ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1577/19 от 30.07.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-11731/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 30 июля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Богдевич Н.В.,

судей Кожевниковой Л.П., Шефер И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1577/2019 по иску прокурора Березовского района в интересах ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании решения незаконным, возложении обязанности,

по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» на решение Березовского районного суда от 04 декабря 2019г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 февраля 2020 года,

заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В., выслушав прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционного-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Прокурор Березовского района в интересах ФИО1 ( далее-ФИО1) обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Березовского района ( далее- Управление, ответчик) о признании решения незаконным, возложении обязанности.

Требования прокурор мотивировал тем, что инвалид <данные изъяты> группы ФИО1 обратилась 16 октября 2018г. к ответчику с заявлением о назначении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Решением от 24 октября 2018г. ей было отказано в связи с наличием у нее задолженности по оплате электроэнергии. Принятое Управлением решение является незаконным. В этой связи прокурор просил суд признать отказ в назначении мер социальной поддержки от 24 октября 2018г. в виде компенсации расходов на оплату жилищно- коммунальных услуг инвалиду <данные изъяты> группы ФИО1 незаконным; возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО1 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01 ноября 2018г.

В судебном заседании произведена замена ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Березовского района, прекратившего свою деятельность в связи с ликвидацией, на КГКУ «Управление социальной защиты населения».

Решением Березовского районного суда от 4 декабря 2019г. постановлено:

Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края в интересах ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края об отказе в предоставлении меры социальной поддержки от 24.10.2018 года в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалиду <данные изъяты> группы ФИО1 незаконным.

Возложить обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» предоставить ФИО1 меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.11.2018 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 февраля 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчика, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда, как незаконного.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Таких нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями допущено не было.

Из материалов дела видно, что ФИО1 является инвалидом <данные изъяты><данные изъяты>

16 октября 2018г. ФИО1 в лице законного представителя ФИО3 обратилась в УСЗН Администрации Березовского района с заявлением о назначении мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Решениями УСЗН Администрации Березовского района от 24 октября 2018г. ФИО1 было отказано в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг по тем основаниям, что у нее имеется задолженность по оплате электроэнергии.

Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предусматривающих меры социальной поддержки, в системном толковании с нормами жилищного законодательства, предоставление такой меры социальной поддержки как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат на оплату жилого помещения.

Принятие ответчиком решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, фактически возлагает на инвалида обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме, при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Суд, принял во внимание разъяснения, изложенные в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015г., которым был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов, а также внесенные Законом Красноярского края от 04 февраля 2016г. № 10-4209 соответствующие изменения в Закон Красноярского края от 17 декабря 2004г. № 13-2804, пришел к выводу о том, что принятое ответчиком решение об отказе ФИО1 в предоставлении мер социальной поддержки является незаконным и возложил на него обязанность предоставить ФИО1 меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01 ноября 2018г.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что решение суда считает законным и обоснованным, исходя из следующего.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, т.е. средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, являются мерами социальной поддержки граждан, поскольку Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

В этой связи действующее правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, т.к. само по себе наличие у гражданина долга по жилищно-коммунальным услугам не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки или для их приостановления либо прекращения.

Указанная правовая позиция изложена в п.47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Согласно и.5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Статья 160 ЖК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и содержит указание на то, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Таким образом, по общему правилу, меры социальной поддержки гражданам предоставляются при отсутствии у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Вместе с тем, правовые гарантии социальной защиты инвалидов, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым основанием для получения льгот является предоставление справки, подтверждающей факт установления лицу инвалидности, обязанность по предоставлению иных документов законом не предусмотрена.

