Председательствующий по делу Дело №33-3311/2022
Судья Недзельский А.А.
(дело в суде первой инстанции №2-164/2022,
УИД 75RS0017-01-2022-000156-55)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Комковой С.В.
судей Процкой Т.В., Трифонова В.А.
при ведении протокола помощником судьи Суходолиной В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 20 сентября 2022 года гражданское дело по иску прокурора Ононского района в интересах неопределенного круга лиц к министерству образования и науки Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «Ононский район», комитету образования администрации муниципального района «Ононский район», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» об обязании организовать получение обучающимися образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства
по апелляционной жалобе представителя министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В.
на решение Ононского районного суда Забайкальского края от 4 июля 2022 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Ононского района Ванчугова И.С. в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «Ононский район», Комитету образования администрации муниципального района «Ононский район», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» об обязании организовать получение обучающимися образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края, администрацию МР «Ононский район», комитет образования администрации МР «Ононский район, МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» организовать в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получение обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В случае недостаточности финансовых средств у Министерства образования и науки Забайкальского края, администрации МР «Ононский район», комитета образования администрации МР «Ононский район, МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» на организацию в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получения обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства обязать Министерство финансов Забайкальского края профинансировать мероприятия по организации в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получения обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Ононского района ссылался на результаты проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об образовании в МБОУ «Нижнецасучейская СОШ». Согласно заключению эксперта от 16 мая 2022 года физический износ здания и отдельных его элементов составил 80%, капитальный ремонт здания нецелесообразен. Дальнейшая эксплуатация здания невозможна. Надежность здания не обеспечивается по условиям прочности и устойчивости. В МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» обучается более 400 человек. Организация обучения в соответствии с требованиями федерального законодательства более 400 обучающихся может быть достигнута в результате строительства нового здания МБОУ «Нижнецасучейская СОШ», приобретения иного здания и его приведение в соответствие с требованиями федерального законодательства к образовательным учреждениям и другими способами, требующими значительных финансовых затрат, с целью исполнения соответствующими органами и организациями возложенной законом обязанности в случае недостаточности собственных средств требуется привлечение средств бюджета Забайкальского края. Просил обязать министерство образования и науки Забайкальского края, администрацию муниципального района «Ононский район», комитет образования администрации муниципального района «Ононский район, МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» организовать в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получение обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства; в случае недостаточности финансовых средств у министерства образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Ононский район», комитета образования администрации муниципального района «Ононский район, МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» на организацию в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получения обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства обязать министерство финансов Забайкальского края профинансировать мероприятия по организации в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получения обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства (т. 1, л.д. 5-8).
Судом постановлено приведенное выше решение (т. 1, л.д. 195-202).
В апелляционной жалобе представитель министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Из объяснений представителей МБОУ «Нижнецасучейская СОШ», комитета образования администрации муниципального района «Ононский район» и администрации муниципального района «Ононский район» можно сделать вывод, что организация учебного процесса в настоящее время осуществлена. Министерство образования и науки Забайкальского края, министерство финансов Забайкальского края исковые требования не признали. Судом принято решение со ссылками на статьи Федерального закона от 4 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то есть судом признано, что организация учебного процесса в 2022-2023 учебном году и последующие учебные году в МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» обеспечивается путем строительства нового здания школы, и требования прокурора сводятся к тому, что мероприятием по организации учебного процесса является строительство нового здания школы. Судом не дана оценка доводам министерства финансов Забайкальского края о том, что строительство, обеспечение содержания здания МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» не относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Требование прокурора о том, что в случае недостаточности собственных финансовых средств требуется привлечение средств бюджета Забайкальского края, не основано на нормах действующего законодательства. Произвольное возложение обязанности по финансированию расходов с местного бюджета на региональный бюджет противоречит действующему бюджетному законодательству. Судом не приняты во внимание нормы, разграничивающие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, не дана оценка нормам бюджетного законодательства. Со ссылками на статьи 10, 12 Конституции РФ, пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ, подпункт 13 пункта 2, пункт 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, 28 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что полномочия организации учебного процесса, по строительству здания школы являются полномочиями администрации муниципального района «Ононский район» и должны исполняться за счет средств местного бюджета. Решение суда вызовет затруднения при исполнении, так как министерство финансов Забайкальского края и министерство образования и науки Забайкальского края не вправе исполнять обязательства органов местного самоуправления, тем более нести субсидиарную ответственность по финансированию расходных обязательств органов местного самоуправления. Бюджет Забайкальского края не отвечает по обязательствам органов местного самоуправления, осуществляемых за счет средств местного бюджета. Министерство финансов Забайкальского края при исполнении указанного решения вынуждено будет обратиться за разъяснением решения суда. Решением суда на министерство финансов Забайкальского края неправомерно возложена обязанность по финансированию как на юридическое лицо, однако министерство финансов Забайкальского края в силу Положения о министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2018 года №165, является финансовым органом Забайкальского края. Публично-правовое образование – Забайкальский край не привлечено к участию в деле. Просит решение районного суда изменить в части обязания министерства финансов Забайкальского края профинансировать мероприятия по организации в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получения обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства в случае недостаточности финансовых средств у министерства образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Ононский район», комитета образования администрации муниципального района «Ононский район», МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» на организацию в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получения обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства, в удовлетворении требований прокурора Ононского района, заявленных к министерству финансов Забайкальского края, отказать, принять по делу новое решение (т. 1, л.д. 221-225).
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Ононского района Арсентьев М.С. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение районного суда – без изменения (т. 1, л.д. 240-241).
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Вецину Т.А., представителя ответчика министерства финансов Забайкальского края Першину Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (абзац четвертый пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное) является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не избранная лицом форма обращения в суд.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. При этом суд может самостоятельно определить вид судопроизводства, в котором подлежит разрешению заявление.
Поскольку заявленные прокурором требования организовать в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получение обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства связаны с реализацией органами местного самоуправления и государственной власти публично-властных полномочий по исполнению и применению законодательства об образовании, такие требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
перейти к рассмотрению дела по иску прокурора Ононского района в интересах неопределенного круга лиц к министерству образования и науки Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «Ононский район», комитету образования администрации муниципального района «Ононский район», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» об обязании организовать получение обучающимися образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства по правилам административного судопроизводства.
Дело передать для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.
Председательствующий: С.В.Комкова
Судьи: Т.В.Процкая
В.А.Трифонов