Положение о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденное Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 27 мая 2014 г. *, в редакции решений Совета депутатов МО город Апатиты от 28 октября 2014 г. *, от 14 мая 2020 г. *.
В соответствии с пунктом 1 Положения материальное стимулирование лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, осуществляется, в том числе в виде премирования по результатам работы за квартал и год.
Пунктом 1.2 Положения установлено, что выплата ежеквартального денежного поощрения, премий, материальной помощи производится на основании распоряжений главы ....
Пунктом 3.1. Положения предусмотрено, что лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, выплачивается премия по результатам работы за квартал в размере не более 0,5 его месячного денежного вознаграждения.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Положения лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, выплачивается премия по результатам работы за квартал. Лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, выплачивается премия по результатам работы за год при условии экономии фонда оплаты труда.
Согласно пункту 3.2.1 Положения основанием выплат премии работы за квартал и год является: выполнение на высоком профессиональном уровне конкретных поручений и единовременных заданий, и проявление при этом личной инициативы; выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы; применение в работе современных форм и методов организации труда; проявление творческой активности при исполнении должностных полномочий; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию лица, замещающего муниципальную должность в городе Апатиты.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения решение о выплате премии по результатам работы за 1, 2 и 3 кварталы и размер в отношении лица, замещающего муниципальную должность, промается главой города Апатиты не позднее 25 числа месяца, следующего за четным периодом.
Решение о выплате премии по результатам работы за 4 квартал и год, и ее размер в отношении лица, замещающего муниципальную должность, принимается главой ... не позднее 25 декабря текущего года.
Пунктом 3.7 Положения установлено, что размер премии по результатам работы за квартал и год лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, устанавливается в кратном отношении к его месячному денежному вознаграждению, имеющемуся на последнее число квартала, либо в абсолютной сумме в рублях и максимальным размером не ограничивается.
Размер месячного денежного содержания главы города Апатиты установлен решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 29 апреля 2014 г. № 918 «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области».
Согласно пунктам 3, 4 Решения Совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 29 апреля 2014 г. № 918 лицам, замещающим муниципальные должности в городе Апатиты и допущенным к государственной *** на постоянной основе, устанавливается и выплачивается ежемесячная процентная надбавка к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную ***, в процентном отношении, определяемом законодательством Российской Федерации в зависимости от степени секретности сведений, к которым лица, замещающие муниципальные должности в городе Апатиты, имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.
При определении размера ежемесячной надбавки, указанной в настоящем пункте, учитывается объем сведений, к которым лица, замещающие муниципальные должности в городе Апатиты, имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
Решение о назначении лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, ежемесячной процентной надбавки принимается не реже одного раза в год с учетом приема и увольнения лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, изменения перечня сведений, отнесенных государственной ***, и иных факторов.
В случае если правоотношения, связанные с установлением и выплатой лицам, замещающим муниципальные должности в городе Апатиты, ежемесячна процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную ***, не урегулированы настоящим решением, к ним применяются положения Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной ***», постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной *** на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной ***», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2011 г. № 408Н «О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной *** на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной ***».
Представительным органом муниципального образования - Советом депутатов муниципального представительным органом муниципального образования г. Апатиты в решении от 29 апреля 2014 г. № 918 конкретный размер процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению главы г. Апатиты, за работу со сведениями, составляющими государственную ***, не установлен.
В соответствии с пунктами 6,7 решения Совета депутатов МО город Апатиты от 29 апреля 2014 г. № 918 (ред. от 26 декабря 2017 г., 29 октября 2019 г.) объем средств, направляемых на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты (далее - фонд оплаты труда), определяется в расчете на год, исходя из суммы выплат месячного денежного вознаграждения, месячного денежного поощрения, гарантий гражданам за работу со сведениями, составляющими государственную ***, в размере установленных муниципальными правовыми актами города Апатиты в соответствии с законодательством Российской Федерации 8 месячных денежных вознаграждений в год на осуществление ежеквартального денежного поощрения и премирования. Указанный объем средств определяется с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми Советом депутатов города Апатиты, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера. Недоиспользованные в течение финансового года средства фонда оплаты труда могут быть направлены на компенсационные и (или) поощрительные выплаты, установленные муниципальными правовыми актами, принятыми Советом депутатов города Апатиты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, а также на оказание материальной помощи.
Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 14 мая 2020 г. № 120 пункт 6 вышеуказанного Решения изложен в новой редакции, а именно: при определении объема средств, направляемых на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты (далее - фонд оплаты труда) сверх суммы средств, направляемых для выплаты месячного денежного вознаграждения и месячного денежного поощрения лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, предусматриваются средства на выплату (в расчете на год) ежеквартального денежного поощрения и премий в размере 8 месячных денежных награждений; ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную ***, в размере 5,4 месячного денежного вознаграждения для лица, замещающего муниципальную должность главы города Апатиты; 4,8 месячного денежного вознаграждения для лица, замещающего муниципальную должность заместителя главы города Апатиты.
Указанный объем средств определяется с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами города Апатиты Совета депутатов города Апатиты для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.
В силу статьи 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной ***» для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной *** на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.
Пунктом 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной *** на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной ***, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 573 (далее - Правила № 573) установлено, размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50-75 процентов, имеющими степень секретности «совершенно секретно», - 30-50 процентов, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10-15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, 5-10 процентов.
Согласно пункту 4.1 указанного постановления Правительства Российской Федерации органом, уполномоченным на дачу разъяснений по применению Правил № 573, является Минздравсоцразвития России.
Приказом данного Министерства от 19 мая 2011 г. № 408н утверждены Разъяснения о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной *** на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной ***, в силу пункта 1 которых выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную ***, осуществляются в размерах, определяемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и воинскими частями в соответствии с размерами, предусмотренными Правилами № 573.
Из материалов дела следует, что главой города Апатиты Гиляровым А.Г. изданы распоряжения о выплате премии: 20 декабря 2018 г. * за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - Гилярову А.Г., главе города Апатиты в размере *** по результатам работы за 2018 г.; 22 апреля 2019 г. * за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - Гилярову А.Г., главе города Апатиты в размере *** по результатам работы за 1 квартал 2019 года; 23 июля 2019 г. * за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - Гилярову А.Г., главе города Апатиты в размере *** по результатам работы 6 месяцев 2019 года; 18 декабря 2019 г. * за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - Гилярову А.Г., главе ... в размере 0,5 месячного денежного вознаграждения который денежном выражении составил *** по результатам работы за 4 квартал года; 20 декабря 2019 г. * за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - Гилярову А.Г., главе города Апатиты в размере *** по результатам работы за 2019 г.; 13 апреля 2020 г. * за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - Гилярову А.Г., главе города Апатиты в размере 0,3 месячного денежного вознаграждения размер которой в денежном выражении составил *** по результатам работы за 1 квартал года; _ _ *а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - Гилярову А.Г., главе города Апатиты в размере 0,5 месячного денежного вознаграждения с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера размер которой в денежном выражении составил *** по результатам работы за 2 квартал 2020 г.; _ _ *а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - Гилярову А.Г., главе города Апатиты в размере *** с четом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера по результатам работы за 3 квартал 2020 г.; 23 декабря 2020 г. * за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - Гилярову А.Г., главе города Апатиты в размере *** по результатам работы за 2020 г.; 21 апреля 2021 г. * за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - Гилярову А.Г., главе города Апатиты в размере *** по результатам работы за 1 квартал 2021 года; 2 июля 2021 г. * за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - Гилярову А.Г., главе города Апатиты в размере *** по результатам работы за 2 квартал 2021 года.