В соответствии с п.п.13, 14 ст. 17 этого же Федерального закона, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, с 01 октября 2015г. - инвалидам, проживающим в собственных квартирах (приватизированных или купленных) предусмотрены льготы только на коммунальные услуги (электроэнергию, отопление, водоотведение, холодное и горячее водоснабжение). Льгота на оплату жилищных услуг предоставляется только инвалидам, проживающим в государственном и муниципальном жилье. Инвалидам I и 11 групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На территории Красноярского края компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в соответствии с Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Согласно ст.7 указанного Закона Красноярского края, меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со статьями 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона «О ветеранах», статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктом 17 части первой статьи 2 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий. Следовательно, к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий в соответствии с указанным Законом Красноярского края, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст.13 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804, для предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, заявитель или лицо, уполномоченное им на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства (пребывания) либо в краевое государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки с указанием способа направления уведомления о принятом решении (по электронной почте или на бумажном носителе), копию документа, удостоверяющего личность, копию документа, подтверждающего регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, копию удостоверения (свидетельства), подтверждающего право на получение субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в соответствии со статьями 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, с приложением к нему документов, установленных пунктами 2-8.1 настоящей статьи, копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (пребывания), документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг) (в ред. от 05.07.2018).

В случае обращения за получением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, по месту пребывания заявитель или лицо, уполномоченное им на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, дополнительно представляет копию свидетельства о регистрации по месту пребывания, документ, подтверждающий прекращение предоставления (непредоставление) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по месту постоянного жительства.

Требование настоящего пункта о представлении документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг) не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (абзац введен Законом Красноярского края от 04.02.2016 №10-4209).

В соответствии с положениями ч.ч.1,2 ст.20.1 указанного Закона Красноярского края, субсидии и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

При этом предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается и прекращается по решению органа местного самоуправления.

Основаниями для приостановления предоставления субсидий и мер социальной поддержки является наличие у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц, а для прекращения их предоставления - непогашение задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины её образования).

Согласно п.4 ст.20.1 этого же Закона (в ред. от 05.07.2018) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, принимая во внимание, что Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в соответствии со ст. 13 и п.4 ст.20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции Закона Красноярского края от 04 февраля 2016г. №10-4209). не предусмотрено лишение инвалида права на получение меры социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при решении вопроса о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам не могло быть отказано в их предоставлении лишь по основанию о наличии задолженности по оплате этих услуг.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствуют требованиям действующего законодательства. Регулирующие спорные правоотношения.

Судебные инстанции, применив указанные нормы материального права, пришли к выводу о неправомерности решения ответчика от 24 октября 2018г. в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг и, принимая во внимание, что заявление и документы о назначении мер социальной поддержки истицей поданы 16 октября 2018г., руководствуясь ч.1 ст. 14 указанного Закона Красноярского края, суд первой инстанции возложил обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» предоставить ФИО1 меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01 ноября 2018г.

Данные выводы судебных инстанций по мнению судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции являются правомерными.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции не принимает во внимание как необоснованные доводы кассационной жалобы ответчика о том, что согласно ст.ст.159, 160 ЖК РФ меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилищно- коммунальных услуг и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению; что Законом Красноярского края №13-2804 для всех категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установлены одинаковые (равные для всех) требования, соответствующие нормам ЖК РФ; что федеральные законы, которые являются специальными законами, не могут подменять (изменять) общие требования ЖК РФ в части правового регулирования отношений по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку в период возникновения настоящего спора действовали вышеприведенные положения Закона Красноярского края, предусматривающие невозможность прекращения на территории Красноярского края предоставления мер социальной поддержки инвалидам, имеющих задолженность по жилищно-коммунальным услугам, а также запрещающие требовать у инвалидов при обращении за получением мер социальной поддержки предоставление справок о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Иные доводы кассационной жалобы, приведенные заявителем основаны на субъективной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов, повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой и апелляционной инстанции.

Вопреки утверждению заявителя представленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ были исследованы судами и оценены с точки зрения их относимости, допустимости, достаточности и взаимосвязи в совокупности с другими доказательствами.

По существу доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебного постановления.

С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Березовского районного суда от 04 декабря 2019г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи