ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-18903 от 03.04.2012 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

                                                                                    Коряжемский городской суд Архангельской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                            Вернуться назад                                                                                           

                                    Коряжемский городской суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2 - 189 03 апреля 2012 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Мишуковой О.Н.,

при секретаре Коряковской В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Коряжме в помещении суда 03 апреля 2012 года гражданское дело по иску прокурора города Коряжма в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования .... о возложении обязанности разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных (городских) лесов МО ....,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Коряжма обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования .... (далее по тексту - администрация МО .... ) о возложении обязанности разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных (городских) лесов МО .... и поставить на кадастровый учёт земельные участки, на которых расположен муниципальный (городской) лес. В обоснование заявленных требований указал, что администрацией МО .... при наличии соответствующих полномочий в нарушение требований Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Лесного кодекса Российской Федерации, Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 г. № 377, не разработан в установленном порядке Лесохозяйственный регламент муниципальных (городских) лесов МО ...., не поставлены на кадастровый учёт земельные участки, на которых расположен муниципальный (городской) лес, что создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду. Прокурор г. Коряжма просил суд обязать администрацию МО .... в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных (городских) лесов; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположен муниципальный (городской) лес.

03 апреля 2012 года прокурор г. Коряжма заявленные требования уточнил, просит суд обязать администрацию МО .... в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных (городских) лесов   Иных требований к администрации МО .... прокурор г. Коряжма не заявляет.

Представители третьих лиц - Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Архангельского филиала ФГУП «Рослесинфорг», извещенные о месте и времени судебного разбирательства заблаговременно надлежащим образом  , в судебное заседание не явились, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд, не сообщили, представили суду свою позицию по иску  . Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотрение дела без участия представителей третьих лиц по представленным суду доказательствам.

В судебном заседании помощник прокурора г. Коряжма Тихонов Н.Г. заявленные прокурором г. Коряжма уточненные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика МО .... ФИО1, действующий по доверенности   с заявленными прокурором г. Коряжма уточненными требованиями не согласился, просит суд прекратить производство по делу по основаниям, предусмотренным ст.220, ст.134 ч.1. п.1 ГПК РФ, поскольку в силу положений ст. ст. 12,130 Конституции Российской Федерации и ст. 7 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения. Органы местного самоуправления самостоятельно принимают муниципальные правовые акты, и суды в данном случае не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Лесохозяйственный регламент, о разработке и утверждении которого прокурор г. Коряжма просит обязать администрацию МО .... является муниципальным нормативным правовым актом, а поскольку суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять нормативный правовой акт, заявленные прокурором г. Коряжма требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Заслушав участвующего в деле прокурора, представителя администрации МО ...., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).

Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (1); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (5).

В силу положений части 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи ( часть 2 ст. 87 ЛК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет ( часть 4 ст. 87 ЛК РФ).

Согласно части 5 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка ( часть 6 ст. 87 ЛК РФ).

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ( часть 7 статьи 87 ЛК РФ).

Таким образом, в силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, поскольку издается в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Прокурор г. Коряжма просит суд обязать администрацию МО .... разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных (городских) лесов МО .....

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В силу статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.

В силу требований Конституции Российской Федерации о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10) органы местного самоуправления самостоятельно принимают муниципальные правовые акты, суды в данном случае не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность таких органов. Иное означало бы вмешательство судов в полномочия органов местного самоуправления и нарушение конституционного принципа разделения властей.

Следовательно, суд не может обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный акт, поскольку это является исключительной компетенцией данного органа местного самоуправления.

Рассмотрение требований прокурора о возложении на администрацию МО .... обязанности разработать и утвердить в установленном порядке нормативный правовой акт - Лесохозяйственный регламент муниципальных (городских) лесов МО .... в рамках избранного прокурором способа защиты предполагает вмешательство суда в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления, что недопустимо.

В соответствии с абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Принимая во внимание, что суд не может обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный акт, поскольку это является исключительной компетенцией данного органа местного самоуправления, заявленное прокурором г. Коряжма требование к администрации МО о возложении обязанности разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных (городских) лесов МО ...., который является нормативным правовым актом, не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, а следовательно производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 134 ч. 1 п. 1 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 134 ч.1 п.1, 20, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу по иску прокурора города Коряжма в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования .... о возложении обязанности разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных (городских) лесов МО .... - прекратить.

Определение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи частной жалобы через Коряжемский городской суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.

Председательствующий - О.Н. Мишукова