Всего за период с декабря 2018 г. по июль 2021 г. главой города Апатиты Гиляровым А.Г. получена сумма премиальных выплат в размере ***, за вычетом НДФЛ - ***
Кроме того, в период с декабря 2018 г. по декабрь 2019 г. главе города Апатиты Гилярову А.Г. произведена выплата ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную *** и имеющими степень секретности «совершенно секретно» в размере 45 % должностного оклада.
Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ***, установлена Главе города Апатиты распоряжениями Главы города Апатиты от 21 декабря 2017 г. * (с 1 января 2018 г.), от 21 декабря 2018 г. * (с 1 января 2019 г.), от 30 сентября 2019 г. * (с _ _ ).
В соответствии с пунктами 6,7 Решения Совета депутатов МО город Апатиты от 29 апреля 2014 г. * (ред. от 26.12.2017, 29.10.2019) объем средств, направляемых на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты (далее - фонд оплаты труда), определяется в расчете на год, исходя из суммы выплат месячного денежного вознаграждения, месячного денежного поощрения, гарантий гражданам за работу со сведениями, составляющими государственную ***, в размере установленных муниципальными правовыми актами города Апатиты в соответствии с законодательством Российской Федерации 8 месячных денежных вознаграждений в год на осуществление ежеквартального денежного поощрения и премирования. Указанный объем средств определяется с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми Советом депутатов города Апатиты, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера. Недоиспользованные в течение финансового года средства фонда оплаты труда могут быть направлены на компенсационные и (или) поощрительные выплаты, установленные муниципальными правовыми актами, принятыми Советом депутатов города Апатиты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, а также на оказание материальной помощи.
Решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты от 14 мая 2020 г. № 120 пункт 6 вышеуказанного Решения изложен в новой редакции, а именно: при определении объема средств, направляемых на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, (далее - фонд оплаты труда) сверх суммы средств, направляемых для выплаты месячного денежного вознаграждения и месячного денежного поощрения лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, предусматриваются средства на выплату (в расчете на год) ежеквартального денежного поощрения и премий в размере 8 месячных денежных награждений; ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную ***, в размере: 5,4 месячного денежного вознаграждения для лица, замещающего муниципальную должность Главы города Апатиты; 4,8 месячного денежного вознаграждения для лица, замещающего муниципальную должность заместителя главы города Апатиты.
Указанный объем средств определяется с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами города Апатиты Совета депутатов города Апатиты для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.
На основании Решения Совета депутатов города Апатиты от 23 сентября 2021 г. № 332 «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области Гилярова А.Г.» 24 сентября 2021 г. досрочно прекращены полномочия главы муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области Гилярова А.Г.
15 октября 2021 г. (исх. *) и.о. обязанности прокурора прокуратуры города Апатиты Мурманской области в адрес главы города Апатиты Кательниковой С.С. направлен протест (*) на Положение о материальном стимулировании лиц, замещающие муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты подведомственной территорией Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов МО город Апатиты от 27 мая 2014 г. *.
Решением Совета депутатов города Апатиты от 28 октября 2021 г. № 372 протест и.о. обязанности прокурора прокуратуры города Апатиты Мурманской области от 15 октября 2021 г. (исх. *) принят к рассмотрению.
Также 15 октября 2021 г. (исх. *) и.о. обязанности прокурора прокуратуры города Апатиты Мурманской области в адрес главы города Апатиты Кательниковой С.С. направлен протест (4-782в-2021) на Решения Совета депутатов МО город Апатиты от 29 апреля 2014 г. № 918 «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области».
Решением Совета депутатов города Апатиты от 28 октября 2021 г. № 371 протест и.о. обязанности прокурора прокуратуры города Апатиты Мурманской области от 15 октября 2021 г. исх. *) принят к рассмотрению.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь нормами гражданского законодательства, положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Устава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденного решением Апатитского городского Совета от 23 июня 2005 г. № 471, Регламента Совета депутатов города Апатиты, утвержденного решением Совета депутатов города Апатиты от 17 января 2006 г. № 7, Положения о материальном стимулировании лиц, замещающие муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты подведомственной территорией Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов МО город Апатиты от 27 мая 2014 г. № 930 (в редакции решений Совета депутатов МО город Апатиты от 28 октября 2014 г. № 36, от 14 мая 2020 г. № 119, от 28 сентября 2021 г. № 349), исходил из того, что по смыслу действующего законодательства глава муниципального образования избирается Советом депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования – Совету депутатов, который полномочен, принимать решения о премировании главы города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.
Судом правомерно указано на то, что для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области премии за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, Регламента Совета депутатов города Апатиты входит в компетенцию Совета депутатов.
Вместе с тем Гиляров А.Г., являясь главой города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, и одновременно председателем Совета депутатов МО города Апатиты, не выносил на заседание Совета депутатов муниципального образования города Апатиты вопросы о выплате ему премиальных выплат по итогам оценки его деятельности и результатов работы, в спорные периоды.
Установив, что Советом депутатов решения о премировании главы муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области за декабрь 2018 г. по июль 2021 г. не издавались, суд пришел к выводу о том, что распоряжения главы муниципального образования о премировании, изданы неуполномоченным лицом, в связи с чем признал их недействительными.
При этом, в силу ограничений налагаемых на Гилярова А.Г., как на главу муниципального образования, не только Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», но и Уставом муниципального образования, где указанно, что глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», и в силу предоставленных ему, законом и Уставом, полномочий по созыву Совета депутатов, имел возможность инициировать вопрос о приведении решений Совета депутатов в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Вместе с тем, указанные полномочия ответчиком не реализовывались, что привело к изданию незаконных распоряжений о своем премировании, тем самым допущен конфликт интересов.
С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что в действиях Гилярова А.Г. при получении им премий, имеет место недобросовестность, поскольку он вопросы о своем премировании на разрешение Совета не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, определенных законом и Уставом муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, в связи чем пришел к выводу о том, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере полученных премиальных выплат за период с декабря 2018 г. по июль 2021 г. на сумму ***, которая подлежит взысканию в пользу бюджета муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией.
Судом проверены и обоснованно отклонены доводы о том, что глава города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области Гиляров А.Г. был вправе принимать решения о выплате самому себе премий в пределах и на условиях, установленных действующим Положением, учитывая, что разрешение вопроса о поощрении не относится к компетенции самого Главы муниципального образования г Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, который подотчетен и подконтролен Совету депутатов муниципального образования город Апатиты.
Поскольку Гиляровым А.Г. в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств возврата денежных средств, оценив имеющиеся в деле доказательства с соблюдением требований статьей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно взыскал с Гилярова А.Г. в бюджет город Апатиты с подведомственной территорией, полученные им премиальные выплаты в общей сумме ***
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда в части признания недействительными распоряжений главы города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области от 21 декабря 2017 г. * (с 1 января 2018 г.), от 21 декабря 2018 г. * (с 1 января 2019 г.), от 30 сентября 2019 г. * (с 1 октября 2019 г.) об установлении размера ежемесячной надбавки главе города Апатиты Гилярову А.Г. за работу со сведениями, составляющими государственную ***, по форме * («совершенно секретно») в размере 45 %, поскольку в решении от 29 апреля 2014 г. * «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области» Советом депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией конкретный размер процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению главы г. Апатиты, за работу со сведениями, составляющими государственную *** не установлен.
Вместе с тем, ее размер должен устанавливаться Решением Совета депутатов город Апатиты в зависимости от секретности сведений, к которым глава муниципального образования имеет документально подтвержденный доступ.
Ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную ***, по форме № 2 («совершенно секретно») в размере 45 % выплачивалась на основании распоряжений Главой города Апатиты издаваемых на основании адресованных ему писем должностных лиц отдела (сектора) по мобилизационной работе администрации города Апатиты от 19 декабря 2017 г., 20 декабря 2018 г., 27 сентября 2019 г., с предложением об установлении размера ежемесячной надбавки главе города Апатиты Гилярову А.Г. за работу со сведениями, составляющими государственную ***.
Оценивая данные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу, что поскольку решения об установлении главе муниципального образования ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную *** в размере 45 % Советом депутатов города Апатиты не издавались, вышеуказанные распоряжения главы города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области о размере такой надбавки изданы неуполномоченным лицом (главой муниципального образования), в связи с чем являются недействительными. При этом судом первой инстанции учтено, что ответчик имел безусловное право на получение ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную *** в размере, который указан в качестве минимального - 30%, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объективных оснований для установления данной надбавки в ином размере судом не было установлено, потому выводы суда признаются правильными, оснований их переоценки судебная коллегия не имеет.
Поскольку Гиляров А.Г. в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств возврата денежных средств, оценив имеющиеся в деле доказательства с соблюдением требований статьей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно взыскал с Гилярова А.Г. в бюджет муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией, полученные им выплаты в счет надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную *** (15% от 45%) в размере ***.
Суд, верно применив нормы права, установив, что решения о выплате денежных средств приняты ответчиком с нарушением компетенции, в отсутствие объективных оснований вынесения соответствующих приказов, без учета требований законодательства о необходимости принятия должностным лицом органа местного самоуправления мер по предотвращению конфликта интересов, пришли к правомерному выводу об удовлетворении требований истца.
С учетом изложенного, ссылка на неправильное толкование судом норм действующего законодательства, утверждения ответчика о том, что он в период осуществления полномочий главы муниципального образования был вправе издавать распоряжения о выплате себе денежного вознаграждения, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу ошибочности позиции, неверного толкования ответчиком указанных им правовых норм.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При разрешении спора судом к сложившимся правоотношениям правильно применены нормы права о неосновательном обогащении, а не трудовое законодательство в части взыскания ущерба, причиненного работником работодателю, как на том настаивает податель апелляционной жалобы.
Трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работодателем (представителем нанимателя) и работником (муниципальным служащим), который разрешается судом на основании Трудового кодекса Российской Федерации.
Между тем основанием подачи иска прокурором послужили неправомерные действия ответчика, в результате которых на его стороне возникло неосновательное обогащение, подлежащее возврату в местный бюджет, в связи с чем судом обоснованно применены нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы суда основаны на правильном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 г. № 114-О-О, от 16 июля 2013 г. № 1241-О и от 27 октября 2015 г. № 2437-О, согласно которой глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа.
В связи с установленными обстоятельствами, имеющими значение для дела, суждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что получение премии не составляет неосновательного обогащения в том смысле, который предусмотрен в статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, на правильность принятого решения не влияют.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе относительно наделения главы муниципального образования полномочиями по изданию актов о своем премировании, что в свою очередь является выражением воли представительного органа при реализации полномочий, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку наделяя главу муниципального образования полномочиями по премированию самого себя, Совет депутатов вышел за пределы предоставленных полномочий и самоустранился от решения данного вопроса, прямо отнесенного к его компетенции Уставом муниципального образования город Апатиты и статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом Совет депутатов удовлетворил протест прокурора, по результатам рассмотрения которого порядок выплаты премии главе муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией был приведен в соответствие с требованиями закона.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно сослался на положения статей 1, 10 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку в решении не указано каким образом издание распоряжения о премировании влияло или могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей, правильность выводов суда не опровергает и основанием для отмены решения суда не является, поскольку, сводится к иной оценке исследованных судом доказательств и иному толкованию норм материального закона, для чего судебная коллегия оснований не усматривает.
Кроме того, давая оценку действиям ответчика, суд правильно применил положения указанного нормативного акта и верно отметил, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
Решение суда об удовлетворении иска основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправомерной судебная коллегия не находит.
Само по себе несогласие подателей жалоб с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований суду апелляционной инстанции считать решение неправильным.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Апатитского городского суда Мурманской области от 21 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гилярова А.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий: | |
Судьи: